Ликвидация предприятия: увольнение сотрудников по всем правилам

2679
Кочешков Андрей
главный аналитик ОАО «Издательство «Просвещение»
Не так сложно создать фирму, как ее закрыть. Если вы решили пойти путем ликвидации предприятия, будьте готовы к сложностям и дополнительным обязательствам. В материале вы найдете пошаговую инструкцию по увольнению сотрудников при ликвидации предприятия, а также образцы документы

Решение о ликвидации предприятия, принудительной или добровольной,  – проблема владельца и не стоит ее перекладывать на персонал. Сократив людей по всем правилам, этично, вы избежите многих проблем. Потеря работы болезненный процесс для сотрудника и при ликвидации государство предоставляет ему некоторые гарантии, за исполнением которых строго следит.

Ниже приведена пошаговая инструкция увольнения сотрудников компании в случае ликвидации.

Шаг 1. Уведомите службу занятости о ликвидации предприятия

Первое, что следует сделать – предупредить о ликвидации предприятия. Не менее чем за два месяца, а в случае массовых сокращений не меньше чем за три, необходимо уведомить службу занятости. Согласно ст. 25 закона № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» в не зависимости от формы собственности ликвидируемой организации в адрес территориальной службы занятости направляется письменное уведомление с указанием должности, профессии, специальности и квалификационных требований, условия оплаты труда каждого конкретного работника. Индивидуальному предпринимателю можно предоставить данные сведения в более удобные сроки - не позднее двух недель до ликвидации.

Не предоставив во время информацию в службу занятости, организация рискует попасть под действие ст. 19,7 КоАП РФ, что грозит штрафом в размере 3–5 тыс. руб. для организации и 300–500 руб. для должностного лица.

Скачать уведомление о ликвидации предприятия >>

Шаг 2. Сообщите о ликвидации предприятия  сотрудникам

Не менее чем за два месяца необходимо проинформировать о ликвидации предприятия и предстоящем увольнении сотрудников предприятия. Сделать это необходимо в письменном виде, при этом работник должен расписаться в том, что получил и ознакомился с уведомлением.

Бланк уведомления о ликвидации предприятия не унифицирован, его можно составить в свободной форме или разработать специальный бланк организации. Документ должен обязательно содержать информацию о предполагаемой дате увольнения и причинах расторжения трудового договора; социальных гарантиях, предоставляемых сотруднику. Уведомление составляется в двух экземплярах, один - вручается работнику, а второй, с подписью сотрудника о получении и датой ознакомления, - остается у работодателя. Два месяца считаются со следующего дня после получения экземпляра уведомления.

При ликвидации предприятия вы вправе уволить всех работников (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), в том числе находящихся в декретном отпуске и на больничном. Но вы обязаны уведомить и эту категорию сотрудников.

Согласно Трудовому Кодексу работник имеет право уволиться раньше указанного в уведомлении срока. Он должен письменно дать согласие на досрочное увольнение, а организация обязана будет компенсировать ему заработную плату, причитающуюся до момента указанного в уведомлении срока увольнения при ликвидации предприятия.

Если сотрудник, работает по трудовому договору, заключенному на срок менее 2 месяцев, работодатель обязан уведомить его о планируемом расторжении договора не менее чем за 3 календарных дня. Совместители сокращаются на общих основаниях с теми же условиями, что и основной персонал.

Ликвидация предприятия может наступить и много позже указанного в уведомлении срока, но не раньше. Никто не может за ранее определить ход процессов, когда становится понятно, что ликвидация неизбежна можно подготовить все документы заранее, а реализовать возможность в соответствии с необходимостью. При этом увольнять сотрудников можно поэтапно и это в большинстве случаев необходимо – сначала увольняют весь производственный персонал и обслуживающие подразделения не участвующие в процессе ликвидации, в последнюю очередь увольняются бухгалтерия и юристы.

Если есть профсоюз, его надо уведомлять за три месяца до увольнения при ликвидации предприятия.

Скачать образец уведомления сотрудников о предстоящей ликвидации >>

Шаг 3. Издайте приказ об увольнении при ликвидации предприятия

По истечении двух месяцев у работодателя появляется возможность выпустить приказ об увольнении работника при ликвидации предприятия. До 1 января 2013 года форма приказа регламентировалась постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты", сейчас это положение не обязательно к применению, но форма №Т-8 вполне может быть использована в качестве образца. Увольняемый сотрудник должен быть под роспись ознакомлен с приказом об увольнении, отказ от ознакомления фиксируется актом.

Работник вправе потребовать предоставить ему надлежащим образом заверенную копию приказа.

Если работник отказывается ознакомиться с приказом, на документе производится соответствующая запись, например: "Ознакомиться отказался" или составляется соответствующий акт.

Скачать образец приказа об увольнении при ликвидации >>

Шаг 4. Рассчитайтесь с персоналом

На основании приказа проводится окончательный расчет с работником. Выплаты при ликвидации предприятия персоналом осуществляются в первую очередь, до расчетов с кредиторами. Увольняемый при ликвидации имеет право на:

  1. Заработную плату за фактически отработанные дни. Зарплата выплачивается за текущий месяц, по дату приказа.
  2. Компенсацию за неиспользованный отпуск. Такая компенсация выплачивается всем сотрудникам, кто имеет на это право. Работникам, отгулявшим отпуск авансом, работодатель не имеет право сокращать выплаты при ликвидации предприятия на размер оплаченных отпускных. Каждый отработанный месяц это 2,33 дня отпуска, сумма всех положенных отпускных за вычетом «отгулянных» дней отпуска формируют базу для расчета. Количество положенных дней отпуска умножается на среднедневной заработок, причем в среднедневном заработке учитываются все вознаграждения и выплаты за расчетный период.
  3. Выходное пособие при ликвидации предприятия.

Выходное пособие выплачивается и основному персоналу, и совместителям. А также сезонным рабочим, пособие не положено сотрудникам, заключившим договоры на срок до двух месяцев.

Основной персонал и совместители получают пособие в размере среднего месячного заработка (ч. 1 ст. 178 Трудового Кодекса РФ); сезонные работники – в размере двухнедельного среднего заработка (ч. 3 ст. 296 Трудового Кодекса РФ).

Для финальных расчетов можно применять записку-расчет о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) по форме № Т-61, утвержденной постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1. Эта записка не обязательна к применению, но может быть полезна.

Шаг. 5. Сделайте запись об увольнении в трудовой книжке работников

В данном случае инициатива расторжения договора идет от работодателя (п. 4 ст. 77 Трудового кодекса РФ), и в трудовую вносится запись «Уволен в связи с ликвидацией организации, пункт 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации». Кроме того, указывается номер и дата приказа об увольнении.

Необходимо внести запись в личную карточку работника о расторжении трудового договора (увольнении) в связи с ликвидацией организации на основании пункта 1 части 1 статьи 81 ТК РФ.

При получении трудовой книжки работник расписывается в личной карточке и в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них.

Днем увольнения сотрудника согласно части 3 статьи 84.1 Трудового Кодекса является последний день, когда за ним сохранялось место работы. В приказе указывается как дата самого приказа, так и дата увольнения, при ликвидации предприятия обе даты всегда совпадают.

Если в день прекращения отношений между работодателем и сотрудником выдать трудовую книжку работнику невозможно по какой-либо причине, работодатель обязан направить работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте. Таким образом, он снимает с себя ответственность за задержку выдачи книжки.

Работник, который не получил по какой-то причине трудовую книжку при увольнении, по процедуре должен направить письменно обращение на имя руководителя компании, после чего работодатель обязан выдать ее не позднее трех рабочих дней.

Увольнение при ликвидации самая простая процедура тотального сокращения персонала для работодателя: только в таком случае можно без проблем увольнять всех сотрудников, в том числе «защищенных категорий» – декретниц, матерей-одиночек, беременных, временно нетрудоспособных. Четко соблюдая предусмотренный законодательством порядок ликвидации предприятия в части организации сокращений, руководство решает проблему с увольнения персонала и снижает риски исков от сотрудников, штрафных санкций от государственных органов, затягивания процесса ликвидации.

Срок увольнения в рамках ликвидации предприятия ограничивается сроком уведомления не позднее, чем за два месяца в среднем, при наличии профсоюза – за три месяца, реальный срок может растянуться на гораздо больший срок и график увольнений может соответствовать потребностям работодателя.

Схема увольнения при ликвидации может использоваться в рамках реструктуризации бизнеса. Стоимость такой схемы определяется суммой выходного пособия положенного при ликвидации персоналу по закону.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль