Что проверить в договоре подряда с юридическим лицом

410
Мартьянова Анастасия
финансовый директор ООО «Донской Кондитер»
Чтобы договор подряда с юридическим лицом не привел к существенным финансовым потерям, проверьте основные положения документа, сопоставьте их с бизнес-планом, требованиями банков и налоговой службы.

Финансовый директор не может и не должен проверять все договоры компании с контрагентами. Но контролировать контракты на большую сумму все же стоит. Так вы заранее обезопасите компанию от финансовых проблем в будущем. Расскажу, на какие моменты обратить пристальное внимание.

Предмет договора подряда с юридическим лицом

В первую очередь сопоставьте работы в предмете договора с бизнес-планом. Это особенно важно, если привлекаете кредиты. Банк всегда контролирует, как заемщик использует средства. Если вы направили деньги не на те цели, что указали в проекте, кредитор может наложить санкции.

Формулировка предмета договора подряда с юридическим лицом влияет на налоговый учет. Например, в проекте указана «модернизация системы электроснабжения», а в договоре — «ремонт системы электроснабжения». Для налоговиков ремонт — это текущие расходы, они уменьшают налог на прибыль. А модернизация — капитальные вложения, увеличивающие стоимость основного средства и амортизации. Если отразите в учете модернизацию как ремонт, то необоснованно занизите налог на прибыль. За это зацепятся налоговики и снимут расходы. А если брали кредит на модернизацию, а в договоре указали ремонт, то банк решит, что вы вели текущие, а не капитальные работы. Он не признает, что кредит использовали по целевому назначению.

Проследите, чтобы в предмете договора подрядчик указал, из чьих материалов планирует строить: своих, ваших или совместных. Если будете использовать только материалы подрядчика, то не обязательно составлять их перечень. А собственные или общие укажите в смете (спецификации) к договору.

Пример 1

В договоре  подряда с юридическим лицом могут быть такие формулировки.

1. «Подрядчик выполняет все указанные в смете работы с использованием собственных материалов и материалов Заказчиков. Перечень материалов указан в смете, являющейся неотъемлемой частью настоящего договора».

Если в договоре нет последней фразы и отсылки к смете, то формулировка неправильная — она не разделяет материалы между вашей компанией и подрядчиком. В результате вы не знаете, что у исполнителя будет свое, а что он потребует от вас. Поэтому не можете рассчитать точную стоимость работ и планировать финансирование.

2. «Подрядчик выполняет все указанные в смете работы с использованием материалов Заказчика. Перечень передаваемых в работу материалов указан в смете, являющейся неотъемлемой частью настоящего договора».

Если нет отсылки на перечень, подрядчик может отказаться работать с тем, что вы предоставите. Вы понесете убытки, когда будете закупать новые материалы, или потеряете время на поиски другого партнера. К тому же из-за перебоев с поставками остановятся работы.

3. В договоре не указан источник материалов. В этом случае вы рискуете, что работы остановятся, потому что никто не купил нужное оборудование, или увеличится стоимость проекта, так как материалы в нее не вошли и в них нужно вкладывать дополнительные деньги. Кроме того, вы потеряете время на закупку или поиск нового подрядчика.



В договоре подряда с юридическим лицом обязательно нужно указать, в течение какого срока (или к какому сроку) подрядчик должен выполнить работы. Проверьте, чтобы было прописано о каких днях речь — календарных или рабочих.

Пример 2

«Подрядчик обязуется выполнить работы в полном объеме в течение 15 дней».

Некорректно. Не указали:

• какие дни — рабочие или календарные. Предприятие будет считать, что подрядчик выполнит работу через 15 календарных дней, и планировать дальнейшие работы, а фактически пройдет 15 рабочих дней;

• число прописью. Исполнитель может ссылаться на опечатки и затянуть сроки;

• момент отсчета дней: от начала работ, от получения аванса, от других событий.

Если информации в договоре нет или ее прописали нечетко, поручите бухгалтерии и юридическому отделу дописать или уточнить.



Смета

В разделе «Работы» проверьте, указана ли стоимость единицы работ (если проводился тендер, то посмотрите соответствие тендерной цене). Посмотрите и общую стоимость — она должна равняться произведению объема работ на стоимость единицы.

В смете проверьте:

1) математические расчеты:

  • расценки за единицу работ. Математику не проверяйте, смотрите соответствие тендерам или коммерческим предложениям;
  • общую стоимость по каждому виду работ (количество умножьте на расценку за единицу);
  • итог по всем видам работ. Проверьте правильность суммирования, так как иногда при формировании формулы в Excel можно пропустить первые или последние строки. Если смету делали в текстовом редакторе, составитель мог ошибиться при суммировании на калькуляторе;
  • расчет НДС. Если суммарная стоимость без НДС, то НДС — 18 процентов от стоимости, а если она включает в себя налог, то НДС — 18/118 от стоимости;

2) объекты работ. Например, если заключаете договор на монтаж закупаемого оборудования, то его название в смете должно совпадать с названием в договоре поставки. Так вы избежите разногласий с налоговыми органами.

Сопоставьте смету в договоре подряда с бизнес-планом проекта. Наименования работ должны быть корректны. А стоимость договора и расходы должны совпадать с бизнес-планом.

Проверьте, правильно ли прописаны объект работ и стоимостные показатели, которые характеризуют предприятие. Например, при заказе маркетинговых разработок важен объем продаж, численность работающих и т. п.

Обратите внимание на НДС. Если он не прописан, это или ошибка, или подрядчик работает без НДС (например, использует упрощенную систему налогообложения). В первом случае на расходы предприятие примет сумму без НДС, а налог — к вычету из бюджета. А если подрядчик на УСН, то принять НДС к вычету нельзя и на расходы вы отнесете всю стоимость договора.

Скачать образец сметы могут зарегистрированные пользователи >>

Порядок оплаты

Финслужба обязательно должна проверить раздел  договора подряда с юридическим лицом «Порядок оплаты (расчетов)». Проконтролируйте, чтобы он соответствовал бизнес-плану и финансовым интересам компании. Проверьте:

  • суммы авансовых платежей и окончательный расчет по договору. Сумма всех платежей должна соответствовать стоимости договора в предмете и смете. Составьте график, если договорились на более чем две оплаты (аванс и окончательный расчет). Укажите в нем этапы и даты платежей, перечень оплачиваемых на каждом этапе работ. Так вы сможете контролировать и планировать платежи;
  • график платежей, если он предусмотрен договором, математические расчеты (итоги по строкам и столбцам) в нем и НДС;
  • авансовый платеж, указанный в процентах от стоимости договора. Он равен стоимости договора, умноженной на процент аванса;
  • момент признания платежа в договоре. Сейчас из-за массовой ликвидации банков многие указывают в договоре, что платеж считается совершенным, когда деньги поступили на счет подрядчика. Если финансовая служба считает банк подрядчика неблагонадежным, укажите в договоре, что платеж совершен при списании у вас денежных средств. Попробуйте договориться о счете в другом банке, но это возможно, если подрядчик работает с несколькими кредитными организациями или согласен открыть новый счет. Если он настаивает на своих формулировках и не хочет работать с предложенным банком, возможно, надежнее выбрать другого подрядчика;
  • соответствие дат окончания работ по графику и дат платежей. Формулировка «Окончательный расчет» применима после того, как работы выполнили. В противном случае укажите, что это аванс;
  • дни — календарные или рабочие — при исчислении платежей от какого-то события. Например, работы нужно оплатить в течение трех рабочих дней после подписания акта.

Другие разделы договора подряда

Обратите внимание на санкции для подрядчика за запоздалую работу. Сумма должна быть идентична штрафу для вашей компании, если оплатить не в срок.

Если по договору контрагент будет изготавливать какие-то объекты (например, элементы строительных конструкций) на своей территории и монтировать на вашей, уточните условия доставки. Оплачивать ее можете вы или партнер. В договоре должны быть:

— положения о доставке (исполнитель договора иногда забывает об этих нюансах).

Пример 3

«Доставка может осуществляться как силами Подрядчика, так и силами Заказчика».

Некорректно: нет разграничения обязанностей, предприятие не может планировать работу и финансы.

— место поставки при доставке за ваш счет (проверьте, соответствует ли стоимость перевозки бизнес-плану проекта).  

— адрес доставки, если ее оплачивает подрядчик.  

Пример 4

1. «Заказчик принимает электрооборудование по адресу: г. Москва, Краснопресненская набережная, д. 8».

Корректно: вы получите оборудование в запланированном месте.

2. «Заказчик принимает оборудование на складе Подрядчика».

Некорректно: если у подрядчика несколько складов, то вы можете отправить перевозчика не в то место, заплатить перевозчику за простой и дополнительный рейс на правильный склад.

Пример 5

1. «Доставка электрооборудования осуществляется по адресу: г. Москва, Краснопресненская набережная, д. 8».

Корректно: исполнитель привезет оборудование в место монтажа.

2. «Заказчик принимает оборудование на своем складе».

Некорректно: если у предприятия несколько складов или обособленных подразделений, то оборудование могут привезти не в то место.

Документы-приложения

Чтобы сразу пресечь возможные разногласия по поводу документов, закрепите формы и сроки в договоре подряда с юридическим лицом. Банк может потребовать документы, чтобы проверить целевое использование кредитных денег. Бумаги нужно правильно оформить. Привлеките бухгалтерию. Обычно нужны:

1) акт выполненных работ (реквизиты которого соответствуют требованиям Закона «О бухгалтерском учете») и отчет о проведенных исследованиях (маркетинговых, геологических, геодезических) — если договор на услуги по исследованию чего-либо;

2) акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 — если договор на строительно-монтажные работы;

3) образцы графических материалов, чертежи, технические описания и т. п. — если договор на разработку и создание дизайна, промышленных образцов, технической документации.

Возможно, банк не сможет дать экспертную оценку этим материалам. Но главное, чтобы они у вас были. Документы подтверждают реальность услуг по договору. При проверке контракта проконтролируйте порядок представления актов выполненных и принятых работ. Они могут быть:

  • на весь объем работ;
  • по этапам (в договоре нужен график работ с этапами и сроками).

Подготовлено по материалам журнала "Финасновый директор"



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль