Что проверить в договоре с банком на расчетно-кассовое обслуживание

224
Договор с банком на расчетно-кассовое обслуживание относится к договорам присоединения. Его условия стандартны и не пересматриваются под клиента. Наши рекомендации помогут тщательнее подойти к изучению подобных контрактов и выбрать такой банк, чьи условия сотрудничества более всего соответствуют пожеланиям компании.

Расчетно-кассовое обслуживание (РКО) чаще всего регулируется договором банковского счета, по которому банк обязуется открыть счет и осуществлять расчетно-кассовое обслуживание по нему. Реже заключаются два отдельных договора (на открытие счета и РКО соответственно).

Прежде чем заключить договор на расчетно-кассовое обслуживание, необходимо убедиться в том, что компанию устраивают срок зачисления и списания платежей, правила выдачи справок и выписок, стоимость услуг и условия ее пересмотра, а также другие положения этого документа.

Какие убедиться в качестве услуг при расчетно-кассовом обслуживании

Чтобы удостовериться в качестве расчетно-кассового обслуживания при подписании договора с банком, обратите внимание на такие пункты:

  • порядок зачисления денежных средств;
  • порядок списания денежных средств;
  • порядок документооборота;
  • порядок ответственности банка.

Чаще всего претензии компаний к качеству расчетно-кассового обслуживания связаны с задержками при зачислении платежей на расчетный счет. В отдельных случаях на эту операцию может уходить до 7–10 дней. Тогда как в соответствии с законодательством общий срок платежей по безналичным расчетам не должен превышать два операционных дня в случае оплаты в пределах одного субъекта РФ, пять операционных дней – в пределах России. Оптимально, если денежные средства зачисляются не позднее следующего рабочего дня с даты поступления расчетного документа в банк.

Сроки списания денежных средств с расчетного счета – также очень важное условие договора, так как в контрактах с поставщиками могут быть предусмотрены санкции за нарушение сроков оплат. Пени и штрафы последуют и за несвоевременную уплату налогов. Для компании выгоднее, чтобы договор с банком на расчетно-кассовое обслуживание обеспечивал более быстрое списание денежных средств. Ведь так можно избежать задержек оплат по независящим от нее обстоятельствам. Если на расчетном счете компании достаточно денежных средств, деньги со счета должны списываться не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия банком ее расчетного документа (ст. 80 Закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ).

Зачастую банк выдает предприятию выписки по мере совершения операций по счету, но могут быть ситуации, когда необходимо получить утерянную выписку или банковскую справку, чтобы предъявить по месту требования. В договоре нужно предусмотреть срок представления таких документов. Он обычно равняется одному-двум дням со дня получения банком соответствующего запроса. Подробнее о том, как наладить документооборот, см Организация документооборота в финансовой службе.

Не будет лишним как можно внимательнее изучить отдельные положения об ответственности банка, которые могут быть напрямую не указаны в договоре, однако применяются «по умолчанию» в соответствии с гражданским законодательством РФ. К ним можно отнести ответственность банка за невыполнение авторизованного задания предприятия, за необоснованное списание денежных средств со счета, а также за несоблюдение сроков списания (зачисления) денежных средств. В этом случае банк должен уплатить на эти суммы проценты (ст. 856 и 395 ГК РФ).

Как оценить стоимость расчетно-кассового обслуживания

До подписания договора с банком необходимо ознакомиться с действующими тарифами, в соответствии с которыми будет взиматься плата за расчетно-кассовое обслуживание. Чаще всего тарифы распространяются на операции, выполняемые в обычном порядке. За все, что подразумевает дополнительный объем работ или затрат, банк может взимать специальную или дополнительную комиссию. Стоит убедиться, что в договоре предусмотрено уведомление клиента о том, что предстоящие банковские операции придется ему оплатить отдельно.

Обратите внимание, меняются ли тарифные сетки в зависимости от динамики показателей компании. Например, плата за ежемесячное обслуживание может быть снижена исходя из количества операций или оборотов компании за расчетный период.

Поскольку банки пересматривают тарифы на обслуживание в одностороннем порядке, важно проверить, предусмотрено ли договором предварительное уведомление об изменении стоимости услуг. Такое условие позволит заранее оценить приемлемость новых тарифов и при необходимости принять решение о смене банка-партнера (о том, его как выбрать, см. Как выбрать банк для расчетно-кассового обслуживания).

Как обеспечить конфиденциальность и безопасность информации при расчетно-кассовом обслуживании

Чтобы обеспечить конфиденциальность информации, в договоре обязательно должно быть условие о хранении тайны, касающейся сведений об операциях на счете, и иной информации, полученной банком от предприятия в рамках договорных отношений. Кроме того, нужно иметь в виду, что в случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, компания, права которой были нарушены, может потребовать от него возмещения причиненных убытков. При этом доказательства причинения убытков ложатся на компанию.

Для обеспечения информационной безопасности в тексте договора необходимо определить, на какую из сторон возложены обязательства по предотвращению утечки защищаемой информации, чтобы избежать несанкционированных и непреднамеренных воздействий на нее. Такое условие особенно важно при использовании электронных платежных систем, где высок риск злоупотреблений и мошенничества. Для его минимизации (установления подлинности и неизменности трансакций) используются программные средства простановки и проверки под электронным документом электронной подписи.

К обязательствам банка также лучше отнести обязанность сверять подписи и печати на платежных документах с образцами подписей и печати на банковской карточке в случае, если документы на платеж передаются в банк на бумажном носителе. Это условие позволит снизить риски проведения операций неустановленными лицами.

Если оформление платежного поручение поручено лицу, подписи которого нет в банковской карточке образцов подписей, банк должен исполнить подобное поручение в следующих случаях:

  • договор предоставляет ему на это право и на него возложена соответствующая обязанность;

  • такое поручение подкреплено распоряжением клиента, оформленным в соответствии с образцами подписей и печати из банковской карточки.

Какие дополнительные услуги можно получить у банка при расчетно-кассовом обслуживании

Возможность начисления процентов на остаток денег на расчетном счете часто рассматривается как некая привилегия клиентам и предоставляется не во всех банках. Это условие может быть прописано как в основном договоре на расчетно-кассовое обслуживание, так и в дополнительном соглашении к нему. Как вариант, может предоставляться как отдельный банковский продукт.

При наличии такого условия нужно обратить внимание на то, какие процентные ставки устанавливаются, а также когда производится выплата начисленных процентов (например, ежемесячно в последний рабочий день месяца). Нужно также иметь в виду, что с суммы полученных процентов компания-клиент должна уплатить налог на прибыль.

Подготовлено по материалам ФСС «Система Финансовый директор»



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Какие вопросы вам задают на защите годового отчета директор и акционеры? Выберите, пожалуйста, все возможные варианты.

  • Почему столько ушло на налоги? 49.12%
  • Почему такая выручка? 22.81%
  • Если есть прибыль, то где деньги? 59.65%
  • Какие дивиденды получим? 19.3%
  • Какой результат будет в следующем году? 45.61%
  • Почему мы платим премии сотрудникам отдела «Н» если план компании не выполнен? 24.56%
  • У нас прибыль, зачем брать еще кредит? 19.3%
  • Почему не все расходы учли в налоговом учете? 19.3%
  • А почему такая большая кредиторская задолженность? 29.82%
  • А почему в августе нет выручки, ведь были заказы в работе и оплаты приходили? 12.28%
  • Какие премии в этом году вы планируете выплатить топ-менеджерам и почему? 12.28%
  • Какие результаты будут у компании через 5-10 лет. Ваши прогнозы? 24.56%
  • Если у нас убытки, может просто закрыть фирму или продать? 40.35%
  • Как мне понять, что годовой отчет составлен верно, что в нем нет манипуляций? 33.33%
  • Как обстоят дела у других предприятий конкурентов? 15.79%
результаты

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль