Учет НМА. Кто прав – финансовый директор или главбух

163
Беляева Наталья
АССА, менеджер департамента аудита ООО «Мазар Аудит»
Спор вышел из-за учета НМА, а точнее из-за того, как капитализировать расходы на внутренне созданные нематериальные активы.

Разберемся подробнее, из-за чего возникли разногласия в учете НМА у финансового директора и главбуха.

Компания, занимающаяся интернет-торговлей, в связи с постоянным ростом заказов решила открыть собственный магазин. И арендовала помещение в крупном торговом центре. В течение IV квартала 2015 года понесены затраты:

1) на разработку концепции оформления торгового помещения (логотип, цветовое оформление стен, дизайн витрин и внутреннего пространства), которую выполнили сами сотрудники компании;

2) на оказание услуг по договору с продюсерским центром по:

  • разработке слогана рекламной кампании;
  • созданию рекламного видеоролика, который будет размещаться на телевидении;
  • организации выступления медийной персоны на открытии магазина;

3) на заработную плату директора по маркетингу.

При составлении годовой отчетности по МСФО между финансовым директором и бухгалтером возник спор, как учитывать понесенные расходы. С точки зрения финансового директора, речь идет об учете НМА. Перечисленные расходы будут способствовать дальнейшему росту продаж и приносить доход как минимум в течение срока действия договора аренды помещения. Поэтому расходы отражены в бюджете как НМА, которые списываются равномерно в течение действия договора аренды.

По мнению главного бухгалтера, говорить об учете НМА в данном случае нельзя. Понесенные затраты классифицированы как рекламные и списаны единовременно. Что касается расходов на создание рекламного видеоролика, то исключительные права на него не регистрировались, поэтому расходы также были признаны рекламными и отражены в отчете о прибылях и убытках. Кто прав?

НМА признается в учете, если соответствует (п. 18 МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы»):

  • определению НМА (п. 8–17 МСФО (IAS) 38);
  • критериям признания (п. 21–23 МСФО (IAS) 38).

Безусловно, компания ожидает от понесенных расходов будущие экономические выгоды, что является одним из условий признания актива, в том числе НМА. Однако возможность получения экономических выгод не является определяющим условием, поэтому разберем каждый вид расходов по отдельности.

Разработка концепции оформления торгового помещения. В данном случае расходы не соответствуют определению НМА в отношении идентифицируемости (п. 12 МСФО (IAS) 38) и наличия контроля (п. 13 МСФО (IAS) 38). Актив признается идентифицируемым в случае, если «может быть обособлен или отделен от организации и продан, передан, лицензирован, предоставлен в аренду или обменен». Поскольку концепция оформления – неотъемлемая часть стратегии конкретной компании, она не может быть использована отдельно от этой компании. Кроме того, возможность контроля над разработанной концепцией не оформлена юридически (регистрация исключительных прав), и потенциально идеи концепции может использовать любой посетитель магазина в своих целях.

Нельзя принять расходы к учету как НМА, так как они не соответствуют критерию признания НМА в части надежной оценки первоначальной стоимости (п. 21 МСФО (IAS) 38). Если детальный учет рабочего времени отсутствует, то невозможно рассчитать затраты на оплату труда сотрудников, участвовавших в разработке концепции.

По мнению аудитора, в данном случае более применим пункт 49 МСФО (IAS) 38 в отношении гудвила, созданного внутри организации, который не признается активом.

Затраты на услуги продюсерского центра. По мнению аудитора, разработка рекламного слогана по сути идентична созданию организацией торговых марок, баз данных и прочих статей, которые «невозможно отличить от затрат на развитие бизнеса в целом» (п. 64 МСФО (IAS) 38). Следовательно, затраты следует классифицировать как рекламные.

В договоре с продюсерским центром процесс создания видеоролика был разделен на несколько этапов:

1) анализ целевой аудитории магазина;

2) выбор соответствующей медийной персоны;

3) написание текста;

4) создание аудиовизуального сопровождения;

5) запись текста, произносимого выбранной медийной персоной;

6) наложение записи текста на аудиовизуальное сопровождение;

7) утверждение окончательной редакции видеоролика.

Для оценки того, удовлетворяет ли критериям признания самостоятельно созданный организацией нематериальный актив, организация подразделяет процесс создания актива на две стадии: стадию исследований и стадию разработки (п. 52 МСФО (IAS) 38).

Расходы, понесенные на стадии исследования, не могут быть капитализированы. В рассматриваемом случае первые два этапа относятся именно к стадии исследования, поскольку в соответствии с пунктом 56 МСФО (IAS) 38 они направлены на получение новых знаний и поиск альтернативных вариантов.

Расходы на стадии разработки капитализируют при одновременном выполнении условий самостоятельного создания НМА (п. 57 МСФО (IAS) 38):

  • техническая осуществимость;
  • намерение организации использовать или продать объект;
  • способность организации использовать или продать объект;
  • наличие предполагаемого способа извлечения будущих экономических выгод;
  • наличие достаточных ресурсов для завершения разработки;
  • способность организации надежно оценить затраты.

По мнению аудитора, на стадиях 3–5 не выполняются условия о намерении и способности организации использовать объект, а также соответствии первоначальному способу извлечения экономических выгод. Поскольку по отдельности текст и аудиовизуальное сопровождение ролика не могут быть использованы в экономической деятельности, то расходы по этапам 3–5 считаются расходами на исследования и списываются (п. 53 МСФО (IAS) 38).

Капитализировать в качестве НМА надо только расходы на последних двух стадиях (наложение записи текста на аудиовизуальное сопровождение и утверждение окончательной редакции видеоролика).

Не стоит забывать, что пункт 90 МСФО (IAS) 38 требует от организации установления срока полезного использования НМА, который в данном случае будет ограничен длительностью рекламной кампании на телевидении, во время которой будет демонстрироваться видеоролик.

Расходы на организацию выступления медийной персоны не капитализируются, поскольку не соответствуют определению НМА в отношении идентифицируемости (п. 12 МСФО (IAS) 38) и наличия контроля (п. 13 МСФО (IAS) 38).

Заработная плата директора по маркетингу. Запрещено включать в стоимость внутренне созданных НМА административные и прочие общие накладные затраты, кроме тех, которые могут быть отнесены непосредственно на подготовку актива к использованию (п. 67 МСФО (IAS) 38).

Поскольку невозможно идентифицировать расходы на оплату труда директора по маркетингу по созданию рекламного видеоролика (на стадии разработки), они не включаются в стоимость НМА.

Статья подготовлена по материалам журнала "МСФО на практике"

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль