Как не тратить лишнего на ликвидацию компании

154
Если вам предстоит ликвидировать компанию, воспользуйтесь нашими рекомендациями. Они подскажут, что включить в бюджет расходов на ликвидацию, как избежать внеплановых затрат и на чем допустимо экономить.

Чтобы удержаться в рамках бюджета на ликвидацию компании, действуйте так:

  • разработайте детальный план работ;
  • выберите ответственных для мероприятий из плана;
  • утвердите сроки – когда должен закончиться каждый из ликвидационных этапов;
  • сформируйте детальный бюджет расходов на ликвидацию: утвердите стоимость мероприятий и заложите резерв на непредвиденные расходы.

Что учесть в плане ликвидации компании

Если планируете ликвидировать компанию, подготовьте детальный план предстоящей процедуры – так избежите лишних и неожиданных расходов. Утвердите план до официального объявления о начале ликвидации.

В первую часть плана включите подготовительные мероприятия:

  • проведите сплошную инвентаризацию имущества и всех обязательств компании;
  • проверьте, достаточно ли у компании ликвидных активов и хватит ли их, чтобы расплатиться по обязательствам. Начните с денежных средств и дебиторки. Поручите оперативно взыскать долги. Если есть проблемная задолженность, постарайтесь ее переуступить;
  • если не получилось расплатиться по обязательствам за счет ликвидных активов, проверьте, готово ли остальное имущество к продаже. Например, убедитесь, что на недвижимость и транспорт есть все правоподтверждающие и технические документы. Закажите недостающие документы, отремонтируйте те объекты, чей ремонт целесообразен;
  • если ясно, что компания не в состоянии расплатиться по всем обязательствам, уточните порядок организации торгов. Выберите организатора торгов – специализированную организацию;
  • согласуйте график выплаты долгов с учетом утвержденной очередности погашения, в том числе увольняемым работникам. Если сумма ограниченна, ранжируйте выплаты по срочности погашения (подробнее о том, как это сделать, см. Как сократить краткосрочную кредиторскую задолженность, Как сократить краткосрочные заемные средства в условиях кризиса);
  • оцените, сколько стоит остановить деятельность. Например, если нет потенциальных покупателей на имущественный комплекс, который останется после погашения всех долгов. Приступите к подготовительным работам;
  • решите, как распределить оставшееся имущество между собственниками. В спорных случаях оставшиеся активы реализуют на торгах;
  • выберите ответственных за каждый подготовительный этап ликвидации. Разработайте систему мотивации для задействованных сотрудников.

Во вторую часть плана ликвидации компании включите обязательные мероприятия, утвержденные законодательством:

  • проведите собрание собственников – оно должно принять решение о ликвидации;
  • выберите ликвидационную комиссию;
  • уведомите госучреждения и подайте объявление в СМИ о ликвидации;
  • подготовьте промежуточный ликвидационный баланс;
  • увольте сотрудников;
  • погасите все обязательства;
  • подготовьте и утвердите ликвидационный баланс;
  • рассчитайтесь с учредителями за счет оставшегося имущества;
  • закройте все счета в банках;
  • зарегистрируйте ликвидацию компании (получите свидетельство);
  • снимите с учета компанию во внебюджетных фондах;
  • сдайте документы в архив.

Сформировав детальный план ликвидации, выберите ответственных, согласуйте сроки выполнения и утвердите бюджет расходов.

Как согласовать сроки выполнения плана ликвидации компании

Планируя ликвидацию, не спешите объявлять о ней официально. Запас времени на подготовительные работы поможет собрать больше денег. Чем качественнее подготовитесь, тем быстрее и дешевле обойдется процедура. Время понадобится, чтобы подготовить имущество к продаже, найти покупателей и завершить сделки.

Уточните, сколько месяцев нужно, чтобы оформить технические и правоподтверждающие документы. Заложите резерв до полугода. А если они потребуются срочно, будьте готовы платить за это дополнительно. Пока документы не окажутся на руках, не объявляйте о ликвидации.

Выясните, надо ли ремонтировать основные средства перед продажей и сколько времени на это уйдет. Если больше одного–двух месяцев, оцените возможность найти покупателей на активы в текущем состоянии.

Для каждого пункта первой части ликвидационного плана согласуйте сроки выполнения с ответственными исполнителями.

Как сформировать детальный бюджет расходов на ликвидацию компании

Чтобы сформировать детальный бюджет расходов на ликвидацию компании:

  • утвердите стоимость каждого мероприятия;
  • сформируйте резерв для непредвиденных расходов.

Планировать расходы на ликвидацию можно, как только утвердили детальный план мероприятий, согласовали сроки его реализации и выбрали ответственных. В статьи расходов включите:

  • затраты на оплату труда исполнителей;
  • обязательные затраты. Например, на почтовые расходы, госпошлины, регистрационные сборы, стоимость ремонтных работ, подготовку документов и т. д.;
  • сумму балансовых обязательств и возможные штрафные санкции, которые предстоит погасить. В том числе кредиторскую задолженность, кредиты и займы, задолженность перед бюджетом и перед сотрудниками.

Установите резерв на непредвиденные расходы по следующим статьям:

  • обязательные затраты. Например, если оформление документов затянется и понадобится ускорить этот процесс, без дополнительных вложений не обойтись. На эти статьи можно выделить 5–15 процентов от их общей стоимости;
  • погашение обязательств. Например, на оплату выходных пособий и отпускных сокращаемым сотрудникам. На случай, если при согласовании стоимости мероприятий в расчетах на оплату труда были допущены ошибки, можно выделить 10 процентов от общей суммы фонда оплаты труда, утвержденного ранее. Зарезервируйте сумму на судебные споры и взыскания по непредвиденным спорам с контрагентами (например, от 5 до 20% от суммы кредиторки);
  • оплата услуг привлеченных специалистов. Например, если выполнение каких-то мероприятий потребует сверхурочной работы и понадобится дополнительная мотивация специалистов, зарезервируйте еще 10–15 процентов от их фонда оплаты труда.

Формула. Расчет денежного потока при ликвидации компании

Как не тратить лишнего на ликвидацию компании

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

CF

Денежный поток (Cash Flow)

руб.

Результат расчета

SNA

Доходы от реализации внеоборотных активов предприятия

руб.

Доходы от реализации специализированного движимого и недвижимого имущества

Soa

Прочие доходы

руб.

Поступления от взыскания дебиторской задолженности, реализации нематериальных активов, возврата финансовых вложений

CNA

Расходы на реализацию внеоборотных активов

руб.

Сумма затрат, связанных с продажей движимого и недвижимого имущества

Co

Текущие расходы

руб.

Сумма расходов на услуги охраны, налоговые выплаты (на имущество, на землю и т. д.), коммунальные платежи (данные предприятия), услуги аренды

Coa

Прочие расходы

руб.

Расходы, связанные со взысканием дебиторской задолженности, реализацией нематериальных активов, финансовых вложений, а также погашением кредиторской задолженности, финансовых обязательств, уплатой налогов

CLABOUR

Фонд оплаты труда (включая компенсационные выплаты) и отчисления в социальные фонды

руб.

Штатное расписание, фактические данные по оплате труда, трудовое законодательство

Ti

Налог на прибыль

руб.

Расчет по формуле



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль