Постановка SMART-целей или Как ставить умные цели

701
Постановка SMART-целей или Как ставить умные цели
Если идти, не зная куда, то придешь не туда. Неправильная постановка целей ведет к неудовлетворительным результатам. Это утверждение применимо и к личной жизни и к бизнесу. Поэтому сегодня предлагаем поговорить о SMART-целях и разберемся, почему же постановка целей по SMART так популярна во всем мире уже много лет.

Что такое SMART-цели

В названии метода SMART-целей заложена аббревиатура, которую ввел Питер Друкер в 1954 году: Specific, Measurable, Achievable, Relevant, Time bound. Каждая буква аббревиатуры означает критерий эффективности поставленных целей. 

S – specifiс – конкретный. SMART-цель должна быть максимально четкой и понятной. В процессе постановки целей нет места глобальным и неопределенным описаниям. Когда цели конкретны, то они отвечают на следующие вопросы:

  • какого результата я хочу достичь за счет выполнения цели и почему;
  • кто вовлечен в выполнение цели;
  • существуют ли ограничения или дополнительные условия, которые необходимы для достижения.

Ставя задачу себе самому или подчиненным, задайте себе вопрос: что я хочу получить в результате? Все люди по-разному понимают одни и те же слова. У вас в голове формируется свое видение результата выполнения задачи, у сотрудника – свое, поэтому и вы, и он по-разному представляете себе одну и ту же цель. Чтобы этого не произошло, нужно убедиться, правильно ли сотрудник понял, чего вы от него хотите.

M – measurable – измеримый. SMART-цель должна быть измеримой, иначе как вы поймете, достигли ее или нет? Понять, измерима ли ваша цель, вы сможете, ответив на следующие вопросы:

  • Когда будет считаться, что цель достигнута?
  • Какой показатель будет говорить о том, что цель достигнута?
  • Какое значение у данного показателя должно быть для того, чтобы цель считалась достигнутой?

В качестве оценки критериев выполнения можно использовать проценты или соотношения. Они подходят под ситуации, в которых есть возможность планировать и анализировать повторяющиеся события. Скажем, при постановке целей по сокращению издержек – сократить издержки на 15 процентов.

A – attainable – достижимый. Необходимо адекватно оценивать ситуацию и понимать, что цель достижима с учетом текущих и планируемых финансовых и производственных возможностей компании. SMART-цели должны быть реалистичными и достижимыми как для сотрудника, так и для компании в целом. Если цель изначально невыполнима, то сотрудник, которому поручена ее реализация, это понимает, и он просто не начинает даже работать над ней. Зачем? Ведь и так понятно, что какие бы он не прилагал усилия – все зря. Поэтому нужны цели с «высокой планкой», но они должны быть достижимы. Например, увеличить план продаж на 15% – достижимая цель, а увеличить план продаж в 2 раза – уже маловероятно, в 10 раз – нереально. Поэтому главное – определить уровень достижения цели. Кстати, это правило работает и в обратную сторону: если цель будет слишком легкая, то сотрудник будет откладывать работу на завтра и есть риск, что к нужному сроку ничего не будет сделано.

R – relevant – релевантный. Цель должна быть реалистичной и уместной в текущей ситуации, вписываться в контекст и не нарушать баланс с другими целями и приоритетами. Здесь нужно понимать, как группа целей согласуется со стратегией развития компании, и как они помогают должным образом достигать ее. Вы всегда можете проверить полезность своей цели, ответив на вопрос «Какие выгоды принесет компании решение поставленной задачи?» Если ответ будет «никакие», то с точки зрения метолологии SMART цель будет лишь отвлекать на себя ресурсы компании.

T – time-bound – с четко установленным сроком. Срок или точный период выполнения – одна из главных составляющих SMART-цели. Цель может иметь как фиксированную дату, так и охватывать определенный период времени. Цели, не имеющие крайних сроков или временного графика, как правило, не выполняются вообще. Это связано с человеческой психологией и стремлением отложить на завтра то, что сегодня делать необязательно.

Примеры SMART-целей

  1. Сокращение издержек. Постановка цели по SMART будет выглядеть так: «Сокращение издержек на персонал на 10% в Московском офисе компании «Зонгорп» в 2017 году». Конкретность цели определяется процентом снижения издержек, локацией, ограничением по времени (2017 год), цель можно измерить с помощью ретроспективных данных, которые есть у компании. Ее достижимость определяется специалистами фирмы, конечно, но в целом на первый взгляд кажется вполне реальной. Цель значима, так как напрямую связана с эффективностью бизнеса.
  2. Привлечение инвестиций. Постановка SMART-цели звучит уже следующим образом: «Привлечь 15 миллионов рублей внешних инвестиций в компанию «Зонгорп» в обмен на 10% от компании до 5 октября 2016 года для дальнейшего выхода на европейский рынок». Цель конкретна, измерима (указаны условия привлечения инвестиций и сроки), реальность ее выполнения должны определять ее собственные сотрудники и внешние эксперты, но сама цель напрямую связана со стратегией развития компании (выход на европейские рынки).
  3. Проведение анализа конкурентов. В этом случае SMART-цель будет такой: «Провести анализ компаний «Софтлинейкийс», «Крокс», «Лунитс» и выявить преимущества и недостатки их продуктов по сравнению с нашей флагманской разработкой «Зонгорпс платформс» до 5 августа 2016 года». Цель понятна, значима, ориентирована на конкретные действия, вполне реалистична и имеет дедлайн – до 5 августа 2016 года.

Постановка целей по SMART работает как в личной жизни, так и в бизнесе. Методология предельно простая, но в то же время максимально эффективная. Она помогает ставить цели так, чтобы они были выполнимыми, но при этом весьма трудными, а, значит, помогали добиваться высоких результатов. При правильном подходе умные цели будут согласованы друг с другом и с вашей главной стратегией. Еще один плюс, хотите вы того или нет, – ваши цели будут иметь конечные сроки, на которые вы будете ориентироваться. Поэтому используйте метод добивайтесь результатов вместе с другими миллионами людей и компаний по всему миру.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль