Как разработать правила работы с дебиторской задолженностью

376
Для управления дебиторской задолженностью компании нужна информация о сроках возникновения долга, времени просрочки, текущем состоянии задолженности и т. д. Как правило, такие сведения можно получить из учетной системы. Однако сначала стоит определить принципы учета и контроля дебиторской задолженности.

Эффективное управление дебиторской задолженностью невозможно без кредитной политики – свода правил, регламентирующих предоставление коммерческого кредита и порядок взыскания дебиторской задолженности. Кредитная политика принимается на год, по истечении которого уточняются цели и задачи, принятые стандарты, подходы и условия. Приведем типичную структуру этого документа:

  • цели и тип кредитной политики;
  • стандарты оценки покупателей;
  • подразделения, задействованные в управлении дебиторской задолженностью;
  • действия персонала;
  • форматы документов, используемых в процессе управления дебиторской задолженностью.

Как определить цели кредитной политики при работе с дебиторской задолженностью

Целями кредитной политики должны быть повышение эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность, увеличение объема продаж (прибыли от продаж) и отдачи на вложенные средства.

Помимо формализации целей управления дебиторской задолженностью в кредитной политике, следует определить задачи, решение которых позволит достичь целевых значений (например, выход на новые рынки сбыта, завоевание большей доли существующего рынка, формирование репутации, минимизация стоимости кредитных ресурсов). Каждая сформулированная задача должна иметь количественное измерение и сроки выполнения.

Принято выделять три типа кредитной политики: консервативная, умеренная и агрессивная.

Как установить стандарты оценки покупателей при работе с кредиторской задолженностью

Покупатели, как правило, имеют различные возможности по объемам закупок, своевременности оплаты и претендуют на различные условия предоставления отсрочки платежа (подробнее см. Как определить срок, на который предоставить отсрочку платежа). Для того чтобы дифференцировать условия коммерческого кредитования, но при этом избежать злоупотреблений со стороны менеджеров отдела продаж, необходимо разработать алгоритм оценки покупателей.

Создание алгоритма дифференциации условий предоставления отсрочки платежа предполагает выполнение ряда шагов:

  • отбор показателей, на основании которых будет проводиться оценка кредитоспособности контрагента (своевременность погашения ранее предоставленных отсрочек платежа, прибыльность бизнеса, ликвидность, размер чистых оборотных активов и т. д.);
  • определение принципов присвоения кредитных рейтингов клиентам компании. Рейтинг присваивается на определенный период, по истечении которого должен пересматриваться, например, раз в месяц;
  • разработка кредитных условий для каждого кредитного рейтинга, то есть определение цены реализации, времени отсрочки платежа, максимального размера коммерческого кредита, системы скидок и штрафов.

Формула. Расчет периода отсрочки платежа с учетом суммарных расходов продавца

Как разработать правила работы с дебиторской задолженностью

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

Т

Период отсрочки платежа

дн.

Результат расчета

Скр

Сумма сделки

руб.

Условия планируемой сделки

РПмин

Минимальный уровень рентабельности продаж

%

Устанавливается внутренними нормативными документами

Рс

Дополнительные расходы по контролю и сопровождению сделки

руб.

Экспертная оценка, данные управленческого учета

СТ

Ставка процента по банковским кредитам, в день

%

Условия по банковским договорам

Кн

Поправка на кредитный рейтинг покупателя (рейтинг платежеспособности)

%

Экспертная оценка вероятности непогашения задолженности покупателем в срок (от 0 до 100%, чем выше, тем больше риск неоплаты). Определяется на данных о кредитном рейтинге покупателя

Как определить ответственность при работе с дебиторской задолженностью

Последние разделы кредитной политики призваны разграничить уровни управления дебиторской задолженностью. Необходимо строго распределить ответственность за управление дебиторской задолженностью между коммерческой, финансовой и юридической службами. Нередко за продажи и взыскание задолженности отвечают разные подразделения, имеющие противоречивые задачи. К примеру, менеджер по продажам (коммерческий отдел) мотивирован продать как можно больше, а менеджер по работе с дебиторами (финансовая служба) – получить денежные средства и минимизировать уровень задолженности. Это приводит к недовольству со стороны клиентов и конфликту подразделений.

Оправданна схема распределения ответственности, при которой коммерческая служба отвечает за продажи и поступления, финансовая служба берет на себя информационную и аналитическую поддержку, а юридическая служба обеспечивает юридическое сопровождение (оформление кредитного договора, работа по взиманию задолженности через суд). Необходимо не только распределить ответственность между подразделениями, но и описать действия всех занятых в управлении дебиторской задолженностью сотрудников (подробнее о том, как создать положение по управлению дебиторской задолженностью, см. Как разработать политику управления дебиторской задолженностью).

Подготовлено по материалам ФСС «Система Финансовый директор»

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль