Золотые правила налогового планирования: на что в первую очередь смотрит налоговая инспекция

5773
Наталья Кордюкова
заместитель директора департамента международного налогового планирования юридической фирмы «КЛИФФ»
Налоговое планирование совсем не обязательно связано с правонарушениями или уклонением от уплаты налогов. Налоговые вычеты, льготы, баланс центра прибыли или формы отношений являются нормальными и допустимыми инструментами управления своими налоговыми обязательствами. Принцип «не запрещено, значит, разрешено» в той же мере действует в этой сфере, как и во всех других. Но где грань между допустимым и недопустимым в налоговом планировании, и какие операции никогда не найдут понимания у проверяющих органов без дополнительных подтверждений и проверок? В настоящей статье мы попробуем коротко охарактеризовать основные критерии рискованных операций и деятельности, которые приводят к доначислениям налогов.

Первое правило налогового планирования

Первое правило и единственное неоспоримое правило налогового планирования – операция не может быть направлена только на извлечение налоговой выгоды. Именно это правило лежит в основе любого допустимого налогового планирования, и пока оно соблюдается – любые операции, действия и деятельность налогоплательщика должна признаваться допустимой и возможной для налогообложения. На практике это означает, что допустимо и нормально из нескольких возможных вариантов структурирования реальных отношений выбирать наименее затратный с точки зрения налогов способ ведения деятельности, но нельзя создавать фиктивные операции и структуры, служащие только для целей налогового планирования.

Согласно общей доктрине Конституционного Суда РФ, любые действия должны признаваться экономически обоснованными, если они направлены на осуществление коммерческой деятельности, вне зависимости от результата такой деятельности, возможности сократить понесенные расходы, выбранной формы деятельности и иных критериев (Определения КС РФ N 320-О-П, Определения КС РФ N 366-О-П). В большинстве случаев ни один из доводов налогового органа не может быть основанием для признания расходов полученными необоснованно, если он является единственным и не подкреплен дополнительными доводами и фактами из хозяйственной деятельности налогоплательщика, доказывающими, что действия последнего направлены на незаконную экономию налогов.

Критерии экономической обоснованности в рамках налогового планирования

Отсутствие направленности на коммерческую деятельность устанавливается по правилам Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». Согласно данному документу, дополнительными фактами, всегда повышающими риск налоговых доначислений для налогоплательщика, является, в частности:

  • создание организации или ее контрагента незадолго до совершения хозяйственной операции (как правило, рассматривается период 1-6 месяцев, но может приниматься во внимание и период до года-двух, в зависимости от размера и сложности анализируемых операций);
  • взаимозависимость участников сделок (принимаются во внимание обычно общие собственники, директора, в некоторых случаях – общие сотрудники);
  • нетипичный и разовый характер хозяйственных операций (например, нетипичной и разовой операцией будет продажа объекта недвижимости через компанию, занятую в сфере маркетинговых исследований и т.д.);
  • осуществление сторонами сделки расчетов с использованием одного банка («внутрибанковские» операции хуже контролируются самими банками и дешевле для сторон сделки, поэтому не вызывают у налоговых органов доверия);
  • нарушение одним или всеми участниками сделки налогового законодательства в прошлом (особенно, если ранее речь уже шла об участии налогоплательщика в создании схем уклонения от налогообложения);
  • использование посредников при осуществлении хозяйственных операций (агенты, комиссионеры, продажа по цепочке разных лиц - особенно, если функционал таких посредников не очевиден);
  • осуществление операции не по месту нахождения налогоплательщика (в т.ч. в другом регионе в отсутствие в данном регионе зарегистрированного отделения или филиала).

Добросовестному налогоплательщику, который, в рамках налогового планирования, намерен совершить операцию, подпадающую под одну или несколько из указанных выше характеристик, рекомендуется подходить к ее подготовке и документированию особенно тщательно – такие операции всегда будут вызывать пристальный интерес у налоговых органов.

Рискованные методы налогового планирования: кого проверяют налоговые органы?

Статистически, наиболее часто налоговые проверки проводятся в столице, наименее – на Чукотке, в Еврейской АО и Ингушетии. По официальной статистике ФНС России, средний размер доначислений налогов, штрафов и пеней, приходящихся на одну выездную проверку на начало 2016 года, составляет ок. 15 млн рублей, но в Москве, этот показатель стремится принципиально к иному размеру, достигая 50 млн рублей за одну проверку. На практике, подпадание под налоговую проверку практически для каждого налогоплательщика означает предъявления ему претензий в размере не менее 10 млн рублей.

Говоря о налоговом планировании, надо отметить, что, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, выданного на основании вступившего в силу решения налогового органа, оно не будет оплачено или его действие не будет остановлено судом, материал проверки автоматически передастся в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Напомним, что порог недоимки, достаточной для возбуждения уголовного дела, достаточно низок, – для организаций он начинается с 5 млн рублей, исчисленных в совокупности за три финансовых года. Учитывая текущую статистику доначислений, такой эффект способна дать почти каждая выездная проверка, требование по которой не будет обжаловано или уплачено. Таким образом, несоблюдение сроков очень часто ведет налогоплательщика от обычной налоговой проверки к проверке по правилам уголовного права, что, безусловно, противоречит любым целям адекватного налогового планирования.

Налоговая проверка часто обусловлена рискованным налоговом планированием, критериями которого можно управлять заранее. Среди наиболее типичных критериев, свидетельствующих для налогового органа о том, что налогоплательщик, возможно, злоупотребляет налоговым планированием, в частности (Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»), следующие:

  • налоговая нагрузка и средняя рентабельность у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли / виду экономической деятельности. Это один из ключевых показателей того, что компания будет проверена налоговыми органами. Средняя налоговая нагрузка и рентабельность публикуется ежегодно на сайте ФНС России и доступна для самостоятельного контроля налогоплательщиков. Это могут быть совершенно разные показатели, отличия расчетных значений, например, для нефтяного сектора и рыболовства, будут составлять порядковые величины. Будьте внимательны, если вид деятельности, заявленный при регистрации в налоговом органе, не соответствует реальному виду деятельности, Вы, даже, не прибегая к средствам налогового планирования, можете получить сильнейшее отклонение расчетных показателей;
  • отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов (как правило, достаточно двух лет);
  • отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период, опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров, работ или услуг (в частности, доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев);
  • выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации (средний статистический показатель уровня заработной платы в Москве составляет на апрель 2016 года около 74 733 рублей при минимальном региональном МРОТ 17 300 рублей, однако, существенно разнится по регионам);
  • неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами);
  • «пограничное» положение в отношении права на применение специальных режимов, для тех налогоплательщиков, кто их использует (имеется в виду, например, ситуация, когда до достижения «предельного порога» доходности, размера штата сотрудников, количества основных средств на УСН остается до 5%, при условии, что эта ситуация неоднократна за год).

В рамках налогового планирования мы рекомендуем периодически проверять близость своих показателей к указанным усредненным данным – это уменьшит вероятность того, что налоговый инспектор придет к Вам с проверкой. Однако, если данные показатели являются обусловленными Вашей хозяйственной деятельностью, ни один из них сам по себе не является правонарушением.

Налоговое планирование, фирмы – «однодневки» и должная осмотрительность

Наиболее серьезные претензии налоговых органов связаны, как правило, с подозрениями в том, что налогоплательщик занижает налоговую базу, прибегая к услугам «фирм-однодневок». Формально, ни одни налогоплательщик не может контролировать своих контрагентов и их деятельность, это задача налогового органа. Судебная практика, в частности, уже указанные выше акты Конституционного суда РФ, однозначно исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. Однако, если одним из контрагентов налогоплательщика окажется фирма, соответствующая признакам «однодневки», все операции с такой фирмой будут проверены налоговым органом, и добросовестному налогоплательщику придется пояснять свою связь (вернее, отсутствии иной связи, кроме деловой) с таким контрагентом.

Критерием независимости и намерения налогоплательщика провести коммерческую деятельность с контрагентом является проведение первым процедуры «должной осмотрительности», т.е. получение налогоплательщиком максимально объемной и достоверной информации о потенциальном партнере до того, как отношения с ним будут оформлены. Процедура должной осмотрительности не имеет четкого нормативного регулирования и определяется каждым налогоплательщиком самостоятельно. Тем не менее, ее обязательным элементами, как правило, являются:

  • получение данных о регистрации компании-контрагента (в частности, из данных ЕГРЮЛ, доступных на сайте ФНС России, или получение ее от самого контрагента / из самого ЕГРЮЛ);
  • проверка статуса контрагента и его должностных лиц в «черных списках» ФНС России (на сайте ФНС доступны сервисы: «Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке», «Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года», «Сведения, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации», о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ», Запрос «Адреса массовой регистрации»);
  • запрос у контрагента основных документов о деятельности / их заверенных копий (Письма ФНС от 24.07.2015 N ЕД-4-2/13005@, от 16.03.2015 N ЕД-4-2/4124, от 11.02.2010 N 3-7-07/84, Минфина от 16.10.2015 N 03-02-07/1/59422, от 06.07.2009 N 03-02-07/1-340): Устав организации; Свидетельство о государственной регистрации организации; Свидетельство о постановке организации на учет в налоговом органе по месту ее нахождения; Решение об избрании (назначении) руководителя организации / доверенность на лицо, заключающее сделку; Копию паспорта руководителя организации или доверенного лица.

Это далеко не исчерпывающий список документов и информации – на практике, чем больше сведений налогоплательщик соберет о своем контрагенте, чем более тщательную проверку контрагента проведет перед сделкой, тем более безопасной с финансовой и налоговой точки зрения будут для него ее последствия. «Должная осмотрительность» рекомендуется для всех контрагентов и, особенно, если с ними планируется крупная, нетипичная сделка или сделка, соответствующая какому-либо из критериев выше.  

Очень рискованная деятельность: когда проверяют правоохранительные органы?

Нужно понимать, что в зоне налогового планирования находятся не только налоговые правонарушения, но и уголовные преступления, связанные с налогообложением и оборотом денежных средств. Налоговые органы обязаны информировать правоохранителей о всех случаях, когда в действиях налогоплательщика можно заподозрить намерения совершить преступление. Специфическими признаками, на которые будут ориентироваться в этом случае налоговые органы, помимо перечисленных уже выше, могут быть, например, следующие операции (<Письмо> ФНС России от 02.06.2016 года N ГД-4-8/9849 «Об организации работы по взаимодействию с правоохранительными органами в случаях выявления признаков налоговых преступлений»):

  • использование наличных денежных средств в большом и нетипичном объеме;
  • использование денежных средств с бюджетного счета, приобретение векселей с целью их дальнейшего использования для расчетов с контрагентами;
  • немотивированное или частое открытие новых расчетных счетов;
  • налогоплательщик заключает договоры, по которым денежные средства зачисляются на счета третьей компании;
  • хозяйственные операции по реализации товаров, работ или услуг осуществляются с существенной рассрочкой платежа, что приводит к образованию большого объема дебиторской задолженности.

По возможности, добросовестным налогоплательщикам, занимающимся налоговым планированием, рекомендуется избегать таких операций, а, если это невозможно,  подробно и тщательно документировать их, проводить процедуру «должной осмотрительности» особенно подробно, и быть готовым пояснить экономическую природу операций всем проверяющим органам.

Выводы и общие рекомендации

Все сказанное можно подытожить в три простых правила налогового планирования, актуальных для любого налогоплательщика и в любой сфере бизнеса.

  1. Налоговая оптимизация не может быть единственной причиной для совершения какой-либо операции, но операции, имеющие экономический смысл, могут быть совершенны любым допустимым с налоговой точки зрения способом.
  2. Операции, являющиеся нетипичными для налогоплательщика, связанными с крупными расходами, вычетами и льготами, а также деятельность, не типичная для выбранной бизнес-сферы, всегда будут привлекать внимание налоговых и иных правоохранительных органов, а, следовательно, подтверждающие документы и пояснения по ним должны быть составлены с особой тщательностью.
  3. Основным правилом документирования отношений с крупными и/или рискованными контрагентами является «должная осмотрительность», несмотря на формальный во многом характер, она всегда эффективно снижает риски налогового планирования.

Благодарим за помощь в подготовке материала Каролину Шалимову, младшего юриста департамента международного налогового планирования юридической фирмы «КЛИФФ»   

Чтобы обсудить статью, заходите в наши группы в соцсетях Золотые правила налогового планирования:  на что в первую очередь смотрит налоговая инспекция  Золотые правила налогового планирования:  на что в первую очередь смотрит налоговая инспекция  Золотые правила налогового планирования:  на что в первую очередь смотрит налоговая инспекция

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы


© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль