Принципы бережливого производства

814
Принципы бережливого производства
Главный принцип бережливого производства – сокращение всех действий, не добавляющих ценности продукту, на всем его жизненном цикле. Если организация выявит и устранит такие потери, то это позволит ей повысить эффективность и тем самым снизить стоимость продукции для конечного потребителя и получить конкурентное преимущество на рынке. Поговорим о принципах бережливого производства подробнее.

Важное в статье:

  • Суть бережливого производства.
  • Принципы бережливого производства.
  • Виды потерь с точки зрения бережливого производства.

Сегодня всем компаниям необходимо «резать косты», как любят говорить эксперты. Время роста рынка, когда денег у всех было много и товар покупали по любой цене, а наши производители не считались с его себестоимостью потому что «и так купят», прошло несколько лет назад и сегодня чтобы выжить необходимо сокращать собственные издержки и оптимизировать бизнес-процессы. Делать это можно по-разному и с разной эффективностью. Кто-то просто увольняет половину собственного отдела продаж и разгоняет «ненужных» пиарщиков и маркетологов, сокращая бюджеты на рекламу. Кто-то идет дальше и переводит всю компанию на сокращенный рабочий день и рабочую неделю. А кто-то смотрит на опыт компаний в других странах. Ведь все придумано до нас и не надо изобретать велосипед. Концепций по снижению затрат довольно много, но одна из самых популярных – концепция бережливого производства. Рассмотрим подробнее принципы бережливого производства, чтобы понять, почему эта система так популярна и имеет ли смысл использовать ее в вашей компании.

Суть  бережливого производства

Бережливое производство (англ. Lean production или Lean manufacturing) – разработанный японцами во второй половине 20 века подход к управлению компанией, направленный на повышение качества работы всей организации за счет тотального сокращения потерь на всех уровнях: от проектирования и производства продукции, до ее сбыта. Подход системы Lean ставит своей главной задачей сокращение всех действий, не добавляющих ценности продукту, на всем его жизненном цикле.

Первоначально принципы бережливого производства были внедрены в компании Toyota. Именно там все и зародилось. Сотрудники компании обратили внимание, что в любой организации потенциально может быть большое количество потерь, приводящих к снижению эффективности работы. Эти потери представляют собой действия, не приносящие ценности конечному потребителю. Если организация выявит и устранит такие потери, то это позволит ей повысить эффективность и тем самым снизить стоимость продукции для конечного потребителя и получить конкурентное преимущество на рынке (подообнее об опыте внедрения бережливого производства в российских компаниях >>).

Главный принцип бережливого производства — постоянно проводить оценку ценности продукта для конечного потребителя на каждом этапе его создания, модификации и продвижения. В качестве основной задачи предполагается создание настоящего конвейера непрерывного устранения потерь и устранение любых действий, которые напрасно потребляют ресурсы компании, не создавая добавочной стоимости продукта для конечного потребителя. Например, традиционно производители имели большие складские запасы произведенной продукции, расходы по содержанию которых перекладывались на плечи покупателей в виде цены на продукт. Аналогично поступали и с браком или кражей продукции из магазинов. В результате стоимость продукта могла существенно вырасти из-за «лишних» расходов, а сам производитель не стремился с ними бороться, т.к. все его ошибки оплачивал конечный покупатель все равно.

В соответствии c принципами бережливого производства, вся деятельность предприятия делится на операции и процессы, добавляющие ценность для потребителя, и операции с процессами, не добавляющие ценности для потребителя. Главная задача «Бережливого производства» – постепенное сокращение процессов и операций, не добавляющих ценности.

Как и большинство других японских подходов к управлению компанией, бережливое производство – это не просто набор инструментов и тактик, это целая философия. Принципы бережливого производства подразумевают постоянную и непрерывную работу по совершенствованию качества бизнес-процессов и сокращению потерь.

Виды потерь с точки зрения бережливого производства

Потерь может быть довольно много, но японцы все систематизировали и выделили восемь ключевых причин, которые могут привести к потерям в компании на том или ином этапе работы:

  • Транспортировка – перемещение товара не прибавляет ценности продукта. Каждое перемещение увеличивает риск повреждения груза, его потери или задержки. Чем дольше продукт перемещается, тем больше накладные расходы компании. Поэтому задача – оптимизировать логистику, чтобы продукция доставлялась по оптимальному маршруту и в минимальное время.
  • Запасы – чем больше запасов уже готовой продукции и запчастей для нее находится на складах и в производстве, тем больше денежных средств оказывается «замороженными». Запасы не добавляют продукту ценности и складируя огромное количество продукции, компания теряет большие деньги ежедневно. Поэтому необходимо производить количество продукции исходя из потребностей рынка, чтобы на складе не хранить ее долго.
  • Движение – лишние движения операторов и оборудования увеличивают потери времени, повышают риск брака и производственных травм, что в конечном итоге приведет к увеличению стоимости продукции без увеличения ценности продукта для клиента.
  • Ожидание – продукты, находящиеся в незавершенном производстве и ожидающие своей очереди на обработку в дальнейшем участке конвейера, приравниваются к хранению на складах и увеличивают стоимость без увеличения ценности.
  • Перепроизводство – этот вид потерь является наиболее критическим для компании. Непроданная продукция тянет на дно компанию, так как она требует затрат на производство, затрат на хранение, затрат на учет, затрат на срочную рекламную кампанию, призванную стимулировать продажи (часто неэффективную).
  • Технология – этот вид потерь связан с тем, что технология производства не позволяет реализовать в производимой продукции все пожелания конечного потребителя. Что в конечном итоге ведет к перепроизводству и созданию огромных запасов на складах.
  • Дефект – каждый брак ведет к дополнительным затратам времени и ресурсов на его исправление, либо на утилизацию продукта и создание нового вместо бракованного.
  • Нерациональность – потери неизбежно идут, когда специалист выполняет работу, не соответствующую его навыкам и квалификации. Например, менеджер по продажам занимается холодными звонками, вместо проведения встреч с клиентами, когда логичнее и дешевле передать все это на аутсорс или специальному человеку в компании – телесейлу, чья работа и подразумевает как раз «сидеть на телефоне и звонить весь день без перерыва».

Принципы бережливого производства

Сами по себе, как и все гениальное, принципы бережливого производства довольно просты, но для их реализации потребуются серьезные усилия всех сотрудников и политическая воля руководства. Основные принципы бережливого производства:

  • выявите что создает ценность продукта с точки зрения конечного потребителя. В организации может выполняться огромное количество телодвижений, которые не важны для потребителя. Только в том случае, когда организация точно знает, что необходимо потребителю, она может разделить процессы на предоставляющие ценность конечному потребителю и нет.
  • распишите детально все необходимые действия в цепочке производства продукции и выявите потери. Для оптимизации работы необходимо детально описать все действия от момента получения заказа, до поставки продукции потребителю. За счет этого принципа бережливого производства вы выявите все узкие места и наметите действия для улучшения процессов.
  • проведите модернизацию действий в цепочке производства таким образом, чтобы они представляли собой непрерывный поток работ. Действия в процессах необходимо распишите так, чтобы между отдельными операциями не было ожиданий, простоев или других любых потерь. Это может потребовать серьезного реинжиниринга и внедрения новых технологий (об этом позже), но все ваши процессы должны состоять из действий, добавляющих ценность продукту.
  • Еще один принцип бережливого производства делайте только то, что необходимо конечному потребителю. Организация должна выпускать только ту продукцию, и в таком количестве, которое необходимо конечному потребителю. Век Генри Форда «Машина может быть любого цвета, если этот цвет черный» давно прошел и именно потребитель сегодня диктует производителю что надо делать. К сожалению, большинство компаний этого не понимают.
  • Стремитесь постоянно к совершенству и сокращайте все ненужные. Внедрение системы бережливого производства – непрерывный процесс. Его нельзя никогда останавливать.

Это базовые принципы бережливого производства, которые позволяют вывести на качественно иной уровень компанию и действительно добиться существенного снижения издержек на всех этапах создания продукта, что в результате позволит снизить цену для клиентов, делать нужный рынку продукт и завоевать любовь покупателей. Но оговоримся сразу: переход на бережливое производство – процесс довольно трудный и не все компании готовы меняться ради перехода на него. Рекомендуем попробовать реализовать один из принципов бережливого производства и реализовать вам непрерывный поток работ на своем предприятии с помощью системы Канбан.

Если вы решите перейти на бережливое производство, то переходить надо всей компанией, по отдельности внедрить эту систему нельзя, надо комплексно прорабатывать по всем направлениям шаги по снижению издержек. Зато если вы примете волевое решение и начнете действительно снижать свои потери, то через некоторое время ощутите реальную пользу от нового подхода и новой философии компании. А через 3-4 года ваша компания оставит конкурентов далеко позади. Ведь это не бездумное резание костов в виде снижения затрат на ИТ и маркетинг, когда компании сами себе прорывают дорогу к банкротству и потом асфальтируют ее, не выплачивая честно заработанные премии своим сейлз-менеджерам. Принципы бережливого производства – это снижение потерь там, где это целесообразно и в тот момент, когда это действительно надо.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль