ВИДЕО: частые ошибки при создании системы бюджетирования

155
Гребенников Алексей
главный экономист ГК «Резон»
Чтобы система бюджетирования была эффективной, необходимо согласовать бюджеты с целями компании, убедиться, что все процессы закреплены соответствующими регламентами и по каждому из них назначен ответственный.

Наиболее распространенная ошибка при создании системы бюджетирования – это отсутствие взаимосвязи между целями компании и ее бюджетами. Часто возникает ситуация, когда цели компании утверждаются собственником и смотрят в будущее, а бюджеты составляются управленцами (директором, менеджерами) и ориентируются на то, что компания имеет на данный момент. Естественно, что при таком подходе, когда проходит год, собственник с удивлением обнаруживает, что компания находится совсем не там, где он рассчитывал увидеть ее в начале года. Это вполне естественно, поскольку цели были одни, а бюджетные планы другие, и все достигали своих планов. В соответствии с этим, при создании системы бюджетирования должна соблюдаться цепочка сверху вниз. Изначально мы строим цели компании, они могут быть на три-пять лет, затем под эти цели планируем укрупненный годовой бюджет, который оцифровывает эти цели и показывает, как мы их будем достигать. На основании годового бюджета мы строим квартальный, соответственно, если применять детализацию до месяца, то из квартального получается месячный план. Именно при такой постановке у нас наибольшая вероятность того, что, при отсутствии форс-мажорных обстоятельств, работая по этим бюджетам в конце года мы достигнем целей, которые ставил собственник бизнеса перед компанией.



Вторая ошибка, которая тоже достаточно часто встречается при создании системы бюджетирования на предприятии, это отсутствие проработанной методологии бюджетирования. Я видел много компаний, которые заявляли, что внедрили систему бюджетирования, но когда начинаешь смотреть, как сделана система и как она работает, становится понятно, что за бюджеты никто не отвечает, а вся вина возлагается на финансового директора. Основной минимум, который необходим для того, чтобы бюджеты планировались, и их выполнение отслеживалось качественно, это следующие документы:

1. Финансовая структура компании. Причем это цепочка центров финансовой ответственности, центров прибыли, центров доходов, она должна основываться на организационной структуре компании. При разработке системы бюджетирования нужно выделить те предприятия и тех руководителей, которые реально отвечают за планы, которые могут влиять на результаты оперативно, и, соответственно, которых можно замотивировать на эти показатели.

2. Положение о бюджетировании. Он должен содержать настройки, которые позволят определить форматы бюджетов, их детализацию, ответственных за их составление, за отражение финансовых результатов, и ответственных за их выполнение.

3. Методика планирования бюджета. Нужно понимать, кто, как и что должен планировать (см. Как распределить функции подготовки, согласования и утверждения бюджетов по центрам ответственности).

Простой пример. Допустим крупный завод. В нем существует 15 центров финансовой ответственности. У всех есть строка затрат – затраты на электроэнергию. Но на самом деле на электроэнергию влияет один единственный человек – главный энергетик. Только он знает, какие будут изменения в цене киловатт, какие будут ремонты электросети, какое новое оборудование поставят. Соответственно, он должен быть ответственным за эту статью бюджетирования целиком и полностью – за ее планирование, а также отвечать за ее выполнение и контроль. Но никак не финансовый директор компании.

4. Инструкция о бюджетном контроле, которая полностью находится в ведении финансовой службы, потому что финансовая служба по определению координирует планирование бюджетов и контролирует их выполнение. В этом документе мы прописываем, как оформляются заявки, как они проверяются, каким образом разрешаются внебюджетные или сверхбюджетные расходы, как описывается порядок согласования и утверждения бюджетов, ответственность всех участников бюджетного процесса.

5. Регламент бюджетирования, в котором нужно отразить все виды бюджетов, сроки их составления – кто визирует, кто согласовывает, кто утверждает, кто транслирует их в компанию, кто контролирует выполнение, анализирует данные и, соответственно, потом предлагает к корректировке на следующий период.

Еще одна из ошибок, которые достаточно часто встречаются при создании системы бюджетирования со стороны собственников и генерального директора, возложение ответственности за сам процесс бюджетирования на финансового директора. Здесь хотелось бы подчеркнуть, что ответственными за выполнение бюджетов являются владельцы, то есть руководители центров финансовой ответственности. А сводный бюджет компании должен утверждать и отвечать за качество его исполнения генеральный директор. Финансовый директор отвечает за бюджетный контроль и за план-фактный анализ исполнения бюджетов. Это все обязательно должно быть прописано в положениях и работать на практике. Только тогда можно гарантировать, что бюджеты будут составляться качественно и выполняться с наименьшими отклонениями.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль