Почему госзакупки малоэффективны

984
Сулейманов Зелим
CEO PrECA
Недавно я принял участие в форуме по госзакупкам, где чувствовал себя настоящим инопланетянином – настолько чуждыми казались мне обсуждаемые темы и высказанные идеи. У меня сложилось впечатление, что основная цель в госзакупках – не закупить эффективно, а соблюсти бюрократические процедуры, придуманные не сильно подкованными в практике людьми, чтобы имитировать конкурентную борьбу.

Почему госзакупки малоэффективны

Зелим Сулейманов, CEO компании PrECA


25-го марта я поучаствовал в конференции, где обсуждались как закупки для госкомпаний, так и корпоративные закупки. Обычно я не пишу о госзакупках, но в данном случае хочу поделиться мнениями и проблемами, которые поднимались в ходе форума.

Проблема госзакупок - единственный поставщик. Согласно докладу Минэкономразвития РФ «О результатах мониторинга применения Федерального закона №223» в 2015-м году среднее количество подаваемых заявок в 2015-м году составило всего 1,2!

В закупках, регулируемых 44-ФЗ должно участвовать минимум 2-3 поставщика, иначе закупка признается несостоявшейся и договор заключается с единственным поставщиком. Ввиду установок на борьбу с закупками у единственного поставщика субъекты 44-ФЗ всячески пытаются стимулировать поставщиков подавать заявки на закупки, как результат – по 44-ФЗ в среднем участвует ровно 3 компании.

По моей практике при закупках у единственного поставщика из-за отсутствия конкуренции стоимость завышается минимум на 10-15%. Согласно данным Минэкономразвития в 2015 году сумма госзакупок у единственного поставщика составила 1,14 триллиона, значит затраты завышены минимум на 114-171 млрд рублей.

Минэкономразвития пытается увеличить среднее количество поставщиков в тендерах, однако, у ведомства для этого не хватает административного ресурса. Как-никак, 44% совокупных затрат на госзакупки в 2015 году реализованы по процедуре с участием единственного поставщика благодаря решениям правительства и президента.

Даже когда закупка проводится на электронной торговой площадке госзакупок, эффект оказывается незначительным: снизить цену удается всего на 3-5% от начально объявленной. Электронные торговые площадки (ЭТП) не становятся помехой злоупотреблениям. Отличие закупок, регулируемых законодательно от коммерческих в том, что в регулируемых компаниях большая часть работы должна проводиться ДО закупки ввиду того, что влияние компании на свои требования (в части ТЗ, договора и т. д.) в ходе закупки весьма ограничено. Но реально проводится она или нет и насколько качественно – узнать невозможно. Объявление начальной (максимальной) цены, на которую заказчик готов заключить договор, еще один спорный момент с точки зрения эффективности регулируемых закупок.

Еще одна проблема госзакупок – излишний акцент на стоимости закупки. Дело в том, что регуляторы стимулируют заказчика выбирать самого дешевого поставщика. В результате страдает качество, и в итоге государство переплачивает дважды, а то и трижды! Пример от одной из участниц конференции, Жанны Баландиной: «Государство проводит закупку для муниципальных учреждений. Например, ремонт в больнице, работы по электрике. А там много лет действует принцип «берем самое низкое предложение». В результате побеждает компания, предложившая цену, за которую не то что ремонт не сделаешь, а до больницы, в которой его нужно сделать, не доедешь!».

Красной нитью сквозь дискуссии форума проходила тема категоризации. По словам многих выступавших, категоризации фактически нет, а та что есть – никуда не годится. Этим, конечно, пользуются недобросовестные заказчики, которым достаточно обозвать компьютеры металлоизделиями, чтобы потенциальный поставщик не смог обнаружить их в перечне размещенных закупок. Кроме того, отмечалось, что:

  • текущая категоризация, которую используют ЭТП, ориентирована на устаревшие советские ГОСТы и не учитывает нужды коммерческих предприятий;
  • в разных подразделениях одной и той же компании нередко используют разные типы категоризации, лишая таким образом предприятие возможности собрать всю потребность воедино и на этом хорошо сэкономить. Пример – «Россети», у которой все МРСК (межрегиональные распределительные сетевые компании) по факту независимы, и каждая использует свой тип категоризации. Разумеется, в такой ситуации не может идти речи о консолидации объемов при переговорах и получении дополнительных скидок для всех МРСК, хотя для этого есть все основания;
  • отсутствуют стандарты по категоризации для отраслей. В каждой отрасли (например, металлургии) используется собственная категоризация. Есть справочники ОКВЭД и ОКПД2 в которых некоторые категории описаны очень широко, нет общих правил как привязывать предмет закупки/договора к какому-то коду. В справочниках есть пересекающиеся категории, и одни заказчики используют одни коды, другие. В предмет закупки может входить масса всего, при этом в плане закупки и в плане закупки можно указать только один код. Еще одна большая проблема – название одного и того же товара 100500 способами, что крайне усложняет жизнь поставщикам и покупателям, снижает вероятность их встречи на рынке и продуктивной работы.

Минэкономразвития РФ отвечает за работу над развитием 44-ФЗ и 223-ФЗ, но имеет ограниченный опыт в части закупок для коммерческих компаний. В результате снижается эффективность госкомпаний, которые по роду деятельности являются коммерческими. Ввиду того, что 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в части, относящейся к закупкам) и 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» очень рамочные, то ФАС РФ толкует законы по-своему, причем не всегда предсказуемо, что создает дополнительные «серые зоны» и возможности для злоупотреблений.

Серьезная проблема госзакупок– базы поставщиков. Многие участники конференции жаловались на отсутствие в механизмах ЭТП предквалификации и рейтинга компаний, в результате чего в пул поставщиков попадают все, кому не лень. Этому есть причина и, возможно, дело вовсе не в ЭТП. В Положении о закупках многих заказчиков нет такого процесса как предквалификация. По факту в стране действует презумпция добросовестности поставщика, подкрепленная широко используемыми по 44-ФЗ и 223-ФЗ механизмами обеспечения заявок и исполнения договоров. В итоге ФАС крайне негативно смотрит на предварительные отборы, реестры поставщиков и допуски к участию на основе опыта.

Большинство электронных торговых площадок госзакупок работают в отрыве от мирового опыта. Хуже того, они умудряются этим гордиться! Некоторые выступавшие на полном серьезе утверждали, будто «Запад от нас отстал» и «Мы были в Южной Корее, и ничего подобного там не видели». Понятно, что такие заявления прозвучали самодовольно и глупо, из-за чего вызвали неодобрение зала. По факту нигде в мире столь широко ЭТП не используются для того, для чего они используются в РФ. А в рейтинге инструментов для автоматизации закупок, который ежегодно составляет аналитическая компания Гартнер, нет ни одного представителя российских ЭТП. Каким образом подтверждается лидерство?

Явно назрела необходимость создать единый независимый рейтинг ЭТП. Процитирую одного из участников: «У каждой площадки есть свой рейтинг, по которому эта площадка – номер один на рынке».

Говоря о госзакупках 2016, на дискуссионных площадках много обсуждали прозрачность, автоматизацию P2P-цикла и трендах в закупках, однако не упомянули ни один из общемировых трендов. Между тем, основные глобальные тренды в закупках на сегодняшний день это использование технологий: мобильных приложений, облачных систем, «больших данных» и социальных сетей для обмена информацией (Nexus of Forces). Вот вам и наглядное подтверждение того, что мы с миром пока что идем в разных направлениях. В России тренд – максимально разнести поставщика и покупателя и формализовать коммуникации.

Одна и та же компания может использовать несколько ЭТП или не пользоваться ни одной. Что, конечно, нарушает принцип «единого окна». Некоторые компании, такие как Газпром, Роснефть или TНK-BP, предпочитают собственные площадки: тратят кучу денег на команды поддержки с бесчисленными консультантами и технарями. Зато все свое, хозяйское, что ввиду отсутствия общественно открытого аудита добросовестности площадки вызывает вопросы.

Некоторые участники дискуссии неодобрительно высказались по поводу изобилия электронных площадок: в России сегодня работают больше сотни ЭТП. Понятно, что крупнейшие пять площадок охватывают 80% торгового оборота. Однако руководители именно этих ЭТП отчего-то больше всех говорили о «законе об ЭТП» и «наведении порядка в целях отсечения недобросовестных участников рынка». Иначе «каждый школьник создает ЭТП, а добросовестные поставщики услуги страдают». Когда я услышал призыв установить «социально ответственный и экологичный фильтр», то как пользователь высказался против. Такого рода фильтры приведут к ограничению конкуренции и, следовательно, повышению стоимости услуг. С другой стороны, проблема в том, что тысячи площадок усложняют доступ к закупкам малого бизнеса – нужно регистрироваться на массе площадок, вносить деньги на счет для того, чтобы иметь возможность оперативно блокировать обеспечение заявок. Возможно, разумное регулирование этой отрасли и имеет смысл.

Государство вынуждает корпорации закупать у малого и среднего бизнеса, но проку от этого мало. Крупные компании дробят свою структуру, заказчик покупает у якобы «малого предприятия», но деньги отправляются в карман все той же крупной компании. Сама идея заставить бизнес покупать у малых предприятий нежизнеспособна: крупные игроки всегда найдут обходные пути. Вместо этого стоило бы поддерживать малые и средние предприятия кредитами, снижать административную и налоговую нагрузку, возможно, приватизировать госкомпании – тогда они сами начнут покупать у малого бизнеса (если это будет им выгодно, разумеется). Я поинтересовался у представителя ФАС, что сейчас делается в этом направлении, однако никакой конкретики в ответ не услышал. Видимо, не делается ничего.

Общая жалоба – ФЗ-44 не гибкий, в отличие от более гибкого ФЗ-223. Нужно распространить правила и принципы федерального закона № 223 на ФЗ-44. При регулировании закупок госкомпаний регулятору нужно помнить, что это всё-таки бизнес, хотя и частично или полностью принадлежащий государству. Не стоит подходить к регулированию его закупок с директивными подходами.

Ведущий одной из сессий заявил: «Следующим магистральным вектором развития является интеграция ERP систем с ЭТП». Я попросил участника панельной дискуссии, руководителя ЭТП Газпромбанка, поделиться успешным кейсом интеграции, но тот не смог вспомнить ни одного примера.

Хорошие новости – государство пока что не собирается регулировать закупки частных компаний. Конечно, есть поползновения и в эту сторону: власти надеются со временем обязать частников покупать больше у малого бизнеса. Но пока не знают, как подступиться к этой задаче. Надеюсь, до реализации руки у них дойдут не скоро, иначе всем нам усложнят работу.

На обсуждениях по госзакупкам 2016 я чувствовал себя инопланетянином – настолько чуждыми казались мне обсуждаемые темы и высказанные идеи. Основная цель в госзакупках – не закупить эффективно, а соблюсти бюрократические процедуры, придуманные не сильно подкованными в практике людьми, чтобы имитировать конкурентную борьбу. Поэтому в центре внимания чаще оказывались технические стороны проведения закупок и порядок отбора поставщиков. А крайне важные для закупок темы – такие как оптимизация процессов, управление категориями, оценка и развитие поставщиков, практически не обсуждались. Все-таки, госзакупки и коммерческие закупки в России – два разных мира. Хотелось бы, чтобы Минэкономразвития РФ прислушивалось к мнению субъектов законов 44-ФЗ и 223-ФЗ и вносило изменения на основе лучших практик, показавших свою эффективность в коммерческих закупках.

А что вы думаете про госзакупки?



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль