Налоговая оптимизация 2017

923
Шестакова Екатерина
к. ю. н., генеральный директор ООО "Актуальный менеджмент"
Экономический кризис явно затянулся, и в этих условиях многие компании и предприниматели используют различные варианты налоговой оптимизации с целью снизить расходы. Некоторые варианты минимизации налогов установлены законодательно, и в 2016 году появились новые методы налогового планирования. Однако часть традиционных схем традиционно вызывает споры с налоговым органом.

Налоговые каникулы

В качестве антикризисной меры был принят Федеральный закон от 29.12.2014 N 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», которым введены налоговые каникулы для вновь зарегистрированных предпринимателей.

Сроки для применения льготы:

  • для УСНО – непрерывно в течение двух налоговых периодов с момента государственной регистрации;
  • для ПСН – непрерывно не более двух налоговых периодов в пределах двух календарных лет с момента государственной регистрации, то есть максимум два календарных года, либо будет зависеть от срока действия патента.

Фактически в 2016 году в большинстве регионов страны приняты двухлетнее освобождение для индивидуальных предпринимателей, которые впервые зарегистрированы уже после введения поправок в законодательство.

Среди подобных регионов можно назвать следующие:

  1. Москва.
  2. Санкт-Петербург.
  3. Амурская область.
  4. Архангельская область.
  5. Владимирская область.
  6. Воронежская область.
  7. Кемеровская область.
  8. Костромская область.
  9. Краснодарский край.
  10. Курганская область.
  11. Липецкая область.
  12. Московская область.
  13. Ненецкий автономный округ.
  14. Новгородская область.
  15. Оренбургская область.
  16. Орловская область.
  17. Пензенская область.
  18. Пермский край.

Для того, чтобы применять налоговые льготы и воспользоваться этим методом налоговой оптимизации, необходимо осуществлять деятельность в производственной, социальной и научной сферах. Причем в различных регионах устанавливаются льготы на различные виды деятельности в соответствии с законами субъектов федерации.  Конкретные законы можно найти на сайте ФНС.

Еще одна особенность заключается в том, что доля доходов в отношении вида деятельности, по которому предусмотрены налоговые льготы, должна составлять не менее 70% в объеме общих доходов от реализации предпринимателя.

Плюсы: К положительным моментам подобной оптимизации налогообложения можно отнести то, что ее применение не несет налоговых рисков, поскольку данная льгота предусмотрена непосредственно в законодательстве.

Минусы: К отрицательным аспектам применения льготы можно отнести то, что она не распространяется на организации, кроме того, льготу можно применять только при осуществлении определенных видов деятельности, при этом объем льгот в регионах различен.

Использование пониженной ставки УСН и региональных льгот

С 2016 года регионы могут также устанавливать пониженную ставку налогообложения при применении УСН с объектом «доходы». Так, ставка может быть снижена с 6 до 1%. До 2016 года пониженные ставки могли применяться только в отношении объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». В отношении данных налогоплательщиков субъекты федерации могли применять сниженную ставку в размере 5–15%.

В различных регионах действуют различные пониженные ставки. Поэтому, для того, чтобы определиться, в каком регионе лучше регистрировать компанию или ИП и вести бизнес для максимальной налоговой оптимизации, необходимо уточнить, какие льготы действуют в конкретном регионе, на сайте налогового ведомства.

Например, в Севастополе предусмотрены следующие виды льгот (см. табл. 1).

Таблица 1. Льготные налоговые режимы

Категория налогоплательщиков Налоговые ставки
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и избравшие в качестве объекта налогообложения доходы

3%

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и избравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов за исключением отдельных категорий плательщиков, определенных в части 1 статьи 2 Закона города Севастополя от 14 ноября 2014 года № 77-ЗС «О ставках по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для отдельных категорий налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов». 7%

Налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность, относящуюся к следующим группировкам видов экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред.1), утвержденным Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 6 ноября 2001 г. № 454-ст (далее - ОКВЭД), включенных в:

1) класс 01 «Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях» раздела А «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» (за исключением видов деятельности, включенных в подкласс 01.5«Охота и разведение диких животных, включая предоставление услуг в этих областях»);

2) подкласс 05.02 «Рыбоводство» раздела В «Рыболовство, рыбоводство»;

3) раздел М «Образование» (за исключением видов деятельности, включенных в подкласс 80.3 «Высшее профессиональное образование» и подкласс 80.4 «Образование для взрослых и прочие виды образования»);

4) раздел N «Здравоохранение и предоставление социальных услуг» (за исключением видов деятельности, включенных в группу 85.13 «Стоматологическая практика»);

5) класс 92 «Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта» раздела О «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг» (за исключением видов деятельности, включенных в подкласс 92.7 «Прочая деятельность по организации отдыха и развлечений»).

5%

Но подобные льготы в данном регионе возможно применять только если доля доходов составляет более 70% в общей доле доходов.

Справедливости ради необходимо отметить, что в регионах действуют и другие льготы, которые постоянно пересматриваются. Например, льготы по налогу на имущество, транспортному налогу.

Приведем примеры регионов с установленными льготами (табл. 2). Эта информация будет полезна для оптимизации налогов.

Таблица 2. Региональные льготы в Центральном федеральном округе

Центральный федеральный округ Льготы по УСН для компаний Объект налогообложения Льготы – мораторий по УСН для ИП Льготы по налогу на прибыль Наличие ОЭЗ

Белгородская область

7% Для отдельных категорий Доходы - расходы» 13,5%, 14% 15%

Брянская область

12%, 3% Для отдельных категорий Доходы - расходы» 0% 13,50%

Владимирская область

4%, 5%, 8%, 10% Для отдельных категорий Доходы - расходы» 0% 13,50%

Воронежская область

5% Для отдельных категорий Доходы - расходы» 0% 13,50%

Ивановская область

5% Для отдельных категорий Доходы - расходы» 13,5%, 15%

Калужская область

5%, 7%, 10% Для отдельных категорий Доходы - расходы» 13,50% ОЭЗ Калуга

Костромская область

10% Для отдельных категорий Доходы - расходы» 0% 13,50%

Курская область

5% Для отдельных категорий Доходы - расходы» 0% 13,50%

Липецкая область

5% Для отдельных категорий Доходы - расходы» 0% 13,50% ОЭЗ Липецк

Московская область

10% Для отдельных категорий Доходы - расходы» 0% 10% 0% Сколково, Фрязино

Орловская область

5% Для отдельных категорий Доходы - расходы» 0% 13,5%, 14,5%

Рязанская область

10% Для отдельных категорий Доходы - расходы» 0% 13,5%, 14% 16%

Смоленская область

15,5% Для отдельных категорий Доходы - расходы» 13,50%

Тамбовская область

4,5% Для отдельных категорий Доходы - расходы» 13,50%

Тверская область

нет Для отдельных категорий Доходы - расходы» 0% Нет

Тульская область

7% Для отдельных категорий Доходы - расходы» 0% 13,5% ,14%, 17,9%

Ярославская область

5,10% Для отдельных категорий Доходы - расходы» 0% 13,50%
г. Москва 10% Для отдельных категорий Доходы - расходы» 0% 13,50%

Плюсы. К плюсам подобной оптимизации налогов можно отнести установленный законодательно характер оптимизации.

К наиболее привлекательным с налоговой точки зрения регионам возможно отнесли следующие:

  1. Чеченская Республика.
  2. Ставропольский край.
  3. Пермский край.
  4. Саратовская область.
  5. Ульяновская область.
  6. Томская область.
  7. Республика Саха.
  8. Камчатский край.
  9. Магаданская область.
  10. Чукотский АО.

Данные регионы используют дифференцированный подход к льготному налогообложению, позволяющий использовать дифференцированный подход к различным видам деятельности, которые применяются субъектами малого предпринимательства.

Минусы. Основным минусом такой оптимизации налогообложения являются различные режимы, действующие в регионах страны. Фактически, налогоплательщику достаточно сложно выбрать наиболее привлекательный регион с наибольшим количеством льгот, достаточно трудно провести анализ налогообложения в разных регионах с учетом отраслевых особенностей ведения бизнеса. А, следовательно, многие компании и предприниматели не используют данные возможности налогового планирования.

Использование свободных экономических зон для налоговой оптимизации

В свободных экономических зонах предусмотрен достаточно широкий спектр налоговых льгот. При этом количество свободных экономических зон пока не сокращается, а появляются новые. Например, воспользоваться налоговыми льготами можно при регистрации ИП или компании в свободной экономической зоне в Республике Крым и г. Севастополе.

Так, предусмотрены льготы по налогу на имущество. В соответствии с пунктом 26 статьи 381 Кодекса освобождаются от налога на имущество организации в отношении имущества, учитываемого на балансе организации – участника свободной экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории свободной экономической зоны и расположенного на территории данной свободной экономической зоны, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества.

Статьей 13 Федерального закона от 29.11.2014 N 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Федеральный закон N 377-ФЗ) установлено, что участник свободной экономической зоны осуществляет деятельность в свободной экономической зоне в соответствии с договором об условиях деятельности в свободной экономической зоне. Лицо приобретает статус участника свободной экономической зоны со дня внесения в единый реестр участников свободной экономической зоны записи о включении в единый реестр участников свободной экономической зоны (часть 19 статьи 13 Федерального закона N 377-ФЗ).

Налоговая льгота по пункту 26 статьи 381 НК РФ применяется в отношении имущества, учтенного на балансе организации – участника свободной экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории свободной экономической зоны и расположенного на территории данной свободной экономической зоны, которое указано в инвестиционной декларации, вне зависимости от использования этого имущества одновременно при осуществлении иной деятельности (письмо Минфина России от 17.08.2016 N 03-05-05-01/48103).

Плюсом данного варианта оптимизации налогообложения является то, что возможно законно снизить налоги.

Минусом является то, что необходимо быть участником свободной экономической зоны, а участие в свободной экономической зоне не всегда прозрачно и может применяться всеми налогоплательщиками.

Ускорение получения налогового вычета по НДС в отношении экспорта

Элементом налогового планирования и налоговой оптимизации являются налоговые вычеты и принятие НДС к возмещению. И, безусловно, многие налогоплательщики заинтересованы в том, чтобы как можно быстрее получить налоговый вычет.

Ускорение налоговых вычетов предусмотрено федеральным законом от 30.05.2016 N 150-ФЗ, который вступил в силу с 1 июля 2016 года. Так, вычет можно получить до того, как собран пакет документов, предусмотренных законодательно. Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов.

К экспортным документам относятся:

  • контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на выполнение работ (оказание услуг);
  • копии таможенных деклараций, свидетельствующих о помещении иностранных товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, а также копии таможенных деклараций, свидетельствующих о помещении продуктов переработки, вывезенных с территории Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза, под таможенную процедуру реэкспорта, завершающую действие таможенной процедуры переработки на таможенной территории;
  • копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих ввоз иностранных товаров на территорию Российской Федерации для совершения операций по их переработке и вывоз продуктов переработки с территории Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза.

При этом контракт может состоять как из одного документа, подписанного сторонами, так и из ряда документов, которые свидетельствуют о том, что участники достигли соглашения по всем существенным условиям сделки. Эти положения появились в пункте 19 ст. 165 НК РФ.

С 1 июля 2016 года, по товарам, работам, услугам, которые приняты после этой даты, в отношении экспорта не нужно ждать сбора всех документов, а можно сразу заявить НДС к вычету. Исключение составляют такие товары, как древесина и изделия из нее, древесный уголь, жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни, драгоценные металлы, недрагоценные металлы и изделия из них (абз. 3 п. 10 ст. 165 НК РФ).

Плюсы. В качестве положительных моментов подобной налоговой оптимизации можно назвать возможность варьирования момента возмещения НДС в соответствии с нуждами компании.

Минусы. Отрицательным аспектом является возможность налоговых споров с ИФНС, например, если документы не будут собраны в срок 180 дней или же документы будут содержать недостатки.

Страхование как способ снижения НДС и гражданско-правовых рисков

В условиях нестабильности и кризиса страхование может служить достаточно хорошим вариантом защиты интересов от недобросовестных действий третьих лиц. Кроме того, с 2016 года страхование является вариантом налоговой оптимизации, поскольку на сумму страхования за неоплату товаров не начисляется НДС (Федеральный закон от 05.04.2016 N 97-ФЗ).

Следовательно, выделение и увеличение суммы страховки по договору может снизить суммы уплаты НДС в бюджет (пп. 4 п. 1 ст. 162 НК РФ). Для того чтобы воспользоваться данным вариантом налоговой оптимизации, необходимо заключить договор страхования и отдельно выделить НДС в отношении страхования за неоплату товаров.

Такой вариант снижения НДС стал возможен благодаря принятию Конституционным судом Постановления Конституционного Суда РФ от 01.07.2015 N 19-П по делу о проверке конституционности положения подпункта 4 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Сони Мобайл Коммюникейшнз Рус». В этом решении суд пришел к выводу о том, что федеральному законодателю надлежит, руководствуясь Конституцией Российской Федерации и настоящим Постановлением, внести в налоговое законодательство изменения, исключающие возможность двойного налогообложения в случае использования налогоплательщиком – поставщиком товаров (работ, услуг) для защиты своих имущественных интересов договора страхования риска неисполнения договорных обязательств покупателем.

Плюсы. К положительным моментам относится возможность снизить свои риски как с гражданско-правовой точки зрения, так и с налоговой.

Минусы. Отрицательным аспектом являются незначительные суммы налоговой оптимизации.

Списание единовременно стоимости имущества в расходы

Для целей налогообложения в 2016 году повышен до 100 000 рублей порог имущества, на которое может не начисляться амортизация, повышен. В соответствии с п.1 ст.256 НК РФ такое имущество можно отнести непосредственно на расходы. Ранее на расходы возможно было списать единовременно имущество стоимостью не более 40 000 рублей. Изменения внесены федеральным законом от 08.06.2015 N 150-ФЗ.

Плюсы. В целом, подобная поправка позволяет быстрее списывать стоимость имущества в расходы.

Минусы. Недостатком данной возможности налоговой оптимизации является то, что в 2016 году были внесены изменения только в налоговое законодательство, а вот в правила бухгалтерского учета поправки не были внесены. Следовательно, возникнет разница между бухгалтерским и налоговым учетом. Поэтому не все бухгалтера применяют данную норму амортизации.

Снижение страховых взносов за счет предоставления персонала

С 2016 года «заемный труд» запрещен. При этом запрет непосредственно на аутстаффинг и аутсорсинг законом не установлен. Кроме того, предоставлять персонал могут специализированные компании. Частное агентство занятости или другое юридическое лицо, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения в Российской Федерации вправе осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала) (статья 341.1 ТК РФ).

Методом налоговой оптимизации в данном случае является создание в группе компаний такой компании и предоставление персонала позволяет снизить расходы по страховым взносам, если персонал предоставляется компании, которая применяет льготные тарифы. Изменения предусмотрены Федеральным законом от 05.05.2014 N 116-ФЗ.

Напомним, что льготные тарифы по страховым взносам могут применять компании, осуществляющие деятельность в следующих сферах:

  • производство пищевых продуктов;
  • производство минеральных вод и других безалкогольных напитков;
  • текстильное и швейное производство;
  • производство кожи, изделий из кожи и производство обуви;
  • обработка древесины и производство изделий из дерева;
  • химическое производство;
  • производство резиновых и пластмассовых изделий;
  • производство прочих неметаллических минеральных продуктов;
  • производство готовых металлических изделий;
  • производство машин и оборудования;
  • производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования;
  • производство транспортных средств и оборудования;
  • производство мебели;
  • производство спортивных товаров;
  • производство игр и игрушек;
  • научные исследования и разработки;
  • образование;
  • здравоохранение и предоставление социальных услуг;
  • деятельность спортивных объектов;
  • прочая деятельность в области спорта;
  • обработка вторичного сырья;
  • строительство;
  • техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;
  • удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность;
  • транспорт и связь;
  • предоставление персональных услуг;
  • производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них;
  • производство музыкальных инструментов;
  • производство различной продукции, не включенной в другие группировки;
  • ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования;
  • управление недвижимым имуществом;
  • деятельность, связанная с производством, прокатом и показом фильмов;
  • деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа (за исключением деятельности клубов);
  • деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий;
  • деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников;
  • деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий.

При расчете суммы взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний страхователь должен руководствоваться сведениями об основном виде деятельности принимающей стороны, учитывая результаты спецоценки условий труда на ее рабочих местах и иную полученную информацию.

Таким образом, схема налоговой оптимизации выглядит следующим образом (рис. 1).

Рисунок 1. Схема налоговой оптимизации

 Налоговая оптимизация 2017

Плюсы. Положительным аспектом подобной экономии является законодательно предусмотренный характер подобной экономии на налогах.

Минусы. Отрицательным моментам можно отнести возможность возникновения споров в отношении переквалификации аутстаффинга в заемный труд, а также переквалификация договора с трудовой.

Разделение бизнеса как метод налоговой оптимизации

Традиционно разделение бизнеса позволяет оптимизировать бизнес-процессы и использовать налоговую оптимизацию. Так, налоговая оптимизация достигается за счет возможности применения упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход.  Схема налоговой оптимизации выглядит следующим образом (рис. 2).

Рисунок 2. Схема налоговой оптимизации

Налоговая оптимизация 2017

В качестве рисков разделения бизнеса, использования арендаторов – дружественных компаний, применяющих льготные налоговые режимы можно назвать налоговые риски.

Кроме того, часто возникают судебные споры. В Определении Верховного Суда РФ от 27.11.2015 N 306-КГ15-7673 по делу N А12-24270/2014 суд установил, что полученная предпринимателем от реализации заявителем в качестве поверенного лица предпринимателя товара предпринимателя в рамках договора поручения выручка является выручкой самого заявителя и подлежит включению в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и НДС. Признавая доказанным факт умышленной минимизации Обществом налогового бремени путем создания совместно с предпринимателем схемы «дробления» бизнеса, Суд принял во внимание совокупность документально подтвержденных обстоятельств, установленных в ходе выездной налоговой проверки Общества. В письме  ФНС России от 19.01.2016 N СА-4-7/465@ налоговики дают соответствующие разъяснения. Они пришли к выводу, что денежные средства, полученные предпринимателем от реализации Обществом товаров предпринимателя на основании договора поручения, исходя из подлинного экономического содержания указанных операций, являются доходами самого Общества, в связи с чем указанные доходы подлежат включению в налогооблагаемую базу в целях исчисления налога на прибыль и НДС за проверяемый период. Признавая доказанным факт умышленной минимизации Обществом налогового бремени путем создания совместно с предпринимателем схемы «дроблении» бизнеса, суд принял во внимание совокупность документально подтвержденных обстоятельств, установленных в ходе выездной налоговой проверки Общества.

Но есть и положительная практика (постановление Президиума ВАС РФ от 09.04.2013 N 15570/12 по делу N А60-40529/2011). По мнению Президиума, установленные судами обстоятельства сами по себе не могут являться достаточным основанием для признания действий общества «Металлургсервис» направленными на получение необоснованной налоговой выгоды. В рассматриваемом деле имело место не разделение бизнеса, осуществлявшегося обществом «Металлургсервис», с сохранением в данном обществе части деятельности по общественному питанию (разделение, направленное на снижение предельных показателей до установленных законодательством, позволяющих применять специальный налоговый режим в каждом из хозяйственных обществ), а прекращение этой деятельности с организацией ее на базе вновь созданного юридического лица.

Таким образом, разделение бизнеса может иметь положительный эффект как с точки зрения ведения бизнес-процессов, так и с точки зрения налоговой оптимизации. Но при этом возможны значительные риски в части споров с ИФНС.

В заключение необходимо отметить, что существует достаточно много схем и методов налоговой оптимизации. И каждый год принимаются не только поправки в НК РФ со знаком минус, но и положительные поправки, которые позволяют сэкономить на налогах и сборах.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36.29%
  • Подумываю об этом 26.61%
  • Нет, пока никаких перемен 27.42%
  • Это секрет! 9.68%
результаты

Рассылка



Вас заинтересует

© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль