Безопасный управленческий учет

1130
Соппа Кирилл
финансовый директор ООО «СП-НОВОСБИРСК»
Автор делится опытом, как вести управленческий учет, чтобы минимизировать налоговые риски и рассматривает одну из самых популярных схем оптимизации налогов.

В прошлый раз я рассказывал о возможных неблагоприятных налоговых последствиях управленческого учета. Чаще всего налоговая оптимизация возникает за счет использования нескольких юридических лиц и имитации их «независимой» деятельности. В то же время, управленческий учет имеет противоположные цели, а именно консолидировать всю хозяйственную деятельность бизнеса. Причем проблемой является не только регулярная консолидированная отчетность, но и жестко связанные при внедрении и автоматизации учета бизнес-процессы, протекающие в якобы независимых юридических лицах. В первую очередь это показания сотрудников, которые сопровождают разные юридические лица, зачастую не по месту трудоустройства, используют для этого одно и то же программное обеспечение, бюджетируют и отчитывают все компании по одной форме и в одни сроки…

Кратко напомню свои тезисы о том, какой управленческий учет можно считать «безопасным» с точки зрения налоговых последствий.

  1. Очевидная «самостоятельность». Юридические лица, осуществляющие самостоятельную деятельность должны вести самостоятельный учет. Поэтому необходимо делать управленческую отчетность для них, даже если ее никто не будет смотреть. Если куплена программа для ведения управленческого учета, то все юрлица должны иметь самостоятельные договоры с компанией-интегратором.
  2. Исключение мнимости. Не должно быть очевидного расхождения между назначением операций по предмету договора и их отражением  в управленческом учете.
  3. Минимальная консолидация. Идеально консолидировать только отчетность и вести раздельные реестры операций.

Для примера приведу один кейс как надо вести управленческий учет, чтобы минимизировать налоговые риски. Это одна из самых распространенных схем налоговой оптимизации – индивидуальный предприниматель в качестве единоличного исполнительного органа юридического лица. Суть схемы состоит в переводе такого ИП на налоговый спецрежим – упрощенную систему с объектом налогообложения «доходы» и ставкой 6%. В результате снижается эффективная ставка налога на прибыль с 20% до 6% и появляется источник наличных денег.

Классическая методология управленческого учета в таком случае требует внести банковскую выписку ИП в единый реестр операций, операции по договору с ИП отразить как «внутрихолдинг» («транзит», «внутренняя проводка»), а снятие денег с расчетного счета ИП отразить, например, как дивиденды (если снимаемая наличность идет на выплаты дохода собственнику).

Дата

Сумма

Банк

Юрлицо

Операция

Контрагент

Комментарий

29/03/16

-300 000,00

А-Банк

ООО «Наш бизнес»

Внутрихолдинг

ИП Иванов

Оплата за исполнение функций ЕИО

29/03/16

300 000,00

Банк !

ИП Иванов

Внутрихолдинг

ООО «Наш бизнес»

Выручка за услуги управления

02/04/16

-282 000,00

Банк !

ИП Иванов

Выплата дивидендов

Снял в  банкомате

18/04/16

-18 000,00

Банк !

ИП Иванов

Оплата налогов

УФК (ИФНС России)

Оплата налогов за 1 квартал 2016

Тогда в отчете за период «Внутрихолдинг» схлопнется и управленческая отчетность нам отразит реальное движение средств, в том числе налоги, уплачиваемые индивидуальным предпринимателем отразятся в отчете о прибылях и убытках. Дополнительно нулевой остаток по внутрихолдинговым операциям является контрольным значением правильности отражения транзитных операций в учете (большинство этих операций не несут смысловой нагрузки с точки зрения самого бизнеса и возникают вследствие дробления юридических лиц).

Как я уже говорил, данная методология влечет налоговые риски. Объективную картину получат не только руководители бизнеса, но и проверяющие. Чтобы минимизировать риски нельзя включать выписку по ИП в единый реестр. Платежи в адрес ИП необходимо отражать, как написано в предмете договора по статье «Оплата поставщику» (или иной расходной статье, соответствующей учетной политике). Чтобы потом увидеть правильную картину в управленческой отчетности нужно эти расходы просто вынести в итоговом отчете.

ОТЧЕТ о прибылях и убытках

1

ДОХОДЫ

10 000 000,00

...

...

2

РАСХОДЫ

-8 000 000,00

...

...

...

3

Операционная прибыль

2 000 000,00

Расходы на управление бизнесом

-800 000,00

4

Нераспределенная прибыль в резерв

1 200 000,00

Выделение данной строки не несет рисков. Вполне естественно в итоговой отчетности видеть результат управления отдельно от затрат на управление. Более того, вознаграждение по договору может быть привязано к полученным финансовым результатам и это вполне естественно для управляющего. Учет в самом ИП можно и нужно поручить независимой бухгалтерской фирме на аутсорсинге, он несложен. По завершении периода достаточно будет к отчету о прибылях и убытках положить собственнику короткую справку такого вида

ДОХОДЫ

800 000,00

Налоги

-48 000,00

Бухобслуживание

-15 000,00

Услуги банка

-4 500,00

Собственные средства

732 500,00

Реальная картина получается за счет правильной интерпретации одной строки отчетности. Нахождение этих двух отчетов в одних руках краткосрочно. Эти отчеты готовятся в разных формах и разными людьми. Каждый отчет в отдельности полностью соответствует той картинке, которую мы хотим «показать» проверяющим. Для контроля правильности отражения внутрихолдинговых операций нужно регулярно проводить сверку взаиморасчетов между ООО и ИП и оформлять соответствующий акт. Это еще больше снизит риски поскольку является обычной практикой делового оборота между двумя независимыми компаниями. Учет ведется самостоятельно. Мнимости нет. Консолидации нет. Управленческий учет не несет налоговых рисков.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль