Приемы управления персоналом

824
Соппа Кирилл
финансовый директор ООО «СП-НОВОСБИРСК»
Два года назад я писал в журнале «Финансовый директор» о своих системах контроля за персоналом. Сейчас хочу поделиться с коллегами кое-каким фидбэком по итогам работы.

Установка контрольных точек позволяет снизить количество времени на контрольные мероприятия, повысив их качество. Но, к сожалению, практика показала, что без материального воздействия эта система неэффективна. По моим наблюдениям не более 15% сотрудников добросовестно стараются соблюдать все требования должностной инструкции, просто потому что они там есть. Основная масса сотрудников со временем начинают саботировать обязанности, за которыми не установлен контроль, и неисполнение которых не влечет никаких негативных последствий для сотрудника. Причем не всегда они это делают из преступных соображений. Зачастую у сотрудника просто не хватает времени сделать все своевременно, и он манкирует неконтролируемыми обязанностями, как он сам считает, из лучших побуждений. Якобы они не важны, раз их никто не проверяет. 

Материальное воздействие возможно в двух вариантах – премирование либо штрафы. Правильного рецепта нет, каждый выбирает сам. Чаще всего встречаются комбинированные варианты: премирование за достижение основных показателей (например, продажи, звонки, отгрузки) и штрафы за нарушение дисциплинарных (например, нарушение правил документооборота, неотражение или искажение информации в 1С, превышение времени исполнения регламентных задач). В нашей компании я опытным путем пришел именно к такой системе. Вот некоторые соображения на этот счет. 

За своевременную сдачу счетов-фактур большую премию не выставишь (иначе это будет делаться в ущерб основным обязанностям), а если сумма будет небольшой, сотрудник может просто сознательно пренебрегать своими обязанностями, посчитав, что премия не стоит трудозатрат. В то же время, риски потерь для компании могут быть несоизмеримо больше. Если же штрафовать за каждую несданную счет-фактуру даже на небольшую сумму, скажем 100 рублей, то это будет мотивировать сотрудника из-за психологического момента: он считает эти 100 рублей своими и не хочет их отдавать.

Есть варианты премирования, когда учет сданных оригиналов документов попадает с каким-то весом в единый интегральный параметр, исходя из которого и начисляется премия. На мой взгляд, такого рода системы допустимы лишь для руководителей среднего звена (и то вопрос) и топ-менеджеров. У линейных сотрудников и младших руководителей обычно небольшой горизонт понимания бизнес-процессов и у них разорвана логическая связка между выполняемыми действиями и вознаграждением за них. В результате такая система, наоборот, оказывает демотивирующий эффект, потому что у сотрудников появляется ощущение несправедливости, что сложная формула специально придумана для обмана, чтобы снизить сумму вознаграждения.

Похожая система действует в одном большом банке с зелеными галстуками. В мотивацию каждого сотрудника входит регулярное предложение по улучшению работы. Массовость и регулярность снизила и так потенциально низкое качество таких предложений. В итоге предлагаются варианты типа ежечасной пятиминутной гимнастики или киоска с женскими колготками на ресепшене (из-за жесткого дресс-кода это очень насущная проблема в этом учреждении), которые имеют сомнительный эффект для работодателя. При этом сами сотрудники не рассматривают эту опцию как дополнительную возможность заработать, а считают, что работодатель, чтобы платить поменьше нагружает непрофильными обязанностями, которые изначально невыполнимы. То есть, имеет место прямой демотивирующий эффект.

Глупо скрывать, штрафные санкции тоже имеют демотивирующий момент, основанный на том же самом психологическом эффекте – люди не хотят отдавать свое. Нивелировать его можно путем разъяснений среди персонала причин для каждой контрольной точки. Чтобы сотрудники поняли, что это не дополнительный заработок для компании путем экономии фонда оплаты труда, а каждое соблюдение контрольной точки ведет к повышению эффективности работодателя (пример я приводил в своем блоге «Платежный календарь предприятия»).

Конечно же, разъяснения не могут полностью нивелировать негативный эффект от штрафов. Однако в нашей компании более-менее адекватные сотрудники продолжали возмущаться, что штрафы это унизительно, что они вполне умные и добросовестные и с ними можно без штрафов нормально работать. Тогда я на три месяца сделал вид что «забыл» про своевременную сдачу оригиналов документов в бухгалтерию. Отчет по «хвостам» всем ежемесячно рассылался, но вот взыскания не применялись. А потом через три месяца я взял результаты по двум контрольным точкам: неразнесенные оплаты, которые всегда находятся под моим пристальным вниманием, и долги по документам. По неразнесенным оплатам все делалось вовремя, зато по документам накопились нешуточные «хвосты». На вопрос «как с вами без штрафов работать?» все адекватные и добросовестные понурили голову и вот уже пару месяцев ничем не возмущаются. Посмотрим, что будет дальше.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль