Основные причины банкротства компаний в 21 веке

555
Основные причины банкротства компаний в 21 веке
Есть три глобальные причины банкротства компании – недоработка продукта, ссора и расфокусировка внутри команды. Предлагаем новый взгляд на проблему банкротства.

Как известно банкротство компании наступает, когда она не может самостоятельно выполнять взятые на себя ранее обязательства перед кредиторами, контрагентами и собственными сотрудниками. Причины банкротства, как это ни удивительно, в людях и только в людях. Сегодняшнюю ситуацию усугубляет еще и то, что много людей в 2014–2015 году остались без работы и решили, что это «знак» и открыли свой собственный бизнес. Однако они забыли, что работать наемным сотрудником (пусть даже на уровне ТОП-менеджера) и работать самому на себя – это две совершенно разные вещи. И через некоторое время они уже сами обанкротились или сделают это в ближайший год-два. И причин этому множество.

Классические причины банкротства

На данный момент единой общепризнанной классификации причин банкротства  предприятий вы нигде не найдете. Да, есть некоторые «классические», которые есть во всех методичках:

  1. Недостаточный объем собственных средств предприятия и отказ кредитных организаций в дальнейшем финансировании фирмы. Как правило так случается, когда у компании слишком малая «оборотка» и дисбаланс собственного и заемного капитала, в результате чего заемные средства значительно превышают собственный капитал. В итоге снижается кредитный рейтинг, банки отказывают в новых займах, деньги кончаются, фирма объявляет себя банкротом.
  2. Недостаточный уровень активов, задействованных в обороте организации, и низкое качество денежного потока. Характеризуется тем, что руководство фирмы ведет неконтролируемую и несбалансированную хозяйственную деятельность что выражается в  предоставлении кредитов и продаж «в долг» непроверенным клиентам и покупателям, чьи финансовые возможности весьма сомнительны. Также к таким причинам банкротства организации можно отнести чересчур большой объем средств, вложенных в долгосрочные активы.
  3. Неконкурентоспособность выпускаемой продукции. Передаем привет большинству российских компаний, которые неконкурентны не то что на международном рынке, но вчистую проигрывают битву с импортом даже на нашем отечественном рынке. Яркий наглядный пример – отечественный автопром. Даже гигантские пошлины на ввоз зарубежных автомобилей не смог переломить ситуацию и сегодня практически все российские автопроизводители если не банкроты, то без пяти минут банкроты или уже приступили к процедуре банкротства юридического лица.

Новый взгляд на причины банкротства

В декабре 2015 года аналитики CB Insights опубликовали свой доклад с результатами анализа историй сотен «мертвых» компаний, которые сначала громко заявляли о себе на рынке, но потом пропадали, и сформулировали топ-20 причин банкротства компаний. Причем в абсолютном большинстве неудавшихся проектов можно легко найти сразу несколько причин:

  • Продукты 42% компаний банально не нужны рынку.
  • У 29% компаний кончаются деньги.
  • У 23% компаний плохая команда.
  • 19% проектов вытесняют с рынка конкуренты или новые технологии.
  • У 18% проблемы с ценообразованием.
  • У 17% — плохой продукт.
  • У 17% — плохая бизнес-модель.
  • У 14% — плохой маркетинг.
  • 14% не изучили клиента.
  • У 13% несвоевременный продукт.
  • 13% потеряли фокус.
  • 13% портят отношения с инвесторами/внутри компании.
  • 10% делают неудачный пивот (полный перезапуск компании, сопровождающийся радикальной сменой бизнес-модели).
  • 9% не хватает энтузиазма.
  • 9% терпят фиаско из-за неудачной локации.
  • 8% не интересны инвесторам.
  • 8% проектов съедают юридические проблемы.
  • 8% не использовали соцсети.
  • 8% просто перегорели.
  • 7% не сделали вовремя пивот.

Как мы видим более половины причин так или иначе относятся к маркетингу: «проект не нужен рынку», «проблемы с ценообразованием», «неудачная локация» и так далее – это все маркетинг и еще раз маркетинг. Остальные причины лежат в менеджменте и управлении командой.

Интересен в этом свете пример компании Kodak, в котором тесно переплелись и вытеснение с рынка конкурентами, и потеря фокуса, и банально не нужный рынку продукт. В 1975 году инженер компании Kodak Стив Сассон сделал первую в мире цифровую камеру. В ней использовался объектив от фотоаппарата Kodak Super 8, а основной деталью являлась светочувствительная матрица. Все это работало на 16 никель-кадмиевых батареях. Сама камера весила 4 килограмма, а на сохранение снимка разрешением 0.1 мегапикселей тратилось 23 секунды – фотография по тем технологиям записывалась на кассету. Для того чтобы просматривать фотографии на экране телевизора, к фотоаппарату прилагался компьютер.

Уже тогда было понятно, что за этой технологией будущее. Но в это время у Kodak было 90% всего рынка пленки в США. Плюс колоссальная капитализация. И руководители компании отложили это изобретение в долгий ящик, опасаясь, что оно нанесет удар по продаже пленки. А Sony и Canon увидели в этом для себя прекрасный шанс. В результате Kodak задержалась с производством цифровых фотоаппаратов и потеряла значительную долю рынка.

В 2004 года акции компании Eastman Kodak были исключены из состава индекса Dow Jones Industrial Average. В 2006 году компания прекратила самостоятельное производство цифровых фотоаппаратов. Тремя годами позже компания прекратила производство своей знаменитой пленки Kodachrome. В 2012 году компания подала иск о банкротстве.

Этот пример лишь наглядно доказывает, что значительная часть бизнесов закрывается из-за неправильно разработанной маркетинговой стратегии и неверно определенных потребностей рынка, а также шаблонности мышления ТОП-менеджеров, привыкших годами и десятилетиями работать так, как «они всегда раньше работали».

Три глобальные причины банкротства

Глобально можно выделить три причины, которые приводят к банкротству компании.

На первом месте идет «недоработка продукта», что косвенно похоже на «продукт компании не нужен рынку». В российской специфике это означает следующее: создается на первый взгляд полноценный продукт, который обладает рядом «интересных фишек», которые притягивают внимание целевой аудитории и вызывают первоначальный восторг, но пользоваться им нельзя, так как он недоработан. В результате такой продукт либо пытаются продавать «как есть», либо просто убирают с рынка через некоторое время.

На втором месте идет «ссора внутри команды». Речь идет о том, что тот или иной сооснователь в любой момент зачастую захочет пересмотреть первоначальные финансовые условия своего участия в проекте и в результате такого демарша КПД всей команды падает и проект медленно умирает, либо команда сразу расходится и каждая сторона пытается самостоятельно доделать продукт, что зачастую также приводит к закрытию проекта.

На почетном третьем месте «расфокусировка», когда команда не доделывает один продукт, бросает его и начинает заниматься новым «более перспективным» сервисом. И так процесс идет по спирали, наращивая затраты команды и сжигая время. Поэтому на выходе потенциальные клиенты получают к тестированию в лучшем случае красивый, но абсолютно непригодный для ведения бизнеса продукт.

Фундаментальные причины банкротства компаний

Неспособность управленцев отслеживать изменения рынка. Раньше продукт представлял собой материальный объект, который можно было физически потрогать руками: еду, одежду, оружие, книги, предметы домашнего обихода. Эти материальные объекты доставлялись потребителю с помощью физических каналов сбыта: торговый агент приходил к покупателям, или покупатели сами приходили в магазины.

Переворотом в коммерческой деятельности стало изобретение продуктов, которые представляют собой идеи или обязательства, не имеющие материальной формы, такие как страхование жизни и здоровья, акции.

В 70-е годы XX века с развитием компьютеров программное обеспечение стало продаваться уже как самостоятельный продукт и отдельно от компьютера. Появилась новая концепция — возможность продавать биты (единица измерения количества информации, равная одному разряду в двоичной системе счисления). Бесполезные сами по себе, биты в форме специальных программных приложений в сочетании с компьютером решали различные задачи или развлекали людей. Но они все также продавались с помощью физических каналов сбыла: через магазины, либо через торговых агентов (сейчас это сейлз-менеджерыв крупных компаниях). Разрабатывались и другие программные приложения, которые позволяли решать корпоративные проблемы (доступ к базам данных, автоматизация производства, автоматизация сбыта, учет входящей на предприятие информации).

Потом с появлением интернета возникла новая форма каналов сбыта и  появилась новая разновидность компании, чье ценностное предложение заключалось в продаже физических продуктов через интернет. Amazon, eBay и множество других компаний заполнили новую нишу — они продавали физические продукты через виртуальные каналы новой реальности. Появление таких каналов сбыта стало серьезной встряской для сложившейся системы физического распространения товаров, первыми на себе это почувствовали те, кто занимался продажей книг.

В XXI веке произошла дальнейшая эволюция продукта — появилась новая разновидность продукта: представляя собой биты, он распространяется только через виртуальные каналы. Это позволяет создать новый продукт за несколько недель, а не лет, имея бюджет в тысячи, а не миллионы долларов. В результате число таких проектов, появляющихся ежемесячно, резко выросло. Такие поисковые системы как Google или Yandex существуют только в виде битов, которые передаются через интернет и мобильные каналы. Но что самое важное — целые отрасли, которые начинали с продажи физических продуктов в реально существующих торговых зонах, постепенно переходят в интернет, где продают уже «оцифрованные», а не физические продукты.

Рисунок. Новые каналы сбыта

Основные причины банкротства компаний в 21 веке

Сегодня привычные физические каналы претерпевают радикальные изменения или исчезают по мере того как физические продукты превращаются в биты. Ярчайший пример современности – iTunes Стива Джобса. Он развивал идею  цифрового глобального легального рынка музыки еще с 90-х годов, проделал большую работу, привлекая правообладателей для наполнения iTunes контентом, и сейчас вся музыка продается легально именно по принципам, которые заложил Джобс, а iTunes приносит миллиарды долларов музыкантам и еще больше денег компании Apple.

Причины банкротства предприятий лежат исключительно в людях, которые ею управляют. Легендарный бизнесмен Ричард Брэнсон обоснованно считает, что квалифицированные наемные сотрудники неэффективны даже при условии гигантских зарплат и бонусов до тех пор, пока у них нет чувства, что они управляют своей собственной компанией, а не работают «на дядю». Но даже чувство причастности к компании не убережет ее от банкротства, если внутри нее не будет выстроена система сдержек и противовесов, заключающаяся в ориентировании на рынок с одной стороны, и на развитие свободы и кругозора собственных сотрудников с другой стороны. Самим же собственникам бизнеса в наш стремительно меняющийся век нельзя почивать на лаврах и надо постоянно учиться новому и отслеживать мировые тенденции. Только в таком случае они вовремя успеют разглядеть возможности и угрозы и заранее предпринять шаги, которые позволят им удержаться на гребне успеха.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль