Снижение затрат на обслуживание кредитов в кризис – это миф

114
Алексей Пурусов считает, что во время кризиса перед компаниями стоит вопрос не об уменьшении стоимости кредитов, а о выживании. Что означает: любой кредит за любые деньги, лишь бы получить.

Снижение затрат на обслуживание кредитов в кризис – это мифАлексей Пурусов, финансовый директор торговой компании


 – В 2010 году, во время прошлого кризиса, Вы делились на страницах нашего журнала опытом, как удержать выручку компании на докризисном уровне. Изменились ли Ваши подходы к этой работе? Расскажите о них, пожалуйста.

– Вопрос сохранения выручки – это всегда вопрос стратегии на кризисный период. Обычно, все сложное на самом деле просто. Кризис – это всегда падение спроса из-за банальной причины – отсутствия денег у непосредственных потребителей, или, скорее, из-за их недостатка. Выручка – это не только деньги, это баланс между ценой продажи и заработком владельцев или прибылью. Эластичность спроса резко возрастает в кризисный период.

Наверное, неправильно оперировать понятием «сохранить выручку». Более правильно говорить о сохранении доли рынка, а выручка – это уже следствие. Формула понятна и проста: ниже цена – больше спрос. Причем, не всегда рост цены на единицу приводит к росту прибыли на продаваемый объем. В какой-то момент прибыль будет одинаковой как при высокой цене, но маленьких объемах, так и при низкой цене и больших объемах. И с этого момента снижение цены, провоцирующей рост, может не только сохранить выручку, но и увеличить ее.

Рассмотрим виртуальный пример: бизнес по продаже тортиков. Аппетитные и манящие сладколюбов торты до кризиса стоили, скажем, 300 руб. В кризис продажи упали, а общефирменные расходы (аренда, коммуналка, зарплата офиса и прочее) существенно не изменились. Чтобы не уйти в минус, стали увеличивать цену пропорционально падению продаж. Результат не замедлил себя показать – скорость падения спроса увеличилась. Итог понятный и печальный.

Или иная вариация в серьезный кризис – но на ту же самую тему. 1999 год – одномоментный рост валюты в разы. Продажи импортного товара встали, а российский производитель гордо расправил плечи и вышел на уже свободный рынок со своими низкими ценами. Пошел спрос. Что произошло дальше? Все просто. Импортные поставщики заморозили цены в ущерб прибыли и по гос. программам. Греческое, турецкое и китайское правительства ввели дотации для своих.

Но наши тоже не лыком шиты. Видя, что импортный товар намного выше отечественного по цене, стали поднимать цены (мы ж не дураки терять прибыль). И ситуация пришла к тому, что цены совпали, а остальное – не очень. Результат – торговые и бизнес-центры на месте производящих производств.

В общем и частном рецепт прост: здравый смысл и здоровая логика. Конечно, на самом деле алгоритм более сложный, но подход один.

– А как Вы оцениваете доступность кредитов для бизнеса в целом? Что можно предпринять для снижения затрат на обслуживание кредитов?

– Доступность кредитов в кризис всегда падает. Банки начинают перестраховываться. А это получается за счет ужесточения требований, увеличения ставок на рискованных клиентов и отказа от кредитования определенных бизнес-групп. Например,  автопродавцов.

Снижение затрат на обслуживание кредитов – это МИФ.  В этот кризис банки ввели интересное новшество: чтобы компании не «рисовали» отчетность, банки попросили доступ к их бухгалтерским базам. Подход простой: хочешь деньги – дай доступ. Многие уже погорели.

– Посоветуйте, пожалуста, как действовать финансистам, когда денег не хватает?

– Это прописные истины. Ранжирую:

  1. Кредит или займы.
  2. Устойчивые (или неустойчивые) пассивы, что означает: по возможности не платим по своим обязательствам.
  3. Деньги владельцев.
  4. Продажа доли владения.

– Можете рассказать коллегам, чего не стоит делать, пытаясь урезать затраты?

– Не всегда урезание затрат – путь к росту выручки. Как и в любом другом случае, здесь должна быть золотая середина. Отвечу аллегорическим и гипотетическим примером. Некий журналист зарабатывает на жизнь статьями. Пишет дома вечерами в темноте. Если совсем темно, писать не может. Нужен свет (затраты). Купил слабую лампочку – пишется с трудом, а есть-то надо. Купил хорошую лампочку (увеличил затраты) – писать стало комфортно и быстро, смог хорошо питаться. Появились свободные деньги – купил хрустальную люстру – деньги потратил, расходы увеличил – а писать быстрее и лучше не стал…


Вам также могут быть интересны интервью:

2015 год Inventive Retail Group закончила с очень хорошими результатами. Продажи выросли на 29 процентов, а абсолютный показатель EBITDA – на 31 процент, по сравнению с 2014 годом. Секретами успеха делится финансовый директор компании Роман Борисов.

Финансовый директор компании Essence Development Игорь Фурносов – о семи заповедях управления ликвидностью, а также о самых сложных задачах, который стоят перед финансовой службой.


Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль