Расчет и анализ маржинальной прибыли на примере

1049
Для анализа способности компании покрывать постоянные издержки производства, используют такой параметр, как маржинальная прибыль. Из этого материала вы узнаете, что это такое и как ее рассчитать.

Общие принципы и положения

Выручка от продаж — это первые поступления денежных средств от производственной деятельности предприятия. После вычета переменных расходов, компания получает маржинальную прибыль – параметр, который показывает необходимый объем выпуска продукции для преодоления точки безубыточности. Кроме этих есть и другие виды прибыли и расходов (см. рисунок).

Рисунок. Схема распределения прибылей и расходов

Расчет и анализ маржинальной прибыли на примере

Для расчета и анализа маржинальной прибыли необходимо четко понимать несколько важных составляющих, на которых основан этот параметр. Это:

  • валовая прибыль,
  • постоянные расходы,
  • переменные расходы,
  • точка безубыточности,
  • маржинальный доход.

Маржинальная прибыль и валовая прибыль — разные вещи. Валовую прибыль определяют как выручку, из которой вычтены затраты на производство товаров, их себестоимость. Обычно валовая прибыль определяется по состоянию на конец финансового года, но она также может быть рассчитана на любой момент времени исходя их потребностей анализа финансовой деятельности компании.

К постоянным расходам или затратам относят те расходы, которые не меняются в зависимости от количества произведенных товаров. Даже если ничего не произведено или не выполнены никакие работы, то постоянные расходы у предприятия все равно останутся. К ним традиционно относят зарплату менеджеров предприятия, которые напрямую не вовлечены в производственный процесс — бухгалтерия и отдел кадров, обслуживающий персонал и руководство. Также постоянными являются траты на аренду помещений, налоги на имущество, амортизация, а также проценты по принятым на компанию финансовым обязательствам — займам и кредитам.

Переменные расходы, наоборот, зависят от объема выпущенной продукции. В отличие от постоянных, компания не несет трат по переменным расходам в случае остановки производства. Переменные затраты формируются из прямых и косвенных. По налоговому законодательству России к прямым относят расходы на покупку сырья и полуфабрикатов для производства, энергоресурсы и горюче-смазочные материалы, ремонтный фонд и запасные части для оборудования, а также затраты на оплату труда рабочего персонала. Начисления сверх оплаты труда, положенные по законодательству, также относятся к переменным расходам.

Точка безубыточности — это такая условная точка, когда размер маржинальной прибыли равен размеру постоянных затрат. В этом случае прибыли нет, но при увеличении объема реализованной продукции, она появится. Цель любого бизнеса — преодолеть эту точку и выйти в прибыль.

Маржинальный доход не стоит путать с маржинальной прибылью, как это делается повсеместно. Маржинальный доход — это доход полученный компанией от реализации одной единицы товара. Иногда его еще называют «удельная маржинальная прибыль».

Формула маржинальной прибыли

Для расчета необходимо знать объем выручки за единицу времени и переменные расходы на производство реализованного количества товара. Формула примет следующий вид:

МП = В — ПР;

где:

МП — маржинальная прибыль;

В — выручка;

ПР — переменные расходы.

Для расчета выручки можно использовать следующую формулу:

В = k * ЦПk,

где:

k – количество проданной продукции;

ЦПk – цена продажи одной единицы продукции.

Если необходимо определить удельную маржинальную прибыль, то применяется следующая формула:

УМП = ЦПk — (ПР / k),

где: УМП — удельная маржинальная прибыль.

Пример расчета

Стоит учесть, что при расчете МП на основе данных из бухгалтерского учета, можно взять технологическую себестоимость продукции взамен параметра ПР — переменные расходы, которые отдельно в бухучете выделить довольно сложно. Таким образом, для расчета берутся показатели строки 2110 бухгалтерского баланса — «Выручка» и показатели строки 2120 — «Технологическая себестоимость».

Допустим, предприятие показало следующие данные по итогам работы за два последних года (в рублях):

Показатель

Код

2014 год

2015 год

2016 год

Выручка

2110

30 000

100 000

200 000

Технологическая себестоимость

2120

30 000

65 000

110 000

Тогда маржинальная прибыль по годам будет равна:

МП2014 = В2014 — ПР2014 = 30 000 — 30 000 = 0 руб. (точка безубыточности).

МП2015 = В2015 — ПР2015 = 100 000 — 65 000 = 35 000 руб.

МП2016 = В2016 — ПР2016 = 200 000 — 110 000 = 90 000 руб.

Для расчета удельного значения МП, представим, что объем выпуска продукции и цена продажи одной единицы продукции по годам составил:

Год

2014 год

2015 год

2016 год

Объем выпуска продукции

1000 единиц

3000 единиц

7000 единиц

Цена продажи одной единицы

30 руб.

33,3 руб.

28,5 руб.

Тогда УМП по годам составит следующие значения:

УМП2014 = ЦПk2014 — (ПР2014 / k2014) = 30 — 30 000 / 1 000 = 0 руб.

УМП2015 = ЦПk2015 — (ПР2015 / k2015) = 33,3 — 65 000 / 3 000 = 11,7 руб.

УМП2016 = ЦПk2016 — (ПР2016 / k2016) = 28,5 — 110 000 / 7 000 = 12,7 руб.

Анализ УМП показывает, что в 2015 году при незначительном удорожании отпускной цены удалось утроить объем продаж. В 2016 году объем продаж вырос более чем вдвое, причем отпускная цена снизилась по сравнению с 2015 годом. Однако за счет снижения переменных расходов в перерасчете на одну единицу продукции, удалось повысить УМП на один рубль.

Расчет при большом ассортименте продукции

Для анализа МП на предприятиях, которые выпускают широкий ассортимент продукции, имеет смысл использовать коэффициент маржинальной прибыли или маржинальную рентабельность. Это коэффициент позволяет сравнивать между собой не абсолютные рублевые значения различных товарных позиций, что может быть не совсем верным, а относительное значение. Формула для расчета коэффициента имеет следующий вид:

КМП = (МП / ЦПk) * 100%,

где:

КМП — коэффициент маржинальной прибыли.

Пример расчета

Допустим, компания выпускает пять товарных позиций и по итогам года показатели работы составили следующие значения дохода от продажи и переменных расходов для одной единицы товара (в рублях):

Позиция

Цена продажи одной единицы

Переменные расходы

Маржинальная прибыль

№1

11

6

5

№2

27

22

5

№3

45

30

15

№4

92

62

30

Тогда коэффициент маржинальной прибыли по позициям примет следующие значения:

КМП1 = (МП1 / ЦПk1) * 100% = 5 / 11 * 100% = 45%.

КМП2 = (МП2 / ЦПk2) * 100% = 5 / 27 * 100% = 18%.

КМП3 = (МП3 / ЦПk3) * 100% = 15 / 45 * 100% = 33%.

КМП4 = (МП4 / ЦПk4) * 100% = 30 / 92 * 100% = 32%.

Анализ маржинальной прибыли показывает, что наибольшая маржинальная прибыль у товара №4 — 30 рублей. Наименьшие значения у товаров №1 и №2 — по пять рублей. Можно сделать допущение, что выгоднее всего производить товар №4.

Однако анализ коэффициента изменяет картину. Наибольшую прибыль даст производство товара №1. У него соотношение МП к выручке — 45%. Товар №4 показывает коэффициента в 32%. Худший показатель у товара №2, его коэффициент всего 18%. Таким образом от производства товара №2 можно отказаться и перенаправить ресурсы на производство товара №1, как наиболее рентабельного.

Также можно проанализировать маржинальную прибыль одной ассортиментной позиции товара, реализованного в разных объемах. Например — три партии полностью идентичной продукции. Первая –  объемом 1000 единиц, вторая — 1400 единиц, третья — 1900 единиц. Возьмем следующие значения выручки, переменных расходов и маржинальной прибыли:

Позиция

Объем

Выручка

Переменные расходы на единицу

Переменные расходы

Маржинальная прибыль

Коэффициент маржинальной прибыли

№1

1 000 единиц

30 000 руб.

11 руб.

11 000 руб.

19 000 руб.

63%

№1

1 400 единиц

42 000 руб.

10 руб.

14 000 руб.

28 000 руб.

66%

№1

1 900 единиц

57 000 руб.

8 руб.

15 200 руб.

41 800 руб.

73%

Полученный коэффициент показывает, что отдача повышается с ростом объема производства — имеет место так называемый эффект масштаба. Это происходит из-за влияния множества факторов. При повышении объемов закупки сырья, полуфабрикатов и прочих материалов, относящихся к переменным расходам, обычно удается снизить затраты в перерасчете на одну единицу. Поставщики дают дополнительные скидки за объемы, технический процесс производства отлажен, снижаются простои и брак, в итоге производитель делает товар более высокого качества при меньшей себестоимости. А это влияет на конкурентное преимущество товара. С другой стороны у эффекта масштаба есть и опасные моменты — многие предприниматели теряли контроль над чрезмерно разросшимся производством. Чем больше компания, тем сложнее им управлять в «ручном режиме», тем выше цена ошибок — необходимо внедрять другие способы управления.

Расчет точки безубыточности

Это важный параметр при планировании нового производства или предприятия. Руководство компании должно понимать, сколько единиц продукции необходимо выпустить, чтобы маржинальная прибыль покрывала постоянные затраты или другими словами, сколько нужно сделать, чтобы выйти «в ноль». Кроме того, знание точки безубыточности позволяет корректировать отпускную цену продукции, составить план по выпуску продукции и определить уровень платежеспособности предприятия.

Формула для расчета точки безубыточности в натуральном выражении имеет следующий вид:

ТБ = ПостР / (ЦПk — ПРk),

где:

ТБ — точка безубыточности;

ПостР — постоянные расходы;

ПРk — переменные расходы на единицу продукции.

Пример расчета

Допустим, предприятие имеет возможность выпускать номенклатуру продукции со следующими показателями (в рублях):

Позиция

Постоянные расходы

Переменные расходы на единицу

Цена продажи одной единицы

№1

25 000

6

30

№2

25 000

22

27

№3

25 000

23

34

Для каждой ассортиментной позиции точка безубыточности будет иметь следующее значение:

ТБ1 = ПостР1 / (ЦПk1 — ПРk1) = 25 000 / (30 — 6) = 1 042 единицы (с округлением до целого значения).

ТБ2 = ПостР2 / (ЦПk2 — ПРk2) = 25 000 / (27 — 22) = 5 000 единиц.

ТБ1 = ПостР3 / (ЦПk3 — ПРk3) = 25 000 / (34 — 23) = 2 273 единицы (с округлением до целого значения).

Увеличение маржинальной прибыли

Постоянная работа по увеличению маржинальной прибыли — основная задача топ-менеджеров и аналитиков компании. С учетом того, что постоянный рост цены продажи одной единицы продукции невозможен, необходимо искать потенциал в других составляющих маржинальной прибыли. В первую очередь — это снижение переменных расходов на одну единицу товара.

Наиболее привлекательным здесь выглядит способ увеличения количества произведенной продукции, что в итоге даст эффект снижения затрат. Однако здесь необходимо помнить про емкость рынка, его насыщение, а также опасность неконтролируемого расширения производства, которое часто приводит к потере управления над компанией. Поэтому к увеличению объемов выпуска товаров следует относиться очень внимательно, просчитывая каждое изменение.

Переменные расходы можно снизить за счет постоянного поиска дешевых поставщиков, которые могут предложить более выгодные условия сотрудничества за счет снижения закупочной цены сырья, полуфабрикатов и других материалов.

Методические рекомендации по управлению финансами компании

Одним из самых действенных способов увеличения МП — повышение оборотов продаж за счет выхода на новые рынки и расширения географии присутствия компании. Другой способ — госзаказ. Если компания стремится получить стабильный контракт, который позволит более уверенно планировать работу, то необходимо участвовать в государственных тендерах и бороться за победу в них.

Также необходимо помнить про возможность снижения постоянных расходов. Оптимизация возможна за счет повышения качества работы обслуживающего персонала, уменьшения затрат на аренду — возможно компания арендует излишние площади. Дополнительно можно перевести наиболее затратную, но непрофильную деятельность аутсорсинговым компаниям или вовсе отказаться от нее. Стоит помнить, что постоянные расходы — это не константа, на которую невозможно повлиять. Это такой же ресурс повышения рентабельности всего предприятия и им не стоит пренебрегать.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль