Бизнес-план инвестиционного проекта переоснащения производственного участка

18
Переоснащение производственного участка для выпуска панелей из сплава N, используемых при производстве жидкостных топливных баков ракет-носителей.

Резюме

Проект: Переоснащение производственного участка для выпуска панелей из сплава N, используемых при производстве жидкостных топливных баков ракет-носителей.

Реализация проекта: Данный проект разрабатывался для реализации на российском предприятии (РП) (все названия фирм, поставщиков, партнеров изменены на условные обозначения, названия выпускаемых изделий также изменены).

Цель проекта:

  • повышение конкурентных свойств конечных выпускаемых изделий;
  • обновление производственных мощностей;
  • улучшение условий труда.

Необходимые инвестиции: Для закупки нового технологического оборудования требуется инвестиционный кредит в размере 728 805 000 рублей (25 572 106 EUR). Для расходов, не связанных с покупкой оборудования, необходимо привлечение собственных средств в размере 6 504 300 рублей (228 220 EUR).

Срок окупаемости проекта: РP = 86 мес., DPP = 98 мес.

Эффективность инвестиций:

NPV = 213 784 436 руб. (7 501 208 EUR)

PI = 1.57

IRR = 24.21%

Инвестор получает проценты на вложенный капитал в размере 496 723 018 руб. (17 428 878 EUR).

Общие сведения по проекту

Цель проекта: Данный инвестиционный проект разрабатывался с целью реализации на российском предприятии (далее в тексте будет обозначаться как РП, все названия фирм партнеров, поставщиков и прочие заменены на условные обозначения, либо не указаны). РП является федеральным государственным унитарным предприятием, однако предприятию предоставлена возможность самостоятельно заниматься коммерческой деятельностью в сфере поставщиков коммерческих пусковых услуг на мировом рынке.

В связи с необходимостью увеличения массы полезной нагрузки, выводимой на орбиту, и повышением требований к весовому совершенству изделий, была поставлена задача по переходу на изготовление элементов емкостей ракет-носителей – "рельефных" панелей из сплава N.

Инвестиционный проект представляет собой совокупность мероприятий направленных на переоснащение производственного участка для выпуска панелей жидкостных топливных баков ракет-носителей из сплава N, и включает:

  • покупку и введение в эксплуатацию нового технологического оборудования;
  • организацию производственного процесса изготовления панелей из сплава N, в соответствии с новой технологией производства, в замен используемого ранее сплава М.

Конечной целью проекта является:

  • улучшение технических характеристик производимых панелей и как следствие повышение конкурентных свойств конечных выпускаемых изделий – ракет-носителей;
  • обновление производственных мощностей;
  • повышение квалификации персонала;
  • улучшение условий труда;
  • снижение воздействия на рабочих вредных факторов производства.

Краткое описание бизнеса: Мировой рынок коммерческих пусковых услуг является одним из наиболее перспективных в области высоких технологий. Это связано с активным развитием передовых технологий и появлением новых космических услуг. Например, начата разработка проекта космического туризма, для широкого круга желающих, по более приемлемым ценам. В настоящее время перечень космических услуг включает спутниковое теле- и радиовещание, спутниковая передача видео изображения на стационарные и мобильные приемники, телекоммуникации, корпоративную связь, мониторинг и съемка поверхности планеты, мультимедиа, системы типа GPS и многое другое. Общей чертой таких проектов является выведение необходимого оборудования и спутников на орбиту, а операторы космических услуг выступают в роли потребителей пусковых услуг.

Согласно оценкам специалистов в период с 2001 по 2012 г. планируется вывести на орбиту примерно 1500 космических аппаратов (запуски на все виды орбит, включая запуски по госзаказам и запуски военного назначения).

По прогнозу, затраты на их создание и запуск превысят сумму в 45 млрд. долларов США.

Конкурентоспособность на мировом рынке: РП в настоящее время является крупнейшим производителем оборудования и поставщиком коммерческих пусковых услуг на территории РФ. Для работы на мировом рынке была создана совместная компания (СК), образованная РП (Россия) и компанией АМ (США). По итогам 2001 г. СК является лидером на мировом рынке коммерческих пусковых услуг. Занимаемая доля рынка составляет 50%, из них 28% приходится на запуски ракеты-носителя «Р» производства РП и 12% ракеты-носителя «АР» производства АМ.

Ракета-носитель «Р» занимает одно из лидирующих мест по максимальной массе полезной нагрузки выводимой на различные орбиты. К достоинствам также можно отнести относительно невысокую стоимость пакета пусковой услуги и высокую надежность.

Анализ рынка

Мировой рынок коммерческих пусковых услуг целесообразно разделить на несколько секторов, в зависимости от вида оказываемых услуг и направлений деятельности.

Рынок космических услуг состоит из четырех секторов:

  1. рынок операторов космических услуг (КУ);
  2. рынок поставщиков оборудования;
  3. рынок поставщиков пусковых услуг (ПУ);
  4. страховой рынок.

Каждый сектор, в свою очередь, имеет свои сегменты.

Сектор операторов КУ:

  1. телерадиовещание, включающее в себя спутниковое радио, телевидение, передачу видеоизображения на стационарные и мобильные приемники;
  2. телекоммуникации, подразделяющиеся на мобильную и стационарную спутниковую связь для: корпоративных пользователей – корпоративная связь, управление и мониторинг; индивидуальных пользователей – голосовая, факсимильная и пейджинговая связь;
  3. мультимедиа;
  4. спутниковая съемка и мониторинг поверхности Земли.

Сектор поставщиков оборудования:

  1. поставщики космических аппаратов;
  2. поставщики наземного вспомогательного оборудования.

Сектор поставщиков ПУ:

  1. По классу ракет-носителей, выводящих спутники на орбиту:
    легкого класса (до 900 кг.);
    среднего класса (от 900 до 1,800 кг.);
    промежуточного класса (от 1,800 до 4,090 кг.);
    тяжелого класса (от 4,090 кг.).
  2. По орбите:
    низкая околоземная (НОЗО) - высота над уровнем моря >500–1100 км.;
    геостационарная (ГСО) - высота над уровнем моря >35,7 тыс. км.;
    солнечно-синхронная (ССО);
    высокоэллиптическая (ВЭО).

Конкурентная борьба между компании, занимающими секторы поставщиков оборудования и поставщиков пусковых услуг, ведется в жестких условиях в связи с большим количеством фирм-поставщиков пусковых услуг и оборудования.

Последние годы ознаменовались появлением новых компаний на мировом рынке коммерческих запусков, увеличением количества предложений пусковых услуг и, как следствие, резким обострением конкуренции. Это связано с активным развитием передовых технологий и появлением новых космических услуг, так как мировой рынок КПУ является одним из наиболее перспективных и динамично развивающихся в области высоких технологий.

Увеличение сроков службы и цикла замены космических аппаратов (КА) привело к падению спроса на пусковые услуги ракет-носителей (РН). Сложившаяся ситуация привела к существенному снижению цен на пакеты пусковых услуг и, соответственно, уменьшению прибыли, получаемой поставщиками пусковых услуг.

РП в настоящее время является крупнейшим производителем оборудования и поставщиком коммерческих пусковых услуг на территории Российской Федерации. Совместная компания СК, образованная РП (Россия) и компанией "АМ" (США), по итогам 2001 года является ведущим поставщиком пусковых услуг в мировом масштабе.

Доля СК на мировом рынке коммерческих запусков составляет 50% (РН «Р» – Россия, РП; РН «Атлас» – США, "АМ").

Согласно статистическим данным, за последние годы, по состоянию на 01.01.2002 было произведено 26 коммерческих запусков РН «Р» (не считая госзаказа).

Кроме мирового рынка коммерческих запусков, также существует спрос на РН для запусков по госзаказу, направленных на развитие и продвижение национальной гражданской космической программы (Росавиакосмос) и космической программы в интересах Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно долгосрочному прогнозу CSP Associates (Consultant), в конце текущего десятилетия (вплоть до 2010 года) на рынке коммерческих пусковых услуг (КПУ) будет наблюдаться циклический спад. Как уже отмечалось выше, это связано с уменьшением количества пусков замены КА, вызванным удлинением цикла замены, превышением предложения КПУ над спросом на них, а также с рядом других неблагоприятных факторов. Не последнюю роль в формировании спада на рынке КПУ играет общемировой экономический кризис, приводящий к снижению инвестиций в производство КА и, соответственно количественному уменьшению их ежегодного производства.

Вероятно, условия рынка улучшатся в 2011 – 2012 гг. в связи с нормализацией цикла замены КА и в связи с прогнозируемым ростом мировой экономики в целом.

В сложившейся ситуации занимаемая доля на рынке коммерческих запусков в настоящее время для РН «Р», принадлежащей РП, составляет 28%.

Динамика рынка определяется потребностью в выводе КА на орбиту. Поскольку спрос на РН определяется поставщиками спутников и операторами космической связи, в этих качествах выступает зачастую одна компания, на рынке складывается конкуренция поставщиков и диктат заказчиков КПУ. Несмотря на спад спроса на пусковые услуги КА космической связи и коммуникаций вследствие мирового экономического кризиса, как уже отмечалось, предложение пусковых услуг возросло, что удерживает прибыли поставщиков на низком уровне.

Результатом жесткой конкуренции на рынке КПУ и снижения прибыли явилось широкое развертывание работ с целью снижения себестоимости на изготовление и запуски РН, как на низкие околоземные, так и на высокоэнергетические орбиты. Определились и два основных направления, обещающих решение этой задачи.

Первое из них связано с разработкой и внедрением РП дешевых одноразовых средств выведения за счет использования новых более совершенных двигателей, материалов, систем управления, широкой унификации конструктивных элементов. Второе – с созданием дешевых многоразовых средств выведения КА.

В настоящее время основными конкурентами СК на рынке пусковых услуг являются несколько ведущих компаний, уже имеющих на нём свою нишу и (или) продвигающих на нём свои новые РН).

Ближайшими конкурентами СК на мировом рынке коммерческих пусковых услуг (по состоянию на ноябрь 2001 года), являются такие известные компании как: Sea Launch (международный консорциум); Boeing (США); Arianespace (Евросоюз); China Great Wall Industries (Китай).

Распределение мирового рынка КПУ между основными компаниями по состоянию на ноябрь 2001 года показано на рис. 1.

Рис. 1. Распределение мирового рынка коммерческих пусковых услуг между основными компаниями

Бизнес-план инвестиционного проекта переоснащения производственного участка

На рынке представлено множество фирм, предлагающих пакеты пусковых услуг, которые включают в себя набор услуг в зависимости от требований заказчика. Стоимость пакета пусковых услуг определяется при заключении договора между поставщиком пусковой услуги и её заказчиком.

Цены на пусковые услуги у компаний-конкурентов имеют значительный разброс. Стоимость пакета пусковых услуг формируется в зависимости от необходимого набора услуг (см. табл. 1):

  • проектирование и разработка КА для решения конкретных задач организации спутниковой связи;
  • выведение на заданную орбиту КА определенной массы;
  • оценка рисков и страхование пусков КА;
  • страхование сбоев в работе радиоэлектронного оборудования КА на орбите.

Стоимость пусковой услуги, в первую очередь, определяется весом полезной нагрузки, выводимой на орбиту, а также высотой орбиты и её типом.

Как правило, страхователем выступает та фирма, которая поставляет ту или иную услугу. Так, в соответствии с Конвенцией ООН от 1972 г. поставщиком пусковых услуг осуществляется страхование ответственности перед 3-ми лицами в связи с запуском РН, при этом стоимость страхования (страховая премия) включается в цену пуска. Дополнительно к этому обязательному виду страхования, поставщиками ПУ обычно осуществляется имущественное страхование (стартовые инфраструктуры, выполнение пусковых программ и т.д.)

Стоимость пакета пусковых услуг при заключении контракта определяется индивидуально, в ходе переговоров сторон заключающих контракт.

Основываясь на имеющихся данных, можно сделать вывод, что продукция, выпускаемая РП, имеет ряд преимуществ в сравнении с продукцией, выпускаемой остальными производителями. Первое место по размеру занимаемого сегмента рынка (28%), по потребительским свойствам – одно из лидирующих мест на рынке по максимальной массе полезной нагрузки выводимой на ГПО (5,5 т.) и по максимальной массе полезной нагрузки выводимой на НОЗО (22 т.). Наиболее важным свойством, характеризующим РН, является её надежность. Надежность РН «Р», по статистическим данным, в настоящее время составляет свыше 96%. Это один из самых высоких показателей в мире. К достоинствам РН "Р" можно также причислить и относительно невысокую стоимость пакета пусковой услуги в отличие от компаний-конкурентов.

Согласно оценкам специалистов организации Euroconsult, в ближайшие 10 лет общий объем продаж космических аппаратов (КА), запусков РН по их выведению и услуг космической связи, ДЗЗ и навигации на мировом космическом рынке составит 100 млрд. $ США. Затраты только на их создание и запуск, по прогнозу Euroconsult, превысят сумму 45 млрд. $ США. При этом планируется вывести на орбиту с 2001г. по 2012 г. примерно 1500 КА (запуски на все виды орбит, включая запуски по госзаказам и запуски военного назначения).

Считается, что в ближайшие годы, как и раньше, будут доминировать КА на геостационарной орбите (60%), но вырастет доля низкоорбитальных (LEO) и средневысотных (MEO) спутников: до 2007 г. они составят 27 и 13% соответственно.

Продукция

"Рельефные" панели используются как конструктивный силовой элемент и являются сборочной единицей топливных баков РН.

До настоящего времени основным материалом для изготовления герметичных жидкостных топливных баков РН являлся сплав М.

В соответствии с планом мероприятий по улучшению энергомассовых характеристик проведены мероприятия по отработке технологии изготовления силовых элементов конструкции из сплава N.

По результатам работ выявлено, что более высокая удельная прочность сплава N по сравнению со сплавом М, дает возможность произвести перерасчет конструкции в сторону уменьшения толщин конструктивных элементов рельефной панели, что дает преимущество по весовым параметрам в сравнении со сплавом М.

Расчет экономического эффекта подтвердил предположение о целесообразности внедрения в конструкцию жидкостного топливного бака сплава N взамен сплава М, что даст возможность увеличить вес полезной нагрузки выводимой на орбиту (до 170,24 кг. с одной ёмкости, при средней стоимости $15 000 за 1 кг. полезной нагрузки).

Основываясь на полученных результатах, подкрепленных экономическим расчетом, целесообразно принять решение о внедрении рельефных панелей из сплава N в конструкцию выпускаемых в настоящее время изделий – таких, как РН «Р», «Р2», разгонный блок «РБ1» и «РБ2».

Одним из приоритетов является использование в конструкциях разрабатываемых и проектируемых комплексов РН применение данного сплава при изготовлении панелей.

Данная мера позволит увеличить конкурентоспособность не только уже существующих и эксплуатируемых РН, но и проектируемых и, как следствие, более уверенно занимать сегменты рынков сбыта КПУ.

В РП разработан и внедряется проект по созданию перспективного семейства РН «Р1», в котором используются жидкостные топливные баки, состоящие из рельефных панелей, изготовленных из сплава N.

При производстве емкостей жидкостных топливных баков используется типовая номенклатура металлических заготовок, включающая в свой состав листы, плиты, прессованные профили, трубы, штамповки, прутки и т.д., что в свою очередь позволяет снизить себестоимость изготовления всей РН в целом.

Задачей настоящего проекта является разворачивание и ввод в эксплуатацию производственных мощностей на предприятии с целью изготовления рельефных панелей топливных баков из сплава N, которые, в свою очередь, являются неотъемлемой частью РН.

В технологическом отношении корпуса топливных баков представляют собой типовые сварные конструкции с единым диаметром **** мм.

Радиусы сфер днищ топливных баков унифицированы и составляют **** мм.

Высокопрочный сплав N является проверенным и отработанным в производстве.

Рынки сбыта

Корпорация СП обладает эксклюзивным правом осуществлять маркетинг РН семейства "Р", "Р1" (Россия) и "А" (США) на международном рынке запусков и в настоящее время является ведущим поставщиком пусковых услуг в международном масштабе.

Среди заказчиков СП такие всемирно известные операторы спутниковых систем связи и производители космической техники как "Алкатель Спейс Индастриз", "Астриум", "АзиаСат", "Боинг Сэтэллайт Системз", "ЭхоСтар", "Ютелсат", "Испасат", "Хьюз", "АйКО Глобал Коммьюникейшнз", "Инмарсат", "Интелсат", "Локхид-Мартин Коммершл Спейс Системз", "Лорал Спейс Коммьюникейшнз", "ПанАмСАт", "СЭС Америком", "СЭС Астра", "СЭС Глобал", "Сириус Сэтэллайт Рэйдио", "Спейс Коммьюникейшнз", "Теледесик", "Телесат-Канада" и др.

Операторы спутниковых систем являются постоянными заказчиками пусковых услуг в связи с заменой спутников, выработавших свой ресурс, и выведением новых спутников на орбиту.

С 1995 г. в интересах СП выполнено 26 коммерческих запусков РН "Р". По состоянию на 01.01.02 в рамках контрактов на коммерческие запуски с использованием РН семейства "Р" привлечено около 2,3 млрд. $ США.

На сегодняшний день надежность "Р" составляет свыше 96%. Таким образом, СП предлагает заказчикам самую надежную пусковую систему в мире с летной историей свыше 70 лет и статистикой насчитывающей свыше 850 запусков.

Еще одним уникальным преимуществом СП по сравнению с другими поставщиками пусковых услуг на международном рынке является возможность взаимозаменяемости РН семейств "Р" и "А" (а в перспективе и "Р1"), т. е. возможность для любого заказчика перейти с одной РН на другую. Указанные преимущества позволяют наилучшим образом удовлетворять требования заказчиков, снижая их возможные риски и гарантируя выполнение бизнес-планов.

В настоящее время занимаемая доля на рынке коммерческих запусков для РН «Р» составляет 28%.

В будущем на замену РН «Р» постепенно должен прийти комплекс РН «Р1», являющийся следующим поколением РН. Новый комплекс обладает более высокими техническими характеристиками, удовлетворяет повышенным экологическим требованиям, что в настоящее время является актуальной проблемой. Высокие энергетические показатели позволят проводить запуски РН семейства "Р1" с территории России (космодром Плесецк, Архангельская обл.), обеспечив таким образом полную независимость выполнения космической программы РФ. Высокая экологичность сделает возможным выполнение запусков с космодромов, расположенных и за пределами Российской Федерации. Это позволит не только не потерять занимаемые сегменты рынка, но и напротив, увеличить занимаемые доли рынка сбыта на КПУ.

Вероятность такого развития ситуации повышается в связи с тем, что США отменили квоты для вывода спутников на орбиту с помощью российских РН.

Компанией СК уже подписан ряд контрактов на запуски спутников с помощью новой РН «Р1». На сегодняшний день в портфеле заказов СК запуск 43 спутников на сумму более $ 3 млрд.

Обеспечение конкурентоспособности

На мировом рынке пусковых услуг наблюдается жесткая конкуренция, обусловленная большим количеством поставщиков пусковых услуг.

Цены на пусковые услуги у компаний-конкурентов имеют значительный разброс. Стоимость пусковой услуги, в первую очередь, определяется весом полезной нагрузки, выводимой на орбиту, а также высотой орбиты и её типом (табл. 1).

Продукция, выпускаемая РП, имеет ряд преимуществ в сравнении с продукцией, выпускаемой конкурентами. По потребительским свойствам – одно из лидирующих мест на рынке по максимальной массе полезной нагрузки выводимой на ГПО (5,5 т.) и по максимальной массе полезной нагрузки выводимой на НОЗО (22 т.). Разрабатываемая РН «Р1» будет уже способна поднять массу полезной нагрузки до 28,5 т., что позволит ей занять лидирующее мест на мировом рынке КПУ.

К достоинствам "Р" можно также причислить и относительно невысокую стоимость пакета пусковой услуги в отличие от компаний-конкурентов.

Наиболее важным свойством, характеризующим РН, является её надежность. Надежность РН «Р», по статистическим данным, в настоящее время составляет свыше 96%. Это один из самых высоких показателей в мире.

Таблица 1. Основные компании конкуренты предлагающие пусковые услуги.

Компания, местоположение представительства Изделие, орбита Полезная нагрузка, кг. Стоимость запуска, млн. $
1 СК «Р1.1» 1 580 8–15
«Р1.4», ГПО 6 110–7 310
до 28 500
40–80
«Р», ГПО 5 500
до 22 000
2 Boeing г. Хантинтонг Бич, шт. Калифорния, США Delta 2–7920 5 136  

~ 70

Delta 2–7425 1 127
Delta 4, ГПО 6 565
3 Boeing North American г. Дауни, шт. Калифорния, США Space Shuttle, НОО 24 950 175–363
4 Arianespace г. Эври, Франция Ariane 44L, ГПО 4 700 90–110
Ariane 5, ГПО 6 800 до 28 000 ~ 120
5 ГНПРКЦ «ЦСКБ - Прогресс» г. Самара, Россия Союз У/У2 7 500 40–50
Молния М 1 600
6 China Great Wall Industry г.Пекин, Китай Великий поход 1D/2C/2D/4 1 000–4 000 ~ 65
7 EER Systems г. Сибрук, шт. Мэриленд, США Conestoga 1229 300 ~ 12
8 Instituto de Aeronautica e Espaco г.Сан-Паулу, Бразилия VLS 2 000
9 Israel Aircraft Industries г. Ехуд, Израиль Shavit 150 ~ 15
Shavit 2 410
10 ISRO г. Тривандрум, Индия ASLV 150
PSLV ГПО 448
11 КБ «Полет» г. Омск, Россия Космос 3М 1 700 ~ 12
12 НТЦ «Комплекс МИТ» г. Москва, Россия Старт 1 500 6–8
Старт 700
13 Российско-украинское СП МКК «Космотрас» Днепр 3 500 10
14 Nissan Motors г. Токио, Япония М5 2 000 36
15 Fiat Avio Vega K0 460 ~ 10
Vega K3 1 200
16 Lockheed Martin Missiles & Space Company г. Саннивейл, шт. Калифорния, США Titan 4 17 770 200–400
Atlas 2 250–8 670 75–105

Примечание: Все значения по массе выводимого груза приведены для низкой околоземной орбиты Н=200 км, i=90°.

Стратегия маркетинга

С целью создания благоприятных предпосылок для выхода нового семейства РН «Р1» и продвижения выпускаемого РН «Р» на мировой рынок пусковых услуг, создания для потенциальных клиентов больших возможностей для использования всего спектра ракет, как малого, так и тяжелого класса, было принято совместное решение РП и корпорации "АМ" о включении семейства ракет "Р1" в общий перечень ракет, маркетинг которых осуществляется через совместное российско-американское предприятие. В свою очередь компании "АМ" (отвечает за направление бизнеса, связанное с РН "А") и "СК" (отвечает за направление бизнеса, связанное с РН "Р" и "Р1") на равных долях образовали консорциум СП, который является совместным предприятием (рис. 2).

Рис. 2. Организационная структура консорциума СП.

Бизнес-план инвестиционного проекта переоснащения производственного участка

Принадлежность акций СП составляет **% для американской корпорации "АМ" и **% для российских партнеров.

Привлекательность использования РН семейства "Р1" для проведения коммерческих запусков зарубежных телекоммуникационных спутников подтверждает тот факт, что 28 июля 1999 года было подписано соглашение между РП и корпорацией "АМ" о передаче совместному предприятию СП прав осуществлять маркетинг РН семейства "Р1" на международном рынке запусков.

Консорциум СП в ситуации жесткой конкуренция на рынке пусковых услуг предпринимает шаги по взаимной подстраховке запусков ракетами «А», «Р» и «Р1».

Некоторые спутниковые операторы нуждаются в максимально быстром запуске спутника и не могут позволить себе пережидать длительные задержки запуска из-за риска финансовых потерь (например, контрактных неустоек).

Российские и американские специалисты уже разработали подобные циклограммы подготовки к пуску и общие интерфейсы для носителей «А», «Р» и «Р1». Фирма «Сааб» (Швеция) разрабатывает универсальный адаптер, который может быть установлен как на РН «А», так и на РН «Р» для создания их максимально возможной общности.

Таким образом, консорциум СП предлагает заказчикам для пуска три семейства ракет. Консорциумом СП уже подписан ряд контрактов на запуски спутников с помощью новой РН «Р1.4». На сегодняшний день в портфеле заказов СП запуск 43 спутников на сумму более 3 млрд. $ США.

Стоимость пакета пусковых услуг формируется в зависимости от необходимого набора услуг:

  • проектирование и разработка КА для решения конкретных задач организации спутниковой связи;
  • выведение на заданную орбиту КА определенной массы;
  • оценка рисков и страхование пусков КА;
  • страхование сбоев в работе радиоэлектронного оборудования КА на орбите.

Стоимость пакета пусковых услуг при заключении контракта определяется индивидуально, в ходе переговоров сторон заключающих контракт. В большинстве заключенных контрактов по запуску на ГПО (ГСО) сумма контракта находилась в пределах $ 40–80 млн.

Консорциум СП ведет активное маркетинговое продвижение РН «Р1». Стендовый образец новой одноразовой ракеты-носителя изготовлен и уже демонстрировался на ряде международных космических выставках.

Для демонстрации РН «Р1» потенциальным клиентам и заключения договоров на запуски выпускаемой РН «Р», РП является участником всех международных выставок и авиационно-космических салонов, таких как  международный авиационно-космический салон “МАКС” (г. Жуковский, Россия), международная выставка "Космические технологии - на службу обществу" (г. Киев, Украина), международная выставка космических технологий "SPACE" (г. Пекин, Китай), азиатская международная авиационно-космическая выставка «Asian Aerospace» (г. Чанги), международная авиационно-космическая выставка – «Fidae» (Чили), международный авиационно-космический салон «Farnborough International» (г. Фарнборо, Великобритания), авиакосмический салон «Авиасвит – XXI век» (г. Киев, Украина).

План производства

Разработка и внедрение производственного участка необходимого для изготовления, механической обработки, и контроля качества рельефных панелей топливных баков ракетоносителей, являющихся неотъемлемой составной частью РН.

По сравнению с изделиями-аналогами, при изготовлении рельефных панелей топливных баков были внесены некоторые технологические изменения, позволяющие сократить трудоемкость и производственный цикл изготовления изделия, а именно:

  • конструкция топливных баков выполнена без промежуточных силовых шпангоутов, что позволяет снизить вес изделия, сократить объем заготовительных и механообрабатываемых работ;
  • применение высокопрочного материала N обеспечивает уменьшение веса изделия;
  • уменьшение толщины зон химического фрезерования на обшивках днищ и обечаек баков;
  • оптимизация геометрических параметров элементов конструкции топливных баков за счет применения высокоточного технологического оборудования;
  • производственные площади цехов основного производства оборудованы помещениями для выполнения технологических операций по всем технологическим направлениям.

Изготовление рельефных панелей производится в строгом соответствии с маршрутными картами предприятия согласно инструкции «Технические требования к изготовлению деталей из сплава N». Движение материальных потоков с указанием всех основных технологических операций приведено на схеме. 1.

Схема 1. Схема производственных потоков предприятия, связанных с изготовлением рельефных панелей ( —→ показывает движение панели, ---→ показывает движение сырья и вспомогательных материалов).

Бизнес-план инвестиционного проекта переоснащения производственного участка

1. Входной контроль

Перед запуском плит из сплава N в производство проводится входной контроль на соответствие требования нормативной документацией по стандартизацией (НДС) на поставку по следующим параметрам:

  • Контроль химического состава осуществляют спектральным методом в ЛВК в объеме одной плиты от партии;
  • Контроль механических свойств в объеме 1 плиты от партии;
  • Проверка поверхности с 2-х сторон по ОСТ *******;
  • Проверка по толщине H ± 0,1 и габаритных размеров H×L×B мм.

2. Фрезерная

Фрезерование плит производится в прямом виде. При входном контроле в цехе определяется качество поверхности и производится выбор лицевой стороны панели. Лицевой считается сторона не подвергающаяся фрезерованию. К лицевой поверхности предъявляются повышенные требования по качеству поверхности. При наличии дефектов производится их плавная зачистка в пределах половины минусового допуска на толщину **-0,25мм. Далее плиту устанавливают на станок КФС (фирм «Ингерсол», «Зиген») и проверяют на плотность прилегания по всей длине плиты с шагом *** мм. Фрезеруют торец плиты «как чисто» (фреза Æ20 мм), производят разметку полосы шириной *** мм для образцов под контроль механических свойств. Производят смазку поверхности плиты тонким слоем машинного масла и фрезеруют рельефные элементы панели, выдерживая размеры , (фреза Æ20 мм, 16 шт). При фрезеровании тепловых компенсаторов выдерживается размер , .

Далее фрезеруется по разметке поперечная сторона плиты на универсальном фрезерном станке FU-450ApUG, с отрезкой полосы *** мм для образцов на механические испытания.

3. Старение

Плиты поставляются с завода изготовителя в закаленном и правленом состоянии, перезакалка не производится, проводится искусственное старение.

Для старения рельефных панелей предусмотрена оснастка, обеспечивающая сохранение формы изделия, но не затрудняющая увеличение линейных размеров панели.

Старение панели производится совместно с образцами для аттестации основного металла, прошедших операцию химического фрезерования.

Перед старением проводится обезжиривание. Старение проводится в камерной печной установке для обработки алюминиевых сплавов LKU 600/200/200 фирмы «Айхелен», Германия. Рельефные панели старятся при температуре *** ± 5°С в течении ** часов.

4. Взвешивание

Взвешивание производится на специальных электронных весах HFS, оборудованных платформой для закатки тележек.

Минимальная масса панели составляет ** кг.

Максимальная масса панели составляет ** кг.

5. Химическое фрезерование

Производится в случае, если панель по весу не укладывается в заданные параметры. Процесс химического фрезерования заключается в доводке массы панели до заданной. При соответствии заданным параметрам оформляется весовой талон.

Химическое фрезерование проводится бригадой из 6–8 человек на полуавтоматической линии химического фрезерования. Основные операции при химическом фрезеровании:

  1. Обезжиривание растворителем по ГОСТ ******;
  2. Изоляция мест не подлежащих травлению. Для изолирования применяют эмаль ******, лак. Эмаль наносится кисточкой с двух сторон;
  3. Химическое фрезерование. ГОСТ ******;
  4. Промывка в теплой воде при температуре **÷**°С;
  5. Промывка в холодной воде при температуре **÷**°С;
  6. Осветление детали в азотной кислоте с концентрацией ***÷*** г/л при температуре **÷**°С. ГОСТ *******;
  7. Промывка в холодной воде при температуре **÷**°С;
  8. Промывка в горячей воде при температуре **÷**°С;
  9. Контроль толщины панели;
  10. Удаление эмали с поверхности панели.

6. Гибка

  1. Подгибка концов панели по ширине компенсатора, за 2-3 перехода, на листогибочном гидравлическом прессе Synchromaster 25075 (с ЧПУ).
  2. Подгибка концов панели на длине ***–*** мм с 2-х сторон, за 2–3 перехода.
  3. Подкатка панели согласно ШКС за 3–4 перехода.

7. Контроль соответствия ТУ

Контроль производится в соответствии с нормативно технической документацией используемой на предприятии.

Визуальный контроль с использованием 4х кратной лупы. Тщательный осмотр поверхности в зоне *** мм, от поперечных торцев детали.

Контроль габаритов согласно конструкторской документацией.

План себестоимости

Расчет себестоимости изготовления панели производился, исходя из затрат на производство единицы продукции.

Результат расчета себестоимости представлен в таблице 2.

Таблица 2. Себестоимость изготовления рельефной панели.

Статья затрат Сумма затрат Массовая доля, %
Руб. Евро
1. Основные материалы 48 645,32 1 737,33 5,89
2. Вспомогательные материалы 1 459,36 52,12 0,18
3. Заработная плата производственных рабочих 5 067,56 180,98 0,61
4. Выплаты ЕСН 1 804,05 64,43 0,22
5. Электроэнергия 13 223,62 472,27 1,60
6. Затраты на уход, мелкий и средний ремонт оборудования 53 368,66 1 906,02 6,46
7. Износ инструмента 5 845,05 208,75 0,71
8. Брак 5 497,51 196,34 0,67
9. Общехозяйственные расходы 3 951,13 141,11 0,48
10. Амортизация оборудования 416 386,59 14 870,95 50,39
11. Общезаводские расходы 246 945,74 8 819,49 29,89
12. Внепроизводственные расходы 24 065,84 859,49 2,91
ИТОГО: 826 260,43 29 509,28 100

Таким образом стоимость одной панели составляет:

Спс = 826 260,43 руб. или Спс = 29 509,28 Евро

План материально-технического обеспечения

Материально-техническое обеспечение предприятия планируется осуществлять различными способами.

Закупка сырья (листового металла) для обеспечения производства будет производиться у постоянного поставщика, металлургического комбината.

Транспортировка металла может производиться по железной дороге в объёме 100 листов (загрузка 1 вагона), также возможна транспортировка автотранспортом в объёме до 30 листов.

Заказ и доставку листов необходимо поддерживать в зависимости от расхода сырья и с учетом страхового запаса 10%.

Вспомогательные материалы будут закупаться по мере необходимости у специализированных фирм.

Инструменты, необходимые для изготовления панели (фрезы, резцы и т.д.) и вспомогательные инструменты закупаться не будут. Данное решение связано с тем, что на предприятии имеется собственное инструментальное производство, способное полностью удовлетворить все потребности по изготовлению, ремонту и восстановлению необходимого инструмента.

Производственная программа по выпуску рельефных панелей

Количество выпускаемых панелей зависит от количества заключенных контрактов на запуск РН. Однако для обеспечения плавности производства практикуется работа в упреждающем режиме. Задел формируется из расчета планируемых запусков и поступления материалов на различные виды панелей.

Программа выпуска рельефных панелей представлена в таблице 3.

Таблица 3. Программа выпуска рельефных панелей.

Вид продукции Ед. изм Объем производства, года
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Рельефная панель шт. 450 550 450 400 450 400 350 300 250

Организационный план

Существующая организация производства и система управления на предприятии хорошо отработана и представляет собой древовидную структуру (схема 2).

Схема 2. Схематическое частичное изображение структуры предприятия (отделы: ОГк – отдел главного конструктора; ОХШ – отдел холодной штамповки; ОГС – отдел главного сварщика; ОГМет – отдел главного металлурга; ОНемеет – отдел неметаллов).

Бизнес-план инвестиционного проекта переоснащения производственного участка

Численность производственного персонала на переоборудуемом производственном участке определяется, исходя из функциональной целесообразности (таблица 4).

Система оплаты труда построена на использовании повременно премиальной формы, а так же доплат за вредность и технически обоснованных норм труда в виде процентной надбавки.

Таблица 4. Численность производственного персонала.

№ п/п Специальность Численность работающих Источник комплектования Фонд оплаты труда за месяц
1. Начальник производственного участка 1 Предприятие, совмещение Оклад 7 500 руб.
2. Контролер 2 Предприятие, совмещение Сдельная 16,006 руб./час
3. Слесарь 4 Предприятие, совмещение Сдельная 16,937 руб./час
4. Фрезеровщик 3 Предприятие, совмещение Сдельная 16,937 руб./час
5. Жестянщик 3 Предприятие, совмещение Сдельная 18,665 руб./час
6. Бригада на линию химического фрезерования 6 Предприятие, совмещение Сдельная 18,665 руб./час
7. Бригада термического цеха 4 Предприятие, совмещение Сдельная 10,55 руб./час
8. Подсобный рабочий 4 Предприятие, совмещение Сдельная 14,241 руб./час
9. Кладовщик 1 Наемный Оклад 3 000 руб.
ИТОГО: 28

На должность кладовщика допускается найм человека с ограниченными возможностями (инвалида), это позволит получать дополнительные налоговые льготы и имеет положительный социальный эффект.

Оплата труда руководителей и других категорий работников построена на основе должностных окладов и зависит от величины фактически отработанного времени.

Система стимулирования включает в себя материальное стимулирование в виде ежемесячных премиальных выплат и моральное стимулирование. Моральное стимулирование заключается в развитии и обучении персонала, возможности карьерного роста на предприятии.

Предприятие также предоставляет своим работникам, состоящим в профсоюзе, льготные путевки (10% от полной стоимости) в дома отдыха, курортные санатории, для сотрудников, имеющих детей – путевки в спортивно-оздоровительные лагеря и др. льготы.

Достижение необходимого качества

Предприятие обладает собственной научно-производственной базой и развитой инфраструктурой. Предприятие расположено в городе.

На предприятии работают высококвалифицированные инженерные и рабочие кадры, имеющие большой опыт работы. Специалисты, руководящие отделами и подразделениями, являются профессионалами, способными обеспечить эффективное управление производством.

Имеющееся производство отвечает всем государственным стандартам (ГОСТ 12.0.002–80, ПОТ РО – 14000 – 001 – 98) по требованиям безопасности к производственным процессам, оборудованию, средствам защиты работающих, норм и требований на параметры, характеризующие шум, вибрацию, ультразвук, уровень ионизирующих излучений, запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны и др.

Все производственные помещения аттестованы на электробезопасность и пожарную безопасность соответствующими инстанциями.

Предприятие имеет автомобильные и железнодорожные подъездные пути, а также выход к реке, что позволяет использовать речной транспорт. Предприятие обладает широким спектром технологического оборудования, средств метрологического обеспечения и средств технологического оснащения. Предприятие обладает необходимым оборудованием для решения задач различной степени сложности.

Оценка рисков

Рассматриваемый проект достаточно сложен и охватывает несколько достаточно четко выраженных стадий, оценку риска целесообразно проводить по подготовительной, строительной стадиям и стадии функционирования.

Постадийная оценка рисков основана на том, что риски определяются для каждой стадии проекта отдельно, а затем находится суммарный риск по всему проекту. В настоящем проекте выделяются следующие стадии:

  • подготовительная (таблица 5): выполнение всего комплекса работ, необходимого для начала реализации проекта;
  • строительная (таблица 6): возведение необходимых зданий и сооружений, закупка и монтаж оборудования;
  • функционирования (таблица 7, 8, 9, 10): вывод проекта на полную мощность и получение прибыли.

Таблица 5. Подготовительная стадия.

Вид риска Отрицательное влияние на ожидаемую прибыль от реализации проекта
Отсутствие альтернативных источников сырья Опасность завышения цен при монопольном положении подрядчика
Отсутствие альтернативных изготовителей заказного оборудования Опасность выхода проекта из графика, увеличение расходов на оборудование

Таблица 6. Строительная стадия.

Вид риска Отрицательное влияние на ожидаемую прибыль от реализации проекта
Непредвиденные затраты, в том числе из-за инфляции Увеличение объема заемных средств
Несвоевременная поставка комплектующих и сырья Увеличение сроков монтажа оборудования, задержка с вводом мощностей

Таблица 7. Стадия функционирования: финансово–экономическое риски.

Вид риска Отрицательное влияние на ожидаемую прибыль от реализации проекта
Неустойчивость спроса Падение спроса с ростом цен
Снижение цен конкурентами Снижение цен
Платежеспособность потребителей Падение продаж
Рост цен на сырье, материалы, перевозки Снижение прибыли из-за роста цен
Недостаток оборотных средств Увеличение кредитов

Таблица 8. Стадия функционирования: социальные риски.

Вид риска Отрицательное влияние на ожидаемую прибыль от реализации проекта
Недостаточный уровень зарплаты Текучесть кадров, снижение производительности
Трудности с набором квалифицированной рабочей силы Увеличение затрат на комплектование
Социальная инфраструктура Рост непроизводственных затрат

Таблица 9. Стадия функционирования: технические риски.

Вид риска Отрицательное влияние на ожидаемую прибыль от реализации проекта
Отсутствие резерва мощности Невозможность покрытия пикового спроса, потери производства при авариях

Таблица 10. Стадия функционирования: экологические риски.

Вид риска Отрицательное влияние на ожидаемую прибыль от реализации проекта
Вероятность залповых выбросов Увеличение непредвиденных затрат
Выбросы в атмосферу и сбросы в воду Затраты на очистное оборудование
Близость населенного пункта Увеличение затрат на очистные сооружения и экологическую экспертизу проекта
Вредность производства Рост эксплуатационных затрат

Наиболее высоким уровнем риска обладают подготовительная и финансово-экономическая стадии. Риск подготовительной стадии связан прежде всего с непредвиденными затратами и не своевременным началом реализации проекта. Непредвиденные затраты представляют особую опасность так как может снизится общая рентабельность проекта и увеличатся сроки окупаемости проекта.

Анализ рисков данного инвестиционного проекта в стадии функционирования показывает значительные финансово-экономические риски связанные с неустойчивостью спроса, снижением цен конкурентами, неплатежеспособностью потребителей, снижением прибыли из-за роста цен на сырье, недостатком оборотных средств.

Уровень технических и экологических рисков является незначительным, риски в основном обусловлены возможными авариями на производстве.

Социальные риски минимальны, так как данный инвестиционный проект разрабатывается для реализации на действующем предприятии имеющем высококвалифицированный персонал с большим стажем работы на данном предприятии. Осуществляется подготовка и обучение молодых специалистов. Работникам предоставляется обширный социальный пакет. Предприятие имеет налаженную и развитую инфраструктуру.

Для предотвращения рисков и максимального снижения возможности их возникновения планируются следующие мероприятия:

  • заключение долгосрочных контрактов с тщательно проверенными, хорошо зарекомендовавшими себя поставщиками;
  • заключение договоров и контрактов с четкими условиями и штрафными санкциями за их не выполнение;
  • заключение договоров с фиксированными суммами выплат;
  • использование механизмов страхования рисков;
  • страхование имущества предприятия и ответственности работников предприятия;
  • постоянный мониторинг ситуации на рынке.

Финансовый план

Для реализации данного проекта на предприятии требуется 735 309 300 рублей (25 800 326 EUR). Для закупки нового технологического оборудования планируется получить инвестиционный кредит в размере 728 805 000 рублей (25 572 106 EUR). Для расходов, не связанных с покупкой оборудования, планируется привлечение собственных средств в размере 6 504 300 рублей (228 220 EUR).

Планируемый срок окупаемости проекта 6 лет (5,76).

Безубыточность производства достигается после выпуска 1110 рельефных панелей.

При реализации проекта будет получен чистый приведенный доход в размере 446 201 687 рублей (15 656 200 EUR).

Инвестор получает проценты на вложенный капитал в размере 496 723 018 рублей (17 428 878 EUR).

Средняя норма рентабельности проекта 41,79 %, внутренняя норма рентабельности 40,14 %, модифицированная внутренняя норма рентабельности 20,04 %.

Индекс прибыльности 2,84.

Расчеты критериев оценки инвестиционного проекта, характеризующих основные параметры эффективности, показали, что реализация проекта на предприятии целесообразна.

Финансовые показатели рассчитывались, исходя из следующих параметров:

Система учета

Финансовый год начинается в январе.

Принцип учета запасов: FIFO.

Продолжительность - 120 мес.

Валюта проекта

Основная валюта проекта - Рубли (руб.)

Валюта для расчета на внешнем рынке - Евро (EUR)

Курс на момент ввода: 1 EUR = 28.50 руб.

Таблица 11. Инфляция (Рубли)

Период 1 год 2 год 3 год 4 год 5 год 6 год 7 год 8 год 9 год 10 и далее...
Инфляция в % 14,00 14,00 14,00 13,00 12,00 10,00 10,00 9,00 8,00 8,00
Темпы инфляции по прогнозу Консультационной группы Юникон/МС.

Таблица 12. Инфляция (Евро)

Период 1 год 2 год 3 год 4 год 5 год 6 год 7 год 8 год 9 год 10 и далее...
Инфляция в % 8,00 8,00 8,00 8,00 8,00 8,00 8,00 8,00 8,00 8,00
Темпы инфляции по прогнозу Консультационной группы Юникон/МС.

Таблица 13.Налоги

Название налога База Период Ставка, %
Налог на прибыль Прибыль Месяц 24
НДС Добав. стоим. Месяц 20
Налог на имущество Имущество Квартал 2
Выплаты в пенс. фонд Зарплата Месяц 28
Выплаты в ФОМС Зарплата Месяц 3.6
Выплаты в ФСС Зарплата Месяц 4
Транспортный налог Объем продаж Месяц 1
Налог на польз. автодорог Объем продаж Месяц 1

Таблица 14. Планируемый объём производства

Вид продукции Ед. изм Объем производства, года
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Рельефная панель шт. 450 550 450 400 450 400 350 300 250

Потребность предприятия в инвестиционных средствах связана с необходимостью закупки оборудования и проведении пуско-наладочных работ. В связи с узкой специализацией и повышенным требованиям к некоторым видам оборудования были заключены контракты на разработку и изготовление технологического оборудования. Для введения в эксплуатацию копировально-фрезерных станков фирмы «Ингрерсол» (США) и термического агрегата фирмы "Айхелин" (Германия) были составлены план-графики для каждого вида оборудования.

Остальное технологическое оборудование является стандартным и может быть закуплено у фирм, специализирующихся на продаже и обслуживании различного промышленного оборудования.

Таблица 15. Стоимость оборудования используемого для изготовления панелей из сплава N.

№ п/п Наименование оборудования Кол-во ед. Стоимость единицы, руб. Суммарные затраты*, руб.
Основное
1. Станок фрезерный КФС 2 141 750 000 311 850 000
2. Универсальный фрезерный станок FU–450ApUG 1 782 000 860 200
3. Листогибочный гидравлический пресс Synchromaster 25075 1 825 300 907 830
4. Линия химического фрезерования 1 220 500 000 242 550 000
5. Печь электрическая камерная LKU mod 600/200/200 1 27 945 000 30 739 500
Вспомогательное
6. Верстак слесарный 1 4 300 4 730
7. Спец. Весы HFS 1 40 950 45 045
8. Кран балочный КЛ-3 1 89 000 97 900
ИТОГО: 391 936 550 587 055 205
* В суммарные затраты на оборудование включены расходы на транспортировку и монтажные работы (10%).

План-график по вводу в эксплуатацию копировально-фрезерных станков фирмы «Ингрерсол», США

Бизнес-план инвестиционного проекта переоснащения производственного участка

План-график по вводу в эксплуатацию термического агрегата фирмы "Айхелин", Германия

Бизнес-план инвестиционного проекта переоснащения производственного участка

Для обеспечения выполнения обязательств по контрактам необходимо получение кредитов в размере и в срок, указанный в таблице 16.

Таблица 16. Потребность в кредитах, необходимых для выполнения обязательств по контрактам.

Название Дата Сумма (руб.) Срок Ставка %
предоплата 30% 01.03.2002 8 383 500,00 7 лет 19,00
второй этап 50% 01.01.2003 13 972 500,00 7 лет 19,00
окончательный расчет 20% 01.07.2003 5 589 000,00 7 лет 19,00
КФС 40% 01.06.2002 113 400 000,00 7 лет 19,00
КФС второй этап 40% 01.05.2003 113 400 000,00 7 лет 19,00
КФС 20% 01.09.2003 56 700 000,00 7 лет 19,00
покупка остального оборудования 01.01.2003 222 241 550,00 5 лет 19,00
установка и монтаж оборудования 01.03.2003 195 118 655,00 2 года 19,00
ИТОГО: 728 805 205

Выплаты планируется производить ежемесячно равными частями с погашением процентов и учетом капитализации с момента начала производства.

График достижения безубыточности и точка нулевого дохода (рис. 3).

Рис. 3. График достижения точки безубыточности.

Бизнес-план инвестиционного проекта переоснащения производственного участка

Таким образом, безубыточность производства достигается после выпуска 1110 рельефных панелей.

Таблица 17. Прибыли-убытки (руб.)

Строка 3-12.2000 2001 год 2002 год 2003 год 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год
Валовый объем продаж 481 461 667,41 668 936 782,95 616 806 303,02 610 639 138,68 755 937 852,70 736 987 494,82 700 969 513,05 649 017 944,60 584 116 150,14
Налоги с продаж 9 629 233,35 13 378 735,66 12 336 126,06 12 212 782,77 15 118 757,05 14 739 749,90 14 019 390,26 12 980 358,89 11 682 323,00
Чистый объем продаж 471 832 434,07 655 558 047,29 604 470 176,96 598 426 355,91 740 819 095,65 722 247 744,92 686 950 122,79 636 037 585,71 572 433 827,14
Материалы и комплектующие 67 476 495,27 93 737 877,25 86 462 488,86 85 650 375,98 106 048 289,97 103 417 531,79 98 398 343,64 91 113 556,41 82 002 200,77
Сдельная зарплата 4 158 660,26 5 777 181,87 5 328 790,64 5 278 739,11 6 535 887,90 6 373 751,00 6 064 412,20 5 615 441,71 5 053 897,54
Суммарные прямые издержки 71 635 155,53 99 515 059,11 91 791 279,50 90 929 115,09 112 584 177,88 109 791 282,79 104 462 755,84 96 728 998,13 87 056 098,31
Валовая прибыль 400 197 278,53 556 042 988,17 512 678 897,46 507 497 240,81 628 234 917,77 612 456 462,13 582 487 366,94 539 308 587,58 485 377 728,82
Налог на имущество 8 394 578,21 8 675 610,61 7 206 854,81 5 701 046,06 4 170 652,13 2 646 630,32 1 137 221,16 192 779,84 177 985,63 171 949,70 159 810,54
Административные издержки 72 086 165,29 97 564 282,39 111 223 281,92 126 435 459,67 142 489 477,30 158 697 888,90 174 630 494,17 191 534 332,09 208 198 496,78 224 896 115,44 242 887 804,67
Производственные издержки 94 459 435,90 107 378 796,89 121 013 113,59 134 778 553,61 148 309 757,51 162 665 807,50 176 818 308,39 190 999 220,98 206 279 158,66
Маркетинговые издержки 7 025 082,22 9 508 025,60 10 839 149,19 12 321 636,14 13 886 163,72 15 465 737,60 17 018 433,07 18 665 779,00 20 289 767,83 21 917 016,88 23 670 378,23
Суммарные постоянные издержки 79 111 247,51 107 072 307,99 216 521 867,01 246 135 892,70 277 388 754,61 308 942 180,12 339 958 684,75 372 865 918,59 405 306 573,00 437 812 353,30 472 837 341,56
Амортизация 63 540 147,62 76 248 177,14 76 248 177,14 76 248 177,14 76 248 177,14 76 226 518,81 76 222 187,14 12 704 056,19 430,00 430,00 71,67
Проценты по кредитам 31 878 373,82 161 491 577,30 110 752 543,69 80 429 070,21 58 470 349,51 32 872 069,93 17 587 306,28 3 241 727,56
Суммарные непроизводственные издержки 63 540 147,62 108 126 550,96 237 739 754,44 187 000 720,83 156 677 247,35 134 696 868,32 109 094 257,07 30 291 362,47 3 242 157,56 430,00 71,67
Убытки предыдущих периодов 151 045 973,34 374 920 442,90 436 191 640,63 318 986 312,04 244 544 068,67 183 332 506,62 5 287 751,83
Прибыль до выплаты налога –151 045 973,34 –374 920 442,90 –436 191 640,63 –318 986 312,04 –244 544 068,67 –183 332 506,62 –5 287 751,83 203 818 649,41 173 760 650,76 101 323 854,58 12 380 505,05
Суммарные издержки, отнесенные на прибыль 31 878 373,82 161 491 577,30 110 752 543,69 80 429 070,21 58 470 349,51 32 872 069,93 17 587 306,28 3 241 727,56
Прибыль от курсовой разницы 0,00
Налогооблагаемая прибыль –151 045 973,34 –343 042 069,08 –274 700 063,33 –208 233 768,36 –164 114 998,46 –124 862 157,10 27 584 318,10 221 405 955,68 177 002 378,32 101 323 854,58 12 380 505,05
Налог на прибыль 53 137 429,36 42 480 570,80 24 317 725,10 2 971 321,21
Чистая прибыль –151 045 973,34 –374 920 442,90 –436 191 640,63 –318 986 312,04 –244 544 068,67 –183 332 506,62 –5 287 751,83 150 681 220,04 131 280 079,96 77 006 129,48 9 409 183,84

Таблица 18. Дисконтированный Кэш-фло (руб.)

Строка 3-12.2000 2001 год 2002 год 2003 год 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год
Поступления от продаж 485 012 628,23 612 636 505,37 513 569 854,79 462 262 133,31 520 247 508,03 461 117 210,60 398 735 065,58 335 626 290,77 274 603 328,81
Затраты на материалы и комплектующие 71 616 176,26 85 628 676,26 71 990 300,70 65 415 021,84 72 929 098,04 64 605 365,88 55 826 673,44 46 946 304,83 37 133 484,61
Затраты на сдельную заработную плату 2 712 508,57 3 243 240,99 2 726 678,77 2 477 635,87 2 762 236,32 2 446 969,63 2 114 471,03 1 778 121,38 1 406 454,53
Суммарные прямые издержки 74 328 684,83 88 871 917,24 74 716 979,48 67 892 657,71 75 691 334,36 67 052 335,52 57 941 144,47 48 724 426,21 38 539 939,14
Общие издержки 94 933 497,01 118 648 207,17 218 118 797,19 225 420 154,78 230 961 489,41 233 873 432,28 233 964 548,73 233 294 178,69 230 552 028,23 226 405 660,14 222 289 193,59
Суммарные постоянные издержки 94 933 497,01 118 648 207,17 218 118 797,19 225 420 154,78 230 961 489,41 233 873 432,28 233 964 548,73 233 294 178,69 230 552 028,23 226 405 660,14 222 289 193,59
Налоги –8 173 756,36 –11 107 619,60 42 446 687,95 63 993 508,47 49 008 720,58 38 282 822,02 44 849 327,98 61 256 528,82 47 654 047,65 28 572 936,23 10 150 360,85
Кэш-фло от операционной деятельности –86 759 740,65 –107 540 587,57 150 118 458,26 234 350 924,88 158 882 665,32 122 213 221,29 165 742 296,96 99 514 167,58 62 587 845,22 31 923 268,19 3 623 835,23
Займы 121 783 500,00 551 837 913,64
Выплаты в погашение займов 224 157,75 78 406 014,87 199 122 836,93 80 253 000,30 72 957 273,00 40 664 656,13 25 726 789,84 11 918 661,91
Выплаты процентов по займам 28 980 339,83 135 744 879,51 84 942 471,18 55 953 859,59 37 005 263,21 18 985 001,47 9 239 680,11 1 565 116,52
Кэш-фло от финансовой деятельности 121 783 500,00 522 633 416,05 –214 150 894,38 –284 065 308,11 –136 206 859,89 –109 962 536,21 –59 649 657,60 –34 966 469,95 –13 483 778,43
Баланс наличности на начало периода 7 000 000,00 42 023 759,35 457 889 976,27 393 898 956,27 345 664 804,60 368 219 722,06 380 422 886,28 485 960 819,82 549 949 581,83 598 699 435,03 630 357 397,64
Баланс наличности на конец периода 42 023 759,35 457 116 587,83 393 084 151,72 343 369 768,48 366 045 573,91 378 296 258,99 484 388 898,35 548 936 595,98 598 040 662,76 629 963 930,95 633 587 766,18

Таблица 19. Баланс (руб.)

Строка 3-12.2000 2001 год 2002 год 2003 год 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год
Денежные средства 42 023 759,35 500 558 804,49 423 023 029,25 360 844 859,25 394 072 665,70 413 892 956,89 599 826 531,51 723 439 880,54 827 519 963,39 901 900 210,37 911 528 891,61
Сырье, материалы и комплектующие 4 935 224,00 4 935 224,00 4 935 224,00 4 935 224,00 4 935 224,00 4 935 224,00 4 935 224,00 4 935 224,00 4 935 224,00 4 935 224,00 4 935 224,00
Незавершенное производство 3 574 685,31 3 312 246,77 3 304 861,71 4 108 230,79 4 016 936,77 3 839 910,43 3 562 859,90 3 206 573,91
Краткосрочные предоплаченные расходы
Суммарные текущие активы 46 958 983,35 505 494 028,49 431 532 938,57 369 092 330,03 402 312 751,41 422 936 411,68 608 778 692,28 732 215 014,97 836 018 047,29 910 042 008,28 916 464 115,61
Основные средства 533 686 550,00 533 686 550,00 533 686 550,00 533 686 550,00 533 686 550,00 533 556 600,00 533 556 600,00 4 300,00 4 300,00 4 300,00
Накопленная амортизация 63 540 147,62 139 788 324,76 216 036 501,90 292 284 679,05 368 532 856,19 444 629 425,00 520 851 612,14 3 368,33 3 798,33 4 228,33
Остаточная стоимость основных средств: 470 146 402,38 393 898 225,24 317 650 048,10 241 401 870,95 165 153 693,81 88 927 175,00 12 704 987,86 931,67 501,67 71,67
Оборудование 470 146 402,38 393 898 225,24 317 650 048,10 241 401 870,95 165 153 693,81 88 927 175,00 12 704 987,86 931,67 501,67 71,67
СУММАРНЫЙ АКТИВ 517 105 385,73 899 392 253,72 749 182 986,66 610 494 200,98 567 466 445,22 511 863 586,68 621 483 680,14 732 215 946,63 836 018 548,96 910 042 079,94 916 464 115,61
Отсроченные налоговые платежи 746 085,08 132 291,15 5 874 077,75 8 391 492,43 6 493 707,47 5 251 501,05 6 940 555,02 10 922 070,24 8 435 474,95 5 452 876,45 2 465 728,28
Краткосрочные займы 123 286,76 63 242 667,97 248 780 511,10 105 941 196,32 105 941 196,32 65 533 641,78 46 429 080,88 24 157 058,82
Суммарные краткосрочные обязательства 869 371,84 63 374 959,12 254 654 588,85 114 332 688,76 112 434 903,79 70 785 142,83 53 369 635,90 35 079 129,06 8 435 474,95 5 452 876,45 2 465 728,28
Долгосрочные займы 121 660 213,24 665 315 963,50 385 098 264,44 269 526 050,27 153 953 836,10 78 789 176,47 27 780 022,06 833 823,53
Добавочный капитал 545 621 774,00 545 621 774,00 545 621 774,00 545 621 774,00 545 621 774,00 545 621 774,00 545 621 774,00 545 621 774,00 545 621 774,00 545 621 774,00 545 621 774,00
Нераспределенная прибыль –151 045 973,34 –374 920 442,90 –436 191 640,63 –318 986 312,04 –244 544 068,67 –183 332 506,62 –5 287 751,83 150 681 220,04 281 961 300,01 358 967 429,49 368 376 613,33
Суммарный собственный капитал 394 575 800,66 170 701 331,10 109 430 133,37 226 635 461,96 301 077 705,33 362 289 267,38 540 334 022,17 696 302 994,04 827 583 074,01 904 589 203,49 913 998 387,33
СУММАРНЫЙ ПАССИВ 517 105 385,73 899 392 253,72 749 182 986,66 610 494 200,98 567 466 445,22 511 863 586,68 621 483 680,14 732 215 946,63 836 018 548,96 910 042 079,94 916 464 115,61

Таблица 20. Финансовые показатели

Строка 3-12.2000 2001 год 2002 год 2003 год 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год
Коэффициент текущей ликвидности (CR), % 5 149,87 2 279,43 213,12 247,12 340,97 426,93 891,58 1 510,97 4 626,70 16 989,29 50 993,94
Коэффициент срочной ликвидности (QR), % 3 557,22 2 246,53 209,77 241,06 333,44 418,10 875,60 1 490,53 4 574,11 16 822,16 50 546,87
Чистый оборотный капитал (NWC), руб. 15 648 279,88 326 983 182,79 261 556 277,70 211 214 097,18 269 617 453,62 313 340 952,20 456 709 824,71 628 655 997,38 765 844 319,75 868 803 216,97 909 623 438,35
Чистый оборотный капитал (NWC), EUR 549 062,45 11 473 094,13 9 177 413,25 7 411 020,95 9 460 261,53 10 994 419,38 16 024 906,13 22 058 105,17 26 871 730,52 30 484 323,40 31 916 611,87
Коэфф. оборачиваем. запасов (ST) 9,25 11,43 10,89 10,74 12,21 12,05 11,74 11,25 10,89
Коэфф. оборачиваем. рабочего капитала (NCT) 1,80 3,10 2,24 1,91 1,62 1,15 0,90 0,73 0,63
Коэфф. оборачиваем. основных средств (FAT) 1,34 2,37 3,02 4,83 15,55 1 361,58 983 112,88 2 366 651,48 191 698 769,80
Коэфф. оборачиваем. активов (TAT) 0,56 1,04 1,04 1,12 1,32 1,07 0,88 0,73 0,63
Суммарные обязательства к активам (TD/TA), % 10,01 62,89 84,13 73,85 54,82 37,96 19,09 8,24 2,16 0,59 0,20
Долгоср. обязат. к активам (LTD/TA), % 9,95 60,94 56,78 51,10 35,58 19,98 8,82 1,63 0,00 0,00 0,00
Долгоср. обязат. к внеоборотн. акт. (LTD/FA), % 10,27 109,54 136,14 116,70 103,41 85,99 104,09 2 068,21 0,00 0,00 0,00
Суммарные обязательства к собств. кап. (TD/EQ), % 11,12 169,44 530,32 282,35 121,32 61,19 23,59 8,98 2,21 0,59 0,20
Коэффициент покрытия процентов (TIE), раз –96,70 –29,58 –40,23 –41,20 –43,11 –32,17 12,59 54,60
Коэфф. рентабельности валовой прибыли (GPM), % 84,82 84,82 84,81 84,81 84,80 84,80 84,79 84,79 84,79
Коэфф. рентабельности операц. прибыли (OPM), % –1 046,57 –696,61 –561,47 –430,98 –147,18 28,22 25,29 15,93 2,16
Коэфф. рентабельности чистой прибыли (NPM), % –1 046,57 –696,61 –561,47 –430,98 –147,18 20,86 19,11 12,11 1,64
Рентабельность оборотных активов (RCA), % –6 199,98 –910,69 –1 002,10 –1 287,18 –889,62 –630,30 –211,96 22,38 16,77 8,81 1,03
Рентабельность внеоборотных активов (RFA), % –198,38 –726,24 –1 400,48 –1 652,50 –1 696,11 –2 082,21 –2 288,70 28 406,49 18 787 846,86 28 653 443,53 315 098 249,19
Рентабельность инвестиций (ROI), % –192,23 –404,04 –584,13 –723,57 –583,55 –483,84 –193,99 22,36 16,77 8,81 1,03
Рентабельность собственного капитала (ROE), % –213,61 –1 088,64 –3 681,88 –2 766,56 –1 291,48 –779,89 –239,76 24,37 17,14 8,86 1,03

Результаты расчета интегральных показателей на планируемый период приведен в таблице 21.

Таблица 21. Результаты расчета интегральных показателей.

Показатель Рубли Евро
Ставка дисконтирования 10,00 % 10,00 %
Период окупаемости 51 мес 51 мес
Дисконтированный период окупаемости 57 мес 57 мес
Средняя норма рентабельности 41,79 % 41,79 %
Чистый приведенный доход 446 201 687 15 656 200
Индекс прибыльности 2,84 2,84
Внутренняя норма рентабельности 40,14 % 40,14 %
Модифицированная внутренняя норма рентабельности 20,04 % 20,04 %
Длительность 5,76 лет 5,76 лет

Период расчета интегральных показателей - 130 мес.

Эффективность бизнеса и возможные перспективы

Для поддержания конкурентоспособности и дальнейшего развития на предприятии разработан проект по созданию нового перспективного семейства РН.

Семейство РН «Р1» охватывает ракеты-носители от легкого класса с грузоподъемностью на низких орбитах от 1,7 до 3,7 тонн до тяжелого с грузоподъемностью до 28,5 тонн. Ракеты состоят из модулей, ряд из которых являются универсальными, т.е. могут быть использованы на любой РН семейства.

Один такой модуль является первой ступенью ракет-носителей легкого класса «Р1.1» и «Р1.2», которые различаются типами вторых ступеней.

Ракеты-носители среднего и тяжелого классов «Р1.3» и «Р1.4» образованы добавлением к ракете-носителю «Р1.2» соответственно двух или четырех универсальных модулей.

В основу этих РН положен универсальный ракетный модуль с двигателем РД – *** (номинальная тяга у Земли до 196 тс), работающий на компонентах «керосин + жидкий кислород». Использование этих жидко-топливных двигателей позволяет уменьшить вредное воздействие на экологию планеты.

В НПО хххххххххх уже успешно проведены первые огневые испытания этого двигателя. Причем, при его разработке, в основу сразу же был положен принцип многоразового использования.

В зависимости от конкретных задач предусмотрено использование на этих носителях разгонного блока «РБ1» и кислородно-водородного разгонного блока (КВРБ).

Разработка РН «Р1» базируется на максимальном заимствовании конструкторско-технологических решений, успешно опробованных на РН «Р», орбитальных станциях «ОС1», «ОС2», космических модулях «КМ1», «КМ2», разгонных блоках «РБ1», «РБ2» и др.

Семейство РН «Р1» будет уверенно конкурировать на мировом рынке по техническим показателям за счет использования нового поколения более совершенных и экологичных двигателей, новых более прочных и легких материалов, электронных систем управления, широкой унификации конструктивных элементов, а также по своим стоимостным показателям.

В отличии от РН «Р», в конструкциях жидкостных топливных баков РН «Р1» отсутствуют промежуточные шпангоуты, что значительно сокращает объем механической обработки.

Межбаковый отсек, промежуточный отсек, хвостовой отсек хвостовая проставка представляют собой сборно-клепаные конструкции, изготавливаемые по типовым технологическим схемам сборки.

Разрабатываемое семейство ракет-носителей «Р1» имеет множество преимуществ, в сравнении с РН компаний конкурентов, и позволит лидировать на мировом рынке космических пусковых услуг, в том числе по максимальной массе полезной нагрузки выводимой на различные орбиты. К достоинствам также можно отнести относительно невысокую стоимость пакета пусковой услуги и высокую надежность.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 34.71%
  • Подумываю об этом 27.27%
  • Нет, пока никаких перемен 28.1%
  • Это секрет! 9.92%
результаты

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль