Прогнозный бюджет: пример и пошаговый алгоритм построения

2597
Митрофанова Елена
эксперт Департамента корпоративных решений IBS
Как построить прогнозный бюджет. Подробный алгоритм формирования прогноза бюджета на примере торговой компании.

Бюджет компании не является чем-то декларативным, принятым однажды и на весь плановый период. Это гибкий инструмент управления, который зависит от внешних и внутренних факторов: курсов валют, изменения ключевых параметров компании, достигнутых результатов и т.д.

Для оперативного контроля и управления бюджетом используется уточненный годовой прогноз бюджета или прогнозный бюджет. Уточненный прогноз – это прогноз бюджета до конца года с учетом исполнения фактических показателей и уточнения плановых показателей.

Прогноз бюджета может осуществляться ежемесячно или ежеквартально. Прогноз можно формировать, начиная со второго месяца планового периода. Если плановый период начинается с января, то прогноз может формироваться начиная с февраля. Идеология его формирования достаточно простая – данные в прошедших периодах заменяются фактическими, данные в плановых периодах актуализируются с учетом заключенных договоров, обновленных планов, макроэкономических условий и других изменившихся параметров (см. также как быстро составить прогнозный баланс).

Таблица 1. Прогнозный бюджет

Прогнозный бюджет: пример и пошаговый алгоритм построения

 В сформированном прогнозном бюджете целевые показатели могут отличаться от изначально запланированных. В этом случае компания может пытаться достигнуть целевых показателей в следующих периодах, увеличивая плановые показатели, или пересмотреть годовые целевые показатели бюджета.

Пример формирования прогнозного бюджета для ритейл-компании.

Компания розничной торговли «Электроника.ру» составила бюджет на 2017 год (таблица 1.1, таблица 2.1). Бюджет состоит из доходной и расходной части (см. подробнее про бюджет доходов и расходов). Основными доходными статьями является получение доходов от реализации товара. Расходные статьи включают расходы на приобретение товара и расходы, связанные с обеспечением деятельности: ФЗП, логистические расходы, реклама и маркетинг и др. Для целей настоящего примера предположим, что расходы, связанные с обеспечением деятельности, являются постоянными и не изменяются в течении планового периода. Основным изменениям будет подвержен план продаж и расходы, связанные с закупкой товара.

Таблица 1.1. Бюджет доходов

Прогнозный бюджет: пример и пошаговый алгоритм построения

Таблица 1.2. План продаж

Прогнозный бюджет: пример и пошаговый алгоритм построения

Компания планирует реализацию по четырем группам товаров: крупная бытовая техника, мелкая бытовая техника, аудио и видео, аксессуары. Целевой годовой объем продаж составляет 10,5 млрд руб. и 161,8 тыс. единиц товара. В соответствии с планом продаж сформирован бюджет доходов и расходов. Годовой целевой показатель по прибыли составляет 26 млн руб.

По результатам выполнения плана в первом квартале компания «Электроника.ру», актуализировала годовой бюджет доходов и расходов, заменив в нем плановые цифры 1-го квартала на фактические. А плановые цифры второго третьего и четвертого кварталов остались плановыми.

Проанализировав новую версию плана продаж (таблица 1.2) и бюджета доходов и расходов (таблица 2.2.) , сформированную с учетом фактического исполнения, компания сделала вывод о том, что она недополучила выручки на сумму 41,9 млн руб. в первом квартале в связи с невыполнением продаж по трем группам товаров. В натуральном выражении было недореализовано 2000 ед. товара. В конечном счете это отразилось на величине целевой прибыли – она уменьшилась до 8,2 млн руб. против целевого годового показателя 26 млн руб. Результаты выполнения бюджета первого квартала были вынесены на рассмотрение бюджетного комитета, на котором было принято решение о компенсации падения объемов продаж в следующих плановых периодах этого года – втором, третьем и четвертом кварталах. Была подготовлена новая версия плана продаж. В таблице 1.3 увеличены объемы продаж товара по каждой позиции на величину отклонений (по группе «Крупная бытовая техника» было недореализовано 500 ед., которые были распределены на 2,3 и 4 кварталы). Кроме позиции «Аксессуары», по которой объем продаж оказался выше запланированного, в оставшихся кварталах года объем продаж не изменился.

Таблица 1.3. Уточненный план продаж

Прогнозный бюджет: пример и пошаговый алгоритм построения

Таблица 2.1. Бюджет доходов

Прогнозный бюджет: пример и пошаговый алгоритм построения

Таблица 2.2. Бюджет доходов и расходов

Прогнозный бюджет: пример и пошаговый алгоритм построения

Таблица 2.3. Скорректированный бюджет доходов и расходов

Прогнозный бюджет: пример и пошаговый алгоритм построения

За счет того, что в первом квартале были проведены незапланированные стимулирующие спрос акции и снижена цена продаж по группам «Крупная бытовая техника» и «Аудио и видео», целевая выручка даже после корректировок оказалась ниже изначально запланированной – 1046 млн руб. против 1049. Также после корректировки «подтянулся» показатель валовой прибыли: целевой 26 млн руб., после замены значений 1 квартала фактическими данными – 8 млн руб., после корректировок 2,3,4 квартала – 24,6 млн руб.

Пошаговый алгоритм построения прогнозного бюджета

На этом простом примере можно легко проследить шаги по построению прогнозного бюджета. В общем виде они следующие:

  1. Сформировать годовой бюджет
  2. По результатам завершения периода (месяца или квартала) сформировать отчет об исполнении бюджета за период
  3. Сформировать версию годового бюджета с учетом фактических показателей
  4. Принять решение о целесообразности корректировки бюджета, определить параметры для корректировки
  5. Сформировать версию годового бюджета со статусом «прогноз».

Правила формирования прогноза можно закрепить в регламентных бюджетных документах компании.

Например, целевые годовые показатели устанавливаются на год и их выполнение является обязательным. В этом случае шаг 4 исключается и корректировка бюджета осуществляется с учетом недовыполненных показателей предыдущих периодов.

Успех применения данной технологии в компании во многом зависит от наличия источников получения оперативной информации и исполнительской дисциплины. Прогноз бюджета должен формироваться достаточно оперативно. В идеале корректировка бюджета должна быть осуществлена в течение 5–7 дней после окончания месяца и 10–15 дней после окончания квартала. Поэтому в компании должна быть хорошо налажена система оперативного учета, которая будет служить источником фактической информации. Это могут быть системы по управлению продажами, закупками, договорами, ремонтами, производством, персоналом и т.п. Важно обратить внимание, что корректировку показателей должны осуществлять те специалисты, которые ответственны за их исполнение и хорошо владеют ситуацией по закрепленным им процессам. Источником информации при осуществлении корректировок может служить как формальная информация, например, заключенные договора, так и информация неформального характера – сведения, полученные от контрагентов, опыт работы с контрагентами, результаты исследований рынка, личный опыт и видение ответственного за данный показатель специалиста. Также очень важна исполнительская дисциплина – важно, чтобы все сотрудники ответственно отнеслись к своей задаче и вдумчиво внесли необходимые корректировки в бюджет.

В этом случае можно с высокой долей вероятности ожидать, что сформированный прогноз будет максимально точным и полезным.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль