Как управлять оборотным капиталом и сохранить ликвидность компании

750
Если нужно предпринять меры по страхованию ликвидности, помогут наши рекомендации. Они подскажут, какие ошибки в работе компании могут привести к потере ликвидности и как их избежать, какие действия помогут расплачиваться по своим обязательствам и при этом не допускать лишних расходов.

Чтобы застраховать предприятие от потери ликвидности, определите, как она зависит от оборотного капитала:

  • денежных средств;
  • запасов;
  • дебиторской задолженности.

Установите, какие риски с точки зрения потери ликвидности связаны с каждым из перечисленных элементов, и, проанализировав бизнес-процессы компании, разработайте меры защиты.

Как управлять денежными средствами компании для обеспечения ее ликвидности

Чтобы у компании не возникало проблем с ликвидностью, в части управления денежными средствами следует:

  • применять платежный календарь (подробнее о нем см. Как разработать и применять платежный календарь). Выплаты планировать в соответствии с поступлениями. Если последних недостаточно – заранее определять сумму и источники требуемого дополнительного финансирования (например, банковские кредиты, внутрикорпоративные займы, средства акционеров) и обеспечить его своевременное получение;
  • информировать сотрудников, ответственных за заключение договоров с поставщиками, о плановых значениях расходов. Запретить заключение соглашений, расходы по которым превышают бюджетные показатели, без согласования с руководителем компании;
  • усилить бюджетный контроль при согласовании заявок на платеж.

Дефицит денежных средств может возникнуть, если не контролировать сроки оплаты по доходным и расходным договорам. Если компания должна платить своим поставщикам раньше, чем поступят деньги от ее покупателей, проблем с ликвидностью не избежать.

Формула. Расчет неснижаемого остатка денежных средств

Как управлять оборотным капиталом и сохранить ликвидность компании

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

НОп

Размер неснижаемого остатка денежных средств на конец текущего периода (дня)

руб.

Результат расчета

ПЛ

Платежи высшего приоритета, запланированные на следующий период (день)

руб.

Реестр заявок

Пr

Гарантированные поступления от клиентов, ожидаемые в следующем периоде (на следующий день), которыми компания сможет сразу воспользоваться

руб.

Договоры с клиентами, с которыми компания давно сотрудничает и в соблюдении обязательств которых уверена (желательно получить подтверждение платежа)

Чтобы снизить риски возникновения кассового разрыва или дополнительных расходов, необходимо правильно соотносить сроки оплаты по доходным и расходным договорам, и ввести правила:

  • запретить сотрудникам компании заключать договоры с поставщиками на условиях предоплаты без дополнительного согласования с руководством. Поскольку тотальный запрет ввести, скорее всего, не удастся (т. к. не все контрагенты могут согласиться на это), стоит рассматривать каждое соглашение индивидуально. Желательно придерживаться такого правила: если в договоре с покупателем предусмотрен аванс, то и поставщику, продукция которого нужна для исполнения этого договора, можно сделать предоплату;
  • запретить авансовые платежи поставщикам, имеющим незакрытые авансы по прежним поставкам;
  • заключать договоры со сроками оплаты, превышающими сроки получения денежных средств от заказчиков.

Доходные договоры с покупателями лучше заключать на условиях полной или частичной предоплаты или же с минимальной отсрочкой платежа.

Как контролировать запасы для обеспечения ликвидности компании

Неэффективное управление запасами сырья и материалов отрицательно сказывается на ликвидности компании. Потенциальные риски следующие:

  • значительные суммы тратятся на приобретение ресурсов, которые могут потребоваться в будущем («про запас»), при этом компании не хватает средств, чтобы расплатиться по другим обязательствам;
  • возникают дополнительные затраты на хранение сырья и материалов, приобретенных сверх текущих потребностей предприятия;
  • если приобретенные ресурсы так и не пригодятся, возникают расходы на их реализацию. Причем цена продажи может быть значительно ниже цены покупки.

Подразделения, ответственные за закупки, нередко обосновывают покупку лишних активов исключительной финансовой выгодой (например, предоставляемой поставщиком скидкой за крупную партию товара).

Избежать перечисленных проблем можно за счет следующих мер:

Как управлять дебиторской задолженностью, чтобы избежать проблем с ликвидностью

Если компания теряет контроль над дебиторской задолженностью, последняя не трансформируется в денежные средства в запланированном объеме в ожидаемые сроки. В лучшем случае покупатели оплачивают счета с задержкой, в худшем – не платят в разумные сроки вовсе.

Чтобы снизить такие риски и усилить контроль над дебиторской задолженностью:

  • утвердите правила реализации товаров и услуг компании;
  • обеспечте постоянное отслеживание срока оплаты дебиторки в соответствии с условиями заключенных договоров. Назначьте сотрудников, ответственных за управление дебиторской задолженностью, и подготовьте инструкции, как действовать при возникновении просроченных долгов (подробнее об этом см. Как разработать политику управления дебиторской задолженностью);
  • контролируйте оплату дебиторской задолженности в детализации по проблемным и (или) просроченным долгам. По согласованию с руководством используйте различные варианты реструктуризации задолженности и иные способы досудебного взыскания. Если эти меры окажутся неэффективными, а сумма долга существенна для компании, нужно обращаться в суд (подробнее о том, как оценить целесообразность такого шага, см. Когда оправдано взыскивать дебиторскую задолженность через суд).

Подготовлено по материалам ФСС «Система финансовый директор»



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль