Как избежать появления неликвидных запасов

3793
Неликвиды предприятий оказывают негативное влияние на финансовую устойчивость, а это значит, что ими нужно управлять. Благодаря планированию, расчетам срока хранения товаров и анализу, неликвидные складские остатки можно свести к минимуму.

Ликвидность и неликвидность

Один из показателей финансовой состоятельности предприятия — это ликвидность, способность быстро превращать свои активы в деньги. Максимальным уровнем ликвидности обладают наличные деньги, все остальные товары могут и не быть проданы в установленное время, становясь неликвидом.

Различные словари поясняют значение слова «неликвиды» по разному. Более того, это понимание может различаться даже в пределах одной компании. Если отбросить частности, то в общем случае считается, что неликвиды — это принадлежащие предприятию ценности, которые рынок не хочет приобретать. Принято считать, к неликвидам предприятия относятся: брак, вышедшие из моды или устаревшие, потерявшие товарный вид изделия, позиции с истекшим сроком годности, а также заказы сверх расчетной нормы, которые не удается продать в установленное планом время. Некоторые специалисты включают в эту группу также и запасные части к оборудованию, невостребованное сырье для производства, либо ресурсы для остановленного инвестиционного проекта.

Причем для разных компаний критерий «неликвид» может быть присвоен не только из-за отсутствия, но и из-за недостаточно активных продаж. Один товар становится таковым, если по нему нет продаж в течение квартала, а другой в течение года.

Неликвидные складские остатки необходимо отличать от товарных групп, которые имеют сезонный характер продаж. Сезонные товары имеют ярко выраженный пик продаж — обогреватели зимой, кондиционеры летом, резиновая обувь осенью, а цветы и подарки к праздникам, школьные принадлежности к 1 сентября. Таким образом, неликвид просто занимает место на складе и не продается в течение определенного времени, обычно установленное компанией для продажи. А сезонные товары имеют высокий спрос в сезон и низкий в межсезонье.

От неликвидов не застраховано ни одно предприятие и однозначного ответа на вопрос, как бороться с ним, пока нет. Но пока он есть, компания несет убытки — необходимо выделять средства на его содержание и обслуживание, таким образом, это не просто «замороженный актив», а ценность, которая постоянно требует затрат. Снижается финансовая устойчивость — активы есть, но воспользоваться ими нельзя, товар не переходит в деньги и прибыль. Поэтому финансовый директор предприятия должен иметь четкий план, как бороться с неликвидом: знать, откуда он появляется, как управлять его объемом, как грамотно ликвидировать складские остатки. Часто в компаниях такую работу курирует один из топ-менеджеров, который принимает все необходимые решения по этому вопросу.

Планирование работы с неликвидами

В первую очередь нужно установить четкие рамки, когда товар становится неликвидом, и в этих рамках выстраивать работу на всех этапах — от поставки товара от дистрибьютора до расчета с поставщиком. Это значительно упростит жизнь всем сторонам.

Кроме того, необходимо контролировать складские остатки, которые могут стать таковыми в самое ближайшее время. Особенно это касается товаров с ограниченным сроком годности, либо таких товаров, продажа которых связана с какими-либо ограничениями. Для стимулирования продаж таких позиций можно проводить дополнительные акции, скидки и прочие мероприятия.

Каждый товар хранится на складе и на это уходят средства. Для каждой единицы товара наступает момент, когда дальнейшее ее хранение становится нецелесообразным.

Для расчета срока хранения продукции обычно используется формула

Как избежать появления неликвидных запасов

Где:

M – срок хранения товара, после которого он становится неликвидным;

R – средняя маржинальная рентабельность товара (%);

H – альтернативная доходность вложенных денег, в качестве значения можно использовать ставку банковского депозита либо показатель средней доходности компании (%);

Z – расходы на хранение товара, % себестоимости в месяц

Y – отсрочка платежа клиентам (месяцев);

W – отсрочка платежа у поставщика (месяцев).

Полученное значение используется для определения срока, в течение которого товар должен быть реализован.

Откуда берутся неликвиды?

Вариантов появления масса. И многие из них не связаны с низкими продажами.

Одна из основных причин, почему появляются неликвидные запасы товара — недостаточно качественная коммуникация внутри самой компании. Если склад и торговые площадки не обмениваются информацией или обмениваются недостаточно оперативно, это значит, что скоро появятся ненужные запасы.

Они могут возникать из-за ошибок при заполнении базы данных ассортиментного портфеля. Это могут быть и дублирование позиций, внесение товара в другую товарную подгруппу, ошибки в номенклатуре или описании продукта, цене.

Проверять необходимо не только базу данных, но и физические остатки на складах и магазинах. Часто неликвиды остаются незамеченными, в базах их нет, а де-факто — занимают место на складе. Сюда же относится и пересортица. Такие товары следует заново ввести в базу данных с учетом открывшихся реалий.

Активная инвестиционная деятельность или при расширение производства также могут стать причиной появления нежелательных складских остатков. Так, при модернизации оборудования можно обнаружить, что не подходит сырье, имеющиеся запасные части и принадлежности не подходят, взят слишком высокий темп поставок и производство не справляется, в результате чего у сырья выходит срок годности.

С осторожностью следует относитсья к заказам «с запасом» или продукции, которая поставляется большими объемами, а количество продаж этой продукции — небольшой. Это тоже предпосылки к возникновению неликвида. Еще один вариант их возникновения  — товары низкого спроса, которые состоят из нескольких позиций. В этом случае необходимо оставлять возможность для маневра, например, продавать такой товар по частям.

Предупрежден — значит вооружен

Рассмотрим, как бороться с неликвидом, а точнее, предупредить его появление. Прежде всего, необходим постоянный и полный учет всех товарных позиций. Должен быть эффективный обмен информацией между подразделениями компании, согласно регламентам и отчетности. Следует проводить анализ эффективности использования складских мощностей, а также максимально автоматизировать обработку информации, применяя средства контроля и учета товара, максимально снижающие ошибки человека.

При планировании закупок и заполнении площадок для хранения стоит использовать данные о максимально допустимых сроках хранения товаров, прежде чем они станут неликвидными. Это упростит работу закупщикам — они четко будут понимать необходимый объем поставок.

Рекомендуется снизить влияние на процесс планирования закупок со стороны продавцов. Практика показывает, что они склонны завышать необходимое количество товаров, в результате чего провоцируют появление неликвида. Закупки стоит рассчитывать по математическим моделям, а продавцы, при желании, могут самостоятельно увеличить квоту — под личные обязательства продать все в установленный срок. Контроль продаж и анализ складских остатков поможет предвидеть последствия и принять соответствующие меры.

Следует найти баланс объемов поставки. Слишком большая партия товара — предпосылка к образованию неликвида, слишком маленькая — повышает расходы на доставку. Найти оптимальный объем помогут грамотные партнерские отношения с поставщиками продукции. Отношения также влияют на образование неликвида. Если их выстроить так, что интересы компании будут максимально учтены, то появится возможность более тонко настроить схему поставок продукции на склад.

Ликвидация неликвида

Неликвид не стоит держать вечно на складе, грамотным шагом будет зафиксировать убыток и освободить место для продукции, пользующейся спросом. Распродажа неликвида оптом — популярный, но не единственный способ убрать нежелательные складские остатки.

Работа с поставщиком — один из самых грамотных решений в деле возврата подобных складских остатков. Еще на этапе выстраивания отношений следует прописать взаимодействие в случае возникновения неликвида. Понятно, что у поставщика может быть несколько партнеров, поэтому получая залежавшийся товар от одной компании, он может перенаправить товар другому покупателю, где может оказать дефицит такого товара. 

Еще один вариант, как избавиться от неликвидных складских остатков — это стимулирование покупателей. Для этого проводится объединение такого товара с сопутствующим и их совместная продажа. Это чем-то напоминает советскую систему продаж «в нагрузку», когда дефицитный товар продавали только с неходовым. В современном прочтении этого подхода товары дополняют друг друга, когда например полотенца продают с тапочками, чайники с кружками, а свечи — с подсвечниками.

Другой способ — маркетинговые мероприятия. Это огромное поле для творчества. Сюда можно отнести сезонную распродажу, скидки, акции, подарки за покупки, розыгрыши. Такие мероприятия можно также проводить и с участием поставщика, который может выделять средства под эти инициативы. Ведь он также заинтересован в распродаже неликвида — пока есть остатки у его посредников, у него не будет новых заказов. Главное, не распылять внимание покупателей на множестве акций, а удерживать его фокус только на тех событиях, которые наиболее важны для компании. При проведении таких мероприятий важно отслеживать поведение конкурентов, чтобы активности по избавлению от неликвидов не пересекались.

Отдельно можно провести работу с продавцами, менеджерами отделов продаж, предложив им дополнительные стимулы или поощрения за продажи неликвида. Хорошие результаты показывает организация соревновательного процесса продаж, когда лучший продавец получает значимый бонус.

Впрочем, можно продать все неликвидные запасы оптом. Практически на любой товар можно найти покупателя, который предложит быстрый расчет. Единственное — это будет существенный демпинг, возможно даже ниже себестоимости.

Но в любом случае хоть какой-то возврат средств лучше списания и утилизации продукции.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 34.71%
  • Подумываю об этом 27.27%
  • Нет, пока никаких перемен 28.1%
  • Это секрет! 9.92%
результаты

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль