Бизнес-план строительства мини-НПЗ производительностью 250 тыс. т/год по сырой нефти

54
Наименование проекта: Строительство мини-НПЗ производительностью 250 000 т/год по сырой нефти в г. Кызылорда. Миссия: Удовлетворение потребностей региона в моторном и котельном топливах. Цель проекта: Организация производства автомобильных бензинов А-92 — А-95, дизельного топлива и топочного мазута, оказание транспортных услуг

1. Резюме

Инициатор проекта: ТОО «Шамшырак-Кызылорда»

Наименование проекта: Строительство мини-НПЗ производительностью 250 000 т/год по сырой нефти в г. Кызылорда

Миссия: Удовлетворение потребностей региона в моторном и котельном топливах.

Цель проекта: Организация производства автомобильных бензинов А-92 — А-95, дизельного топлива

и топочного мазута, оказание транспортных услуг

Требуемый объем инвестиций: 18 млн. долларов США.

Для реализации проекта планируется привлечение инвестиционного кредита на условиях поэтапного погашения.

Участники проекта

ТОО «Шамшырак-Кызылорда» – руководство строительством завода, постав ки сырья, производство моторных и котельного топлива, реализация продукции и оказание транспортных услуг потребителям;

Контактная информация: Республика Казахстан, г. Кызылорда,

микрорайон «Саулет», д. 9, кв. 14.
Тел. (32422) 3-69-57, (324) 905-73-37.
E-mail: shamshirak-korda@mail.kz

Директор: Махмутов З.

«Северодонецкий ОРГХИМ» — подбор поставщиков оборудования, консультационные и агентские услуги, инженерное сопровождение проекта.

«Северодонецкий ОРГХИМ» — единственная в СНГ компания, оказывающая комплексные инжиниринговые услуги по оборудованию, технологиям, КИП и А, АСУ ТП, электрическому и теплоэнергетическому оборудованию, водоподготовке и водоочистке, системам промышленной вентиляции и аспирации, а также выполняет инженерную подготовку к пуску, пуск и ввод в эксплуатацию производств и объектов химической, нефтехимической, нефтегазоперерабатывающей и др. отраслей промышленности.

За более чем 40-летнюю историю существования компании, нашими специалистами введено в действие свыше 500 объектов нефтегазоперерабатывающей, химической, нефтехимической и других отраслей промышленности на территории бывшего СССР и за рубежом: в Афганистане, Болгарии, Венгрии, Германии, Китае, Кубе, Северной Корее, Кипре.

С 1994 по 2002 гг. компания принимала участие в строительстве и реконструкции более 40 объектов нефтегазовой отрасли, в том числе в строительстве мини-НПЗ производительностью 20-400 тыс. т/год в городах Шебелинка (Украина), Стрежевой, Когалым, Витим, Таас-Юрях, Сосногорск, Нижневартовск, Махачкала, Ванино (Российская Федерация), Аксай (Республика Казахстан).

«Северодонецкий ОРГХИМ» имеет представительство в Киеве, филиалы в Москве (РФ) и Уральске (Республика Казахстан).

Контактная информация : 93409, Украина, Луганская область,

г. Северодонецк, Гвардейский проспект, 32

Телефон: (38 06452) 351-98, 285-25

Факс: (38 06452) 351-98, 285-19

E-mail: market@orghim.lg.ua

URL: http://www.orghim.lg.ua

Генеральный директор: Кошовец Н. В.

«Энергософин» — предпроектные и проектные работы, поставка основного технологического оборудования и оборудования общезаводского хозяйства.

ЗАО СП «Энергософин» — российско-финское совместное предприятие,

образованное в 1989 г., специализируется на конструировании и поставке

систем, относящихся к энергетике и энерготехнологии. «Энергософин» совместно с ОАО «Белэнергомаш» имеют богатый опыт работы на рынке энергооборудования и с 1995 г. выполнили поставку более 10 малотоннажных установок переработки углеводородного сырья различной мощности.

Контактная информация: 308800, РФ, г. Белгород, пр. Богдана Хмельницкого 111

Тел. (0722) 27-87-31;

Факс: (0722) 27-98-56

E-mail: energosofin@belgtts.ru

URL: http://www.energosofin.ru

Директор по продажам: Чумаков Ю.В.

Финансовое резюме

Для реализации проекта планируется привлечение инвестиций в размере 18 млн. долларов США.

Расходы распределяются по следующим статьям:

Технологическое оборудование 7 495 тыс. $;

Объекты общезаводского хозяйства 4 850 тыс. $;

Автомобили 953 тыс. $ .

Проектные и строительно-монтажные работы 1 400 тыс. $;

Инженерное обеспечение строительства 665 тыс. $;

Прочие основные производственные

фонды 850 тыс. $ ;

Оборотные средства 1 033,9 тыс. $;

Прочие расходы 753,1 тыс. $ .

Эффективность инвестиций:

- срок окупаемости инвестиций — 44 месяца;

- срок возврата инвестиционного кредита — 5,5 года;

- рентабельность проекта — 35,2%;

- чистая прибыль за год — 691,78 тыс. $.

2. Описание продукции

Потенциальным покупателям предлагаются следующие нефтепродукты:

Наименование Средняя оптовая цена, $/т
1. Автомобильный бензин
АИ-92 – АИ-95 ГОСТ 2084-77
210
2. Дизельное топливо летнее
ГОСТ 305-82
130
3. Топочный мазут М-100
ГОСТ 10585-75
60

Цены указаны по состоянию на 1.04.2002 г.

Автомобильный бензин является топливом для легковых и грузовых автомобилей с карбюраторными двигателями, находящихся в собственности автотранспортных и сельскохозяйственных предприятий, а также в частной собственности граждан.

Дизельное топливо необходимо для работы почти всех видов сельскохозяйственной техники. Кроме этого, дизтопливо является горючим для ряда легковых и большегрузных автомобилей: все модификации автомобилей КАМАЗ, МАЗ, Краз и др.; автобусов Икарус, Мерседес-Бенц, Ман и т.д.

Характеризуя жизненный цикл таких товаров, как моторное и котельное топлива, необходимо отметить их принципиальное отличие от всех других товаров производственно-технического назначения. Жизненный цикл этих энергоносителей составляет десятки лет и зависит от тенденций развития автомобилестроения и энергетической отрасли.

С момента выпуска первых серийных автомобилей и по настоящее время (т.е. на протяжении почти 100 лет) отмечается непрерывное увеличение численности автомобилей во всех странах мира. Соответственно увеличивается потребность в моторных топливах. Развитие парка автомобилей предъявляет повышенные требования к качеству моторных топлив, в первую очередь — к качеству автомобильных бензинов. Современные двигатели, работающие на бензине, требуют от топлива все более высоких антидетонационных свойств. Поэтому за последние 30 лет перестали выпускаться бензины марок А-66 и А-72. Автомобильный бензин марки А-76 используется в грузовых автомобилях устаревших моделей и в небольшом количестве легковых автомобилей. В большинстве современных легковых автомобилей используются бензины марок АИ-92 – АИ-95.

Еще одной тенденцией парка автомобилей является увеличение количества автомобилей, использующих дизтопливо. Автомобильная промышленность ведущих стран мира увеличивает долю выпускаемых автомобилей с дизельными двигателями в общем объеме производства.

Что касается рынка мазута, то его производство ориентировано в основном на потребности котельных и ТЭЦ.

Учитывая специфику региона, основными покупателями предлагаемых нефтепродуктов являются сельскохозяйственные и автотранспортные предприятия, а также предприятия тепло- и энергоснабжения. Спрос на моторные топлива имеет ярко выраженный сезонный характер. Пики спроса приходятся на период с февраля по октябрь месяц. Это обусловлено временем проведения полевых работ и перевозки урожая, а также временем получения выручки предприятиями сельского хозяйства за произведенную продукцию.

Пик спроса и потребления топочного мазута занимает период времени с октября по март месяц, соответствующий отопительному сезону.

Беря во внимание рост потребления энергоресурсов предприятиями промышленности и сельского хозяйства, можно утверждать, что рынок моторного и котельного топлив является растущим.

Предлагаемые моторные топлива будут выгодно отличаться от аналогичных, предлагаемых предприятиями нефтепродуктообеспечения, тем , что их поставка может осуществляться как крупными, так и мелкими партиями и практически немедленно.

В настоящее время из-за отсутствия оборотных средств предприятия практически не создают запасов горюче-смазочных материалов и зачастую испытывают их нехватку. Учитывая планируемые объемы производства нефтепродуктов ТОО «Шамшырак-Кызылорда» и все вышесказанное, маловероятно затоваривание складов производителя в течении всего года.

Основное конкурентное преимущество описываемого товара заключается в том, что за счет низких издержек производства и непосредственного контакта с потребителями (минуя посредников), обеспечиваются низкая себестоимость и высокая прибыльность производства, что позволяет держать уровень цен на 3-5% ниже, чем средние цены конкурентов, при высоком качестве, обеспечиваемом передовой технологией переработки сырья.

Весьма важным является и то, что технология производства не предусматривает применения для производства автомобильных бензинов компонентов, содержащих свинец. Базовым компонентом для выработки высокооктановых бензинов являются бензины каталитического риформинга. Бензины каталитического риформинга характеризуются низким содержанием серы, в их составе практически отсутствуют олефины, поэтому они высокостабильны при хранении. Получаемый автомобильный бензин является экологически чистым, его использование снижает нагрузку на экологию региона по сравнению с этилированными бензинами.

3. Рынок сбыта и конкуренция

Проблемы со снабжением регионов Республики Казахстан горюче-смазочными материалами с завидной периодичностью возникают из года в год: растут цены, во время уборочной страды сельхозпроизводители испытывают недостаток в ГСМ, в связи с нестабильными ценами на мазут во многих регионах возникают перебои с теплоснабжением. Один из возможных путей решения этих проблем – строительство мини-НПЗ в непосредственной близости от месторождений и крупных потребителей нефтепродуктов. Подобная практика получила широкое распространение в мире и есть все основания для применения имеющегося опыта в рассматриваемом регионе – Кызылординской области.

Потребность сельскохозяйственных предприятий Кызылординской области в моторных топливах составляет: автомобильный бензин – 15 000 тонн в год, дизельное топливо – 70 000 тонн в год.

Основными потребителями топочного мазута в г. Кызылорда являются ОАО «ТЭЦ» и АО «КМРТЦ», годовая потребность составляет 244 тысячи тонн, потребность в светлых нефтепродуктах предприятий области оценивается в 210 тысяч тонн в год.

Таблица 3.1. Емкость рынка топлива в Кызылординской области

Наименование

тыс. тонн в год

млн. $ в год

1. Автомобильный бензин 150 31,5
2. Дизельное топливо 300 39,0
3. Топочный мазут 500 30,0

Планируемое количество мазута, производимого ТОО «Шамшырак-Кызылорда» – 119,76 тыс. т в год составляет 24% потребности рынка области. Планируемое количество вырабатываемого бензина А-92 – А-95 – 52,9 тыс. т в год составляет 35% потребности и дизтоплива – 75 тыс. т составляет 25% потребности региона.

Степень насыщенности рынка моторных топлив в Кызылординской области по разным оценкам составляет от 50 до 70%. Это обусловлено отсутствием на территории области мощной нефтеперерабатывающей промышленности.

В настоящее время основные поставки бензина и дизельного топлива в Кызылординскую область и г. Кызылорду осуществляет ОАО «Шымкентнефтеоргсинтез» (ШНОС), хозяином которого является ОАО «Харрикейн Кумколь Мунай». Это предприятие следует рассматривать в качестве основного конкурента, формирующего и поддерживающего определенный уровень цен на рынке нефтепродуктов.

Кроме того, на рынке нефтепродуктов действуют более мелкие оптовики, поставляющие партии ГСМ с НПЗ Казахстана и РФ, в основном для АЗС и предприятий сельского хозяйства.

При этом следует заметить, что ОАО «ШНОС» производит в основном бензин марки А-76 (А-80), доля высокооктановых бензинов в объеме его производства невелика. Необходимо также учитывать то, что данное предприятие обслуживает 7 областей Казахстана. Доля же российского импорта в данный регион незначительна, в основном из-за достаточно большой удаленности от границы РФ, и возрастает только в периоды резких рыночных колебаний (как, например, нарушение баланса обменных курсов тенге и рубля в период кризиса 1998 г.).

Небольшие фирмы-перепродавцы, не имеющие условий для хранения ГСМ, реализуют свой товар по несколько меньшим ценам. Условия поставки ГСМ в таких случаях отличаются значительными объемами одной партии в 300–600 тонн и более и требуют некоторого времени (1-3 недели) на согласование условий договора и доставку. У потребителей ГСМ редко встречается достаточное количество емкостей для слива таких партий и приходится прибегать к услугам нефтебаз, что приводит к удорожанию нефтепродуктов на 5-10% от покупной цены.

Стоимость топлива в себестоимости автоперевозок и продукции предприятий сельского хозяйства занимает 15-20%, т.е. является одним из основных составляющих эффективности производства.

Ввиду роста объемов промышленного производства как по стране в целом, так и по региону в частности, можно прогнозировать увеличение потребностей региона в моторных и котельных топливах.

Ситуация с насыщением рынка нефтепродуктов может измениться в лучшую сторону после ввода в эксплуатацию мини-НПЗ ТОО «Шамшырак-Кызылорда».

Основными покупателями нефтепродуктов, производимых заводом, будут:

  • коммунальное хозяйство г. Кызылорда в лице департамента ЖКХ акимата Кызылординской области;
  • Кызылординский промышленно-сельскохозяйственный комплекс;
  • «Казахмыс» (г. Жезказган) – крупный комплекс по производству меди;
  • космодром Байконур.

Заключение договоров о плановых поставках нефтепродуктов ТОО «Шамшырак-Кызылорда»» с предприятиями будет весьма выгодным для последних ввиду оперативности доставки, плановости и сравнительно невысокой цены на ГСМ. Кроме постоянных покупателей мазута (ОАО «ТЭЦ» и АО «КРМТЦ»), договора о плановых поставках в течении календарного года могут быть заключены с 3-4 крупными сельскохозяйственными автотранспортными предприятиями на 50% объема производимых моторных топлив.

Поставки топлива предприятиям агропромышленного комплекса на постоянной основе от местного производителя помогут повысить ритмичность завоза ГСМ, снизить себестоимость сельхозпродукции и повысить их прибыльность.

Снижение себестоимости транспортной работы АТП также благоприятно отразится на результатах их финансовой деятельности.

Предприятий, действующих на рынке нефтепродуктов в регионе, немного и всех их нужно считать конкурентами. При этом необходимо учесть, что мини-НПЗ ТОО «Шамшырак-Кызылорда» ориентирован на производство высокооктановых бензинов, в которых на рынке региона, при тенденции к устойчивому росту потребности, ощущается определенный недостаток.

Участники рынка ГСМ применяют в основном адресные продажи, так как число потенциальных покупателей ограничено. По этой причине реклама, как способ продвижения товара, применяется редко.

Цена на ГСМ, несомненно, является предметом конкуренции, но уровень цен в меньшей степени зависит от ситуации с поставками нефтепродуктов в Кызылординской области, нежели от различных внешних причин.

Так, например, влияние на уровень цен на дизельное топливо и мазут оказывает сезонность спроса (в зависимости от сезона стоимость тонны мазута колеблется от 55 до 130 долларов США).

Другим примером может служить резкое снижение цен на моторные топлива в 2001 г., когда постановлением Правительства РК акцизы на импортируемый бензин были снижены с 80 евро до 31 евро за тонну, а также в феврале нынешнего года, когда снижение цен на нефтепродукты в России привело к резкому увеличению их экспорта в Казахстан и перенасыщению рынка.

Учитывая относительно невысокую себестоимость производимой продукции, ТОО «Шамшырак-Кызылорда» выдержит ценовую конкуренцию, оперативно обеспечивая своих клиентов нефтепродуктами.

4. Стратегия маркетинга

Исходя из стратегических соображений, основной задачей фирмы является освоение 25% рынка светлых нефтепродуктов и 24% рынка мазута в Кызылординской области.

Успешное решение этой задачи позволит:

- быстро войти в конкурентную среду и завоевать свою долю рынка;

- создать положительный имидж предприятия как надежного партнера, учитывающего различные запросы потребителей;

- обеспечить в конечном итоге стабильный объем продаж и получить гарантированную прибыль.

Стратегия ценообразования предприятия заключается в точном отслеживании цен на аналогичные товары конкурентов и назначении своих цен с разницей 2-5% в зависимости от условий поставки.

Ориентироваться на цены конкурентов придется по следующим причинам.

ТОО «Шамшырак-Кызылорда», в соответствии со своими задачами в освоении рынка нефтепродуктов, не будет иметь возможности содержать штат высококвалифицированных маркетологов для оперативного анализа и прогнозирования рынка. С другой стороны, как уже отмечалось, цены на нефтепродукты находятся под влиянием внешних факторов, учитывать которые в полной мере могут только крупные поставщики, такие как, ОАО «ШНОС». Небольшой фирме удобно будет ориентироваться на цены поставщиков-монополистов, используя свои конкурентные преимущества.

Нефтепродукты в Кызылординскую область поступают в основном по железной дороге. Железнодорожные составы разгружаются на нефтебазах, а в районах, где нет нефтебаз — «с колес» из вагонов-цистерн в автобензовозы и далее в емкости потребителей. В тех же районах, где нет железнодорожного пути, доставка осуществляется автобензовозами с удаленных нефтебаз.

Таким образом, поставка нефтепродуктов из товарного парка мини-НПЗ ТОО «Шамшырак-Кызылорда»не изменит привычного способа доставки их потребителю.

Товарный парк ТОО «Шамшырак-Кызылорда» проектируется с расчетом на планомерную и ежедневную реализацию ГСМ на основе долгосрочных договоров. Максимальный запас нефтепродуктов на складе не должен превышать 85% емкости резервуаров.

Максимальная отгружаемая партия за один раз — 300 тонн, минимальная — 5 тонн. Оптимальная партия на светлые нефтепродукты — по емкости автобензовоза — 8 тонн или 10 м3. Вывоз планируется осуществлять собственным автотранспортом либо транспортом покупателя.

Топочный мазут отгружается железнодорожным транспортом, так как сливные сооружения на ТЭЦ предназначены только для вагонов-цистерн. Поэтому оптимальная партия мазута кратна вагонной норме и составляет 500 тонн.

Реализация продукции ТОО «Шамшырак-Кызылорда» осуществляется напрямую потребителю, минуя дилеров и посредников.

Для того, чтобы выгодно отличаться от конкурентов, ТОО «Шамшырак-Кызылорда» намерено применять поощрение продаж. Схема поощрения может выглядеть следующим образом:

- при предварительной оплате — скидка 2–3% от установленной цены;

- при оплате с отсрочкой до 15 дней — установленная цена;

При продвижении своей продукции на рынок фирма использует адресную продажу, которая заключается в выявлении потенциального покупателя, определении его потребности путем прямого контакта, проведении презентации товара, осуществлении разовой продажи или заключении договора о долгосрочных поставках.

ТОО «Шамшырак-Кызылорда» надеется создать имидж надежного партнера, стремящегося удовлетворить различные потребности клиента путем бесперебойной работы, четкой организации отгрузки нефтепродуктов и расчетов за них.

5. План производства

5.1. Технология

Процесс переработки нефти в моторное и котельное топлива в настоящем проекте основан на технологии ректификации углеводородного сырья при атмосферном давлении. Эта технология разработана в конце прошлого века и широко применяется до сегодняшнего дня.

Сегодня развитие нефтеперерабатывающей промышленности идет по пути увеличения мощности ректификационных установок, доходящей до 6–8 млн. тонн сырья в год. Такой подход обусловлен снижением себестоимости единицы продукции с увеличением производительности.

В то же время строятся и небольшие нефтеперерабатывающие установки мощностью всего 30–50 тыс. тонн сырья в год.

Хотя себестоимость продукции мини-НПЗ немного выше, имеется ряд преимуществ:

  • значительное сокращение сроков строительно-монтажных работ;
  • сокращение объемов инвестиций и сроков окупаемости;
  • меньшие потери от аварий и вынужденных простоев;
  • незначительная экологическая нагрузка региона;
  • простота транспортной развязки.

В настоящее время в Республике Казахстан мини-НПЗ не получили широкого распространения из-за дороговизны зарубежного оборудования и отсутствия серийного отечественного.

Проект строительства мини-НПЗ, предлагаемый ТОО «Шамшырак-Кызылорда»» предусматривает следующую концепцию производства нефтепродуктов:

  • использование классических технологий переработки нефти и оборудования российского производства;
  • низкая стоимость оборудования по сравнению с западными аналогами;
  • приближенность к источнику сырья, ориентация на конкретную нефть;
  • удовлетворение потребностей местных потребителей ГСМ;
  • автономность производства.

Результатом изучения и сравнительного анализа поставщиков технологического оборудования для мини-НПЗ является выбор в качестве основной технологии малотоннажной нефтеперерабатывающей установки УПН-250, описание которой дано в Приложении 1.

Поступающая нефть разгружается на сливо-наливной эстакаде, поз. 10 технологической схемы (рис. 5.1). Нефть поступает в блок ЭЛОУ, поз. 1, где освобождается от воды, солей и механических примесей. Перед подачей нефти на установку УПН-250, поз. 3, производится контроль параметров на соответствие нормативным требованиям.

Установка УПН-250 разделяет поступающее сырье на прямогонный бензин, фракцию дизельного топлива и мазут.

Так как качество дизельного топлива и мазута должно соответствовать нормативным требованиям на товарную продукцию, то из установки УПН-250 эти нефтепродукты после контроля качества направляются в товарные емкости 2, 7 и сразу могут быть отгружены потребителям.

Товарные емкости 2, предназначенные для хранения мазута, оборудованы паровыми регистрами для разогрева мазута при отгрузке.

При необходимости может отбираться керосиновая фракция, которая используется как компонент авиационного топлива или как уайт-спирит (растворитель для лакокрасочной промышленности).

Прямогонный бензин, поступающий с установки УПН-250, разделяется на две фракции. Фракция НК -90 ºС направляется в блок компаундирования, а фракция НК 90-180 ºС подается на установку каталитического риформинга, описание которой дано в Приложении 2. Полученный риформат смешивается с фракцией НК -90 ºС в блоке компаундирования, поз. 5, для получения автомобильных бензинов АИ-92 – АИ-95. Отгрузка бензина потребителю производится из товарных емкостей 8, 9 после контроля качества.

Отпуск светлых нефтепродуктов осуществляется с наливной эстакады для автотранспорта, поз. 11.

Поз. 12 отмечена операторная, в этом же здании расположены бытовые помещения, комната для охраны, бухгалтерия, лаборатория, ремонтная мастерская.

Рис. 5.1. Блок-схема мини-НПЗ

Бизнес-план  строительства мини-НПЗ производительностью 250 тыс. т/год по сырой нефти

1 – блок ЭЛОУ;
2 — товарные емкости мазута;
3 — установка УПН-250;
4 — установка каталитического риформинга;
5 — блок компаундирования;
6 – дренажная емкость;
7 — товарные емкости дизельного топлива;
8, 9 — товарные емкости бензина;
10 — сливо-наливная эстакада темных н/п;
11 — наливная эстакада светлых н/п.
12 — операторная;
КК — отбор сырья и продуктов для контроля качества.

Рис. 5.2. Схема производственных потоков

Бизнес-план  строительства мини-НПЗ производительностью 250 тыс. т/год по сырой нефти

Таблица 5.1. Товарный баланс завода

Наименование в сутки в год %
Поступает, т
Нефть сырая 757,6 250 008 100
Производится, т
Бензин А-92 – А-95 160,3 52 899 21,1
Дизельное топливо 227,3 75 009 30,0
Мазут 362,9 119757 47,9
Потери 7,1 2343 1,0

Мазут и дизельное топливо вырабатываются в полном объеме из нефти на установке УПН-250, автомобильный бензин А-92 – А-95 вырабатывается в блоке компаундирования из прямогонной бензиновой фракции НК -90 ºС и риформата, получаемого на установке каталитического риформинга.

5.2. Производственная база

Предполагаемое месторасположение мини-НПЗ — территория в южной промзоне на окраине г. Кызылорда.

Территория, отводимая для строительства завода, занимает 1,5 га и представляет собой ровную площадку, до настоящего времени не задействованную.

Инженерные сети отсутствуют. В наличии имеются подъездные пути для автотранспорта и железнодорожная ветка.

Технологический процесс переработки углеводородного сырья относится к пожаро- и взрывоопасным производствам из-за наличия огневого нагрева и легковоспламеняющихся продуктов переработки нефти.

Легкие продукты разгонки нефти являются токсичными, легковоспламеняющимися жидкостями, образующими взрывоопасные смеси с воздухом. Температура вспышки паров различных фракций, получаемых на установке, колеблется в пределах -50 — +230 ОС, температура самовоспламенения — от 270 до 530 ОС.

По пожарной опасности завод относится к производствам типа «А» по СНиП II-2-72. Класс помещений по правилам устройства электроустановок ПУЭ-76 — В-Iа, категория работ по ГОСТ 12.1.005-76 — Iб. Группа производственных процессов по санитарной характеристике СНиП II-92-76 — IIа.

Способ производства — непрерывный.

Избыточное давление в аппаратах установки — до 2,5 МПа.

Класс опасности веществ, применяемых в производственном процессе по ГОСТ 12.1.007-76 — 4, компоненты бензина — 3.

Таблица 5.2. Оборудование мини-НПЗ

№ п/п Наимнование Масса, тонн Ст-ть, тыс. $
1. Масса завода и стоимость поставки 1809.5 12 745
2. Проектные работы 400
3. Основное технологическое оборудование 7 495
3.1 Установка ЭЛОУ-АТ 330 2 495
3.2 Установка каталитического риформинга 200 5 000
Объекты общезаводского хозяйства 4 850
4. Оборудование товарно-сырьевого парка 400 515
5. Оборудование пожарного водоснабжения 140 325
6. Ёмкостное оборудование: промежуточные, аварийные, дренажные. 70 200
8. Здания из сборно-щитовых металлоконструкций (при отсутствии капитальных зданий) 200 425
9. Комплектующие для склада и ОЗХ
9.1 Насосное оборудование 5 65
9.2 Вентиляторы 5 35
9.3 Запорно-регулирующая арматура 20 225
9.4 Приобретение КИП и А 1.5 105
10. Лаборатория в блок- боксе 5 225
11. Изготовление АСУ ТП и силовых шкафов 10 325
12. Оборудование очистных сооружений 30 40
13. Трансформаторная подстанция 34 160
14. Приобретение теплообменного оборудования 80 460
15. Блочная котельная с химводоподготовкой 60 260
16. Блок компаундирования 30 160
17. Блок защелачивания 16 70
18. Сливо-наливная эстакада темных н/п 500
19. Наливная эстакада н/п 130
20. Факельное хозяйство 50
21. Реагентное хозяйство 80
22. Азотная станция со складом буллитов 50
23. Воздушная компрессорная низкого и высокого давления 250
24. Межблочные трубопроводы и эстакады 60 160
25. Прочие затраты (соединительные элементы трубопроводов, сигнализация, связь) 3 35

Заказ на проектирование и изготовление оборудования предполагается поручить ЗАО СП «Энергософин» по рекомендации компании «Северодонецкий ОРГХИМ», которая также выполнит комплекс работ по инженерному обеспечению строительства (таблица 5.3.).

Выполнение строительно-монтажных работ производит местный подрядчик, выбранный ТОО «Шамшырак-Кызылорда»».

Доставку сырья для мини-НПЗ предполагается производить по железной дороге, а также (при необходимости) собственным автотранспортом (см. раздел 5.3).

Таблица 5.3 Затраты на инженерное обеспечение строительства

№ п/п Наименование работ Стоимоcть, $
1. Рассмотрение проекта и определение оптимальных вариантов проведения подготовительных и пусконаладочных работ. Подготовка перечня замечаний и предложений по проектным решениям. 5 000
2. Разработка эксплуатационно-технической документации:
регламентов на эксплуатацию;
— плана ликвидации (локализации) аварийных ситуаций и аварий;
— инструкций по пуску технологических установок;
— инструкции по эксплуатации котельной установки;
— инструкции по эксплуатации насосных установок;
— инструкции старшему оператору;
— инструкций операторам технологических установок;
— инструкции оператору сливно-наливной эстакады;
— инструкции по эксплуатации систем пожаротушения.
150 000
3. Разработка организационно-технической документации:
— графика проведения подготовительных и пусконаладочных работ;
— подготовка (при необходимости) проектных решений по проведению пусконаладочных работ;
— комплексной программы поэтапного пуска объекта, с учётом технологической последовательности;
— сетевых графиков и программ, совмещающих окончание СМР и проведение ПНР.
10 000
4. Разработка пусковой документации:
— схем и программ продувки оборудования и трубопроводов;
— схем и программ промывки оборудования и трубопроводов;
— схем поузловой обкатки оборудования;
— инструкции по сушке футеровки огневых подогревателей;
— инструкций по подготовке к работе маслосистем компрессорных и насосных установок;
— программы дополнительных испытаний на плотность (герметичность);
— перечня дополнительного оборудования, материалов и приспособлений, необходимых для проведения ПНР;
— программы приёма рабочих сред;
— графика проведения аналитического контроля на время пуска.
20 000
5. Комплектация оборудования, трубопроводов и средств автоматизации:
— проверка комплектности оборудования по заводским спецификациям (упаковочным ведомостям);
— проверка соответствия оборудования чертежам и проектным спецификациям;
— выявление повреждений и дефектов, оформление актов на выявленные осмотром дефекты;
— приёмка оборудования на заводе-изготовителе.
20 000
6. Инженерный контроль при проведении строительно-монтажных работ:
— проверка и приёмка фундаментов под монтаж оборудования;
— приёмка оборудования после транспортировки;
— организация складирования оборудования и трубных сборок в порядке, удобном для последующей выдачи в монтаж;
— проверка исполнительной и сдаточной документации от монтажных организаций на предмет её  соответствия требованиям нормативных документов;
— разработка паспортов на оборудование и трубопроводы;
— инженерный надзор при проведении гидравлических и пневматическихиспытаний;
— обеспечение инженерного контроля за соблюдением требований проекта и нормативных документов при выполнении монтажа оборудования и трубопроводов;
— проверка состояния (монтажа) внутренних устройств аппаратов;
— составление замечаний и контроль за их устранением.
120 000
7. Инженерный контроль при монтаже средств КиП:
— определение готовности строительной части и технологического оборудованияк монтажу КиП;
— проверка рабочей документации на её соответствие требованиям нормативных документов;
— участие в проверке состояния КиП перед монтажом;
— контроль над монтажом КиП;
— контроль над монтажом кабельных и трубных проводок;
— контроль над испытанием трубных проводок КиП на прочность и плотность;
— участие в индивидуальных испытаниях работоспособности систем автоматизации.
20 000
8. Руководство проведением ревизии и подготовкой к эксплуатации (включая центровку) динамического оборудования (насосно-компрессорного). 10 000
9. Руководство проведением подготовительных работ:
— приёмка испытаний оборудования и трубопроводов на плотность (герметичность);
— проведение продувок оборудования и трубопроводов;
— проведение промывок оборудования и трубопроводов;
— проведение сушки футеровки огневых подогревателей;
— индивидуальная обкатка насосно-компрессорного оборудования;
— руководство приёмом на установку рабочих сред.
20 000
10. Техническая помощь метрологической службе НПЗ при проведении автономной наладки систем автоматизации, проведение наладки:
— проверка правильности маркировок и фазировок;
— разгонка исполнительных механизмов;
— настройка установок;
— подготовка и включение отдельных средств К и А для проведения индивидуальных испытаний;
— оформление производственной документации (акты, протоколы испытаний и т.п.).
50 000
11. Техническая помощь метрологической службе НПЗ при проведении комплексной наладки АСУ ТП, проведение наладки:
— проверка срабатывания защитных блокировок и сигнализации в соответствии с заданными алгоритмами;
— определение соответствия пропускной способности запорно-регулирующей арматуры требованиям  процесса и правильности отработкивыключателей;
— подготовка к включению и включение в работу систем автоматизации для комплексного опробования технологического оборудования;
— уточнение и корректировка статических и динамических характеристикобъекта;
— определение способности систем автоматизации обеспечивать эксплуатацию оборудования с проектной производительностью;
— анализ работы систем автоматизации в эксплуатации;
— оформление производственной документации.
30 000
12. Проведение пусконаладочных работ:
— комплексное опробование оборудования, включая режимы холодной и горячей циркуляции;
— вывод установок на устойчивый технологический режим.
50 000
13. Анализ работы установок во время комплексного опробования и наладки; выявление дефектов; подготовка перечня замечаний и технических решений, направленных на их устранение. 10 000
14. Пуск завода и руководство ведением технологического процесса при проведении гарантийных испытаний в течение 72 часов непрерывной работы на устойчивом режиме. 50 000
Итого: производственная часть программы 565 000
15. Проведение обучения эксплуатационного персонала с подготовкой к сдаче экзамена на допуск к самостоятельной работе:
— разработка программ обучения;
— теоретическое обучение;
— практическое обучение операторов безопасным приёмам и методам ведения технологического режима и обслуживания оборудования.
40 000
16. Разработка компьютерного тренажёрного комплекса (электронного имитатора технологического процесса) с отработкой режимов пуска и остановки, действий персонала в аварийных ситуациях. 60 000
Итого по программе 665 000

Таблица 5.4. Общие затраты на строительство мини-НПЗ

Наименование Сумма, тыс. $
1. Проектные работы 400
2. Строительно-монтажные работы 1 000
3. Технологическое оборудование 7 495
4. Общезаводское хозяйство 4 850
5. Инженерные сети 850
6. Инженерное обеспечение 665
7. Лицензирование и сертификация продукции 3,1
8. Непредвиденные расходы 750
ИТОГО: 16 013,1

5.3. Сырье

Сырьем для мини-НПЗ ТОО «Шамшырак-Кызылорда» является нефть по ГОСТ 9965-76.

Ежегодно в Кызылординской области добывается около 4 млн. т нефти. Помимо компаний, разрабатывающих наиболее крупные месторождения («Харрикейн Кумколь Мунай», «КуатАмлонмунай») в регионе действует множество мелких компаний.

Предполагается заключить договора на поставку нефти месторождений Кумколь и Коныс с компаниями «Харрикейн Кумколь Мунай» и «КуатАмлонмунай». В перспективе планируется разработка собственных скважин. Сырая нефть поставляется на завод железнодорожным транспортом. Для организации поставок сырья предусмотрено строительство ж/д ответвления протяженностью 300-500 м.

Таблица 5.5 Сырье: потребление и затраты

Наименование

Потребление, т Цена, $/т Затраты на сырье, тыс. $
в месяц в год в месяц в год
Нефть сырая 20 834 250008 65 1 354 210 16 250 520

Таблица 5.6 Затраты на транспортировку по железной дороге

Вид груза Месячный объем, т Удельные затраты на перевозку, $/т Сумма затрат в месяц, тыс. $
Нефть 9 764* 1,27 12 400,28
Мазут 9 980 0,32 3 193, 60
ИТОГО: 19 744 15 593,88

* дополнительный объем сырья доставляется собственным автотранспортом.

Предполагается организация автомобильного парка как для доставки сырья, так и для транспортировки продукции потребителям. Ввиду того, что в регионе действует довольно значительное количество операторов нефтяного рынка, большим спросом пользуются услуги по перевозке нефти автомобильным транспортом. Основные маршруты транспорта находятся в радиусе около 150 км. Средняя стоимость рейса – 100 $.

Задачи автомобильного парка – обслуживание завода и оказание транспортных услуг.

Планируется приобретение 25 автомобилей-нефтевозов и 5 бензовозов на базе МАЗ (поставщик — ТОО «ДжентиМАЗсервис» (г. Алматы)).

ТОО «ДжентиМАЗсервис» является белорусской компанией, учрежденной официальным дилером основных машинострои­тельных заводов Республики Беларусь — Группой Компаний «Дженти» (г. Минск). Компания осуществляет материально — технического снабжение предприятий нефтегазовых и горнорудных промыслов Казахстана, поставляет организациям региона автотракторную и спецтехнику, обеспечивает запасными частями и агрегатами. Поставка осуществляются со складов и стоянок компании в городах Москва, Минск, Киев и Алматы. Компания работает на рынке Республики Казахстан почти три года.

Контактная информация:
ТОО «ДжентиМАЗсервис"
г. Алматы, ул. Ауэзова, 3;
т/ф (3272) 58-28-06, 68-90-44
e-mail: dms@jenty.online.kz
http:// www.jenty.online.kz

Таблица 5.7. Затраты на приобретение автомобилей

Наименование автомобиля Цена за единицу, тыс. $ Кол-во, шт. Сумма, тыс. $
МАЗ 54323

(для сыр. нефти), 30 м3

34,2 25 855
МАЗ-5337,бензовоз, 10 м3 19,6 5 98
ИТОГО 30 953

Имеется возможность получения оптовой скидки, а также лизинга. Эти вопросы согласовываются с Поставщиком дополнительно.

Таблица 5.8 Годовые затраты на содержание автопарка

Наименование Сумма затрат, тыс. $
Постоянные расходы 201,08
Запасные части 36
Затраты на оплату труда 48
Социальный налог 10,08
Транспортный налог 2,5
Налог на имущество 9,5
Амортизация 95
Переменные расходы 60
Дизтопливо 60
Итого 261,08

Если в качестве допущения принять, что в оказании транспортных услуг потребителям в среднем будет задействована половина парка автомобилей, каждый из которых выполнит по одному рейсу ежедневно, месячный валовый оборот автопарка составит 37 500 $, а годовой – 450 000 $.

5.4. Энергоресурсы

В технологическом процессе производства нефтепродуктов используется электрическая энергия, вода и водяной пар. Кроме этого, для нагрева сырья в печах установок УПН-250 и каталитического риформинга используется дизельное или печное топливо (мазут).

Таблица 5.9 Затраты на энергоносители

Наименование Потребление за час Стоимость, $ Затраты, тыс. $
в месяц в год
1. Электроэнергия, кВт/час 33,5 0,03 0,67 8,0
2. Топливо , кг 100 0,08 5,33 64.0
4. Вода, м3 5,0 4,5 15 180
ИТОГО: 21 252,0

В расчетах использовалось среднее значение себестоимости топлива собственного производства. Водяной пар производится заводской котельной, работающей на газе, получаемом в технологических процессах.

5.5. Трудовые ресурсы

Перед вновь создаваемым предприятием стоят задачи:

  • снабжение сырьем, его доставка к месту переработки;
  • производство автомобильного бензина, дизельного топлива, топочного мазута;
  • хранение нефтепродуктов на своих складах;
  • транспортировка нефти и нефтепродуктов автотранспортом;
  • реализация продукции потребителям, реализация товаров, полученных по договорам мены.

Исходя из поставленных задач планируется численность персонала в количестве 155 чел.:

  • административный персонал – 25 чел.;
  • эксплуатационный персонал мини-НПЗ – 90 чел.;
  • персонал автопарка – 40 чел.

Таблица 5.8  Затраты на оплату труда 

Показатель Затраты , $
за месяц за год
Фонд оплаты труда 15 500 186 000
Отчисления на социальное страхование 3 255 39 060
ИТОГО: 18 755 225 060

Принятый размер среднемесячной заработной платы сотрудника – 100 $.

5.6. Контроль качества

Работа всего завода контролируется на основе результатов лабораторных анализов качества перерабатываемого сырья и получаемых продуктов. Лаборатория входит в состав мини-НПЗ и находится в непосредственной близости от него, что позволяет основные анализы производить немедленно.

Таблица 5.9 Контролируемые показатели качества

Продукт Контролируемый показатель Частота отбора проб
1. Нефть (после очистки) Содержание солей, воды 6 раз в сутки
2. Бензиновая фракция Плотность, фракционный состав, испытание на медной пластинке через 6 часов
3. Риформат Плотность, фракционный состав, испытание на медной пластинке, вязкость, температура вспышки через 3 часа
4. Фракция дизельного топлива Плотность, фракционный состав, температура вспышки, температура застывания через 6 часов
5. Мазут Фракционный состав (отгон до 350 оС), температура вспышки, вязкость через 3 часа
6. Автомобильный бензин Детонационная стойкость от партии в 50 т

По данным лабораторных анализов при необходимости проводят корректировку режима работы отдельных аппаратов и узлов мини-НПЗ. Готовность результатов анализов — через 2 часа после отбора пробы.

Вся продукция, получаемая в результате работы комплекса, подлежит по законодательству РК обязательной сертификации.

Сертификат соответствия выдается после квалификационных испытаний топлива. Оформление сертификатов осуществляют органы Госстандарта РК.

Затраты на аккредитацию лаборатории, квалификационные испытания и сертификацию – 3 100 $.

5.7. Загрязнение окружающей среды

Оборудование мини-НПЗ выполняет все современные требования санитарных норм, предъявляемых к состоянию окружающей среды в части сокращения загрязнения атмосферы.

Основными источниками вредных выбросов в атмосферу является дымовая труба и аварийные сбросы предохранительных клапанов технологических установок.

Ориентировочное количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу за год, составляет:

  • углеводороды — 7 300 кг;
  • сернистый ангидрид — 8 900 кг;
  • окись углерода — 660 кг;
  • окись азота — 2 300 кг;
  • двуокись азота — 110 кг.

По степени воздействия на организм человека (токсичность) выбрасываемые в атмосферу вредные вещества относятся к малоопасным (4 и 3 класс опасности), кроме двуокиси азота (2 класс опасности), количество которого незначительно.

Мини-НПЗ имеет производственные и хозфекальные стоки ~ 3,8 м3/сут, для которых предусмотрено строительство очистных сооружений.

В процессе эксплуатации мини-НПЗ не образуется твердых отходов производства, а применяемое насосное и технологическое оборудование исключает возможность проникновения нефтепродуктов в почву.

Учитывая вышеперечисленное, разработчики ТЭО полагают, что в связи с минимальной нагрузкой на экологию прилегающей территории, осуществлять в плановом порядке затраты на природоохранные мероприятия не придется. Убытки от ущерба, нанесенного возможными аварийными выбросами, учтены по статье «Прочие затраты «.

5.8 Прогноз затрат

Таблица 5.10 Программа производства

Наименование Объем производства, т Объем производства, тыс. $
в месяц в год в месяц в год
1. Бензин А-92 – А-95 4 408,25 52 899 925,73 11 108,76
2. Дизельное топливо 6 250,75 75 009 812,60 9 751,20
3. Мазут 9 979,75 119 757 598,79 7 185,48
ИТОГО: 20 638,75 247 665 2 337,12 28 045,44
ИТОГО без НДС: 2 014,76 24 177,10

Таблица 5.11 Полная себестоимость продукции

Наименование показателя Сумма, тыс. $
в месяц в год
Материальные затраты: 1 390,80 16 689,65
Сырье 1 354,21 16 250,52
Энергоресурсы 21,0 252,0
ЖД перевозки 15,594 187,13
Затраты на оплату труда 11,5 138
Отчисления на социальные нужды 2,415 28,98
Налог на имущество 13,333 160
Амортизация основных фондов 55 660
Акцизный сбор на нефтепродукты 17 204
Прочие затраты 2 24
ИТОГО ЗАТРАТ: 1 492,048 17 904,63
ИТОГО затрат без стоимости сырья 137,84 1 654,11
Затраты на 1 т продукции без стоимости сырья, $ 6,68

В статье «Прочие затраты» учтены месячные затраты на услуги банка, предприятий связи, сертификационный сбор, непредвиденные расходы и проч.

Длительность производственного цикла наиболее наглядно можно представить на примере такой продукции, как автомобильный бензин.

Цикл производства автомобильного бензина зависит от производительности установки риформинга, графика поставки сырья и вместимости сырьевого парка. Так как емкость сырьевого парка (13 000 м3) — равняется расчетной

15-суточной потребности завода в сырье, принимаем и размеры партии поставки равной 15-суточной производительности – 2 400 т.

Таблица 5.12 Производственный цикл бензина А-92 – А-95

Наименование периода Длительность, дн.
Согласование условий поставки, отгрузка, приемка 2
Наработка партии 15
Отгрузка продукции ( с 10 дня в цикле) 20
Получение оплаты за поставленную продукцию (при поставке с отсрочкой платежа 15 дн.) 15
ИТОГО: 44

Приняв во внимание, что ожидаемые условия поставки сырья — с отсрочкой оплаты 15 дней, получаем сумму оборотных средств за месяц – 50% от стоимости сырья, поставляемого на месяц работы мини-НПЗ – 677,105 тыс. $.

5.9 Постоянные и переменные производственные издержки

Постоянные издержки включают в себя расходы, величина которых почти не зависит от объема выпуска продукции.

Таблица 5.13 Постоянные издержки производства

Наименование статьи затрат Годовая сумма, тыс. $
Зарплата АУП (повременная система) 30
Отчисления на социальное страхование 6,3
Налог на имущество 160
Амортизационные отчисления 660
Прочие затраты 24
ИТОГО: 880,3

Переменные издержки производства включают стоимость сырья, материалов и другие затраты, размер которых изменяется пропорционально объему производства продукции.

Таблица 5.14 Переменные издержки производства

Наименование статьи затрат Годовая сумма, тыс. $
Сырье 16 250,52
Энергоресурсы 252
Услуги сторонних организаций 187,13
Зарплата рабочих (сдельная система) 108
Отчисления на социальные нужды 22,68
Акцизный сбор на нефтепродукты 204
ИТОГО: 17 024,33

Удельный вес условно-постоянных затрат в полной себестоимости продукции составляет 5%, условно-переменных затрат – 95%.

Таблица 5.15 Основные экономические показатели работы мини-НПЗ

Показатель За месяц За год
Объем производства, тыс. $ 2 337,12 28 045,44
Объем производства без НДС, тыс. $ 2 014,76 24 177,10
Полная себестоимость, тыс. $ 1 492,048 17 904,63
Валовая прибыль, тыс. $ 522,712 6 272,47
Рентабельность продукции,% 35,0
Рентабельность производства,% 24,9
Фондоотдача, р/р 0,146 1,752
Фондовооруженность, $/чел 139 130
Выработка на 1 работающего, тыс. $ 20,32 243,87
Затраты на 1 $ товарной продукции, $ 0,64
Чистая прибыль, тыс. $ 402,08 4 824, 98
Срок окупаемости, мес./лет 39,8 3,32

Таблица 5.16 Основные экономические показатели работы автопарка

Показатель За месяц За год
Объем перевозок, тыс. $ 37,5 450
Объем перевозок без НДС, тыс. $ 32,33 387,93
Полная себестоимость, тыс. $ 21,76 261,08
Валовая прибыль, тыс. $ 10,57 126,85
Рентабельность,% 48,6
Фондоотдача, р/р 0,04 0,472
Фондовооруженность, $/чел 23 825
Выработка на 1 работающего, тыс. $ 0,938 11,25
Затраты на 1 $ продукции, $ 0,58
Чистая прибыль, тыс. $ 8,13 97,58

Необходимо отметить, что существует возможность оптимизации экономических показателей и увеличения рентабельности и прибыльности производства и автопарка при детальном изучении возможных вариантов работы в условиях реально функционирующего предприятия.

6. Организационный план

Для реализации предлагаемого проекта предполагается создать новое предприятие, специализированное на производстве и продаже нефтепродуктов, а также на оказании транспортных услуг.

Организационно-правовая форма предприятия –Товарищество с ограниченной ответственностью.

Форма собственности — частная.

Учредители – инвестор и инициатор проекта.

Уставной капитал предприятия – 2 500 млн. тенге, передается учредителями в виде основных производственных фондов в уставный фонд предприятия.

Все работники предприятия принимаются на работу на постоянной основе.

Таблица 6.1 Квалификационные требования

Должность Образование Специальность Стаж работы, лет Возраст, лет Спец. требования
Директор Высшее Экономическ. > 10 до 40 Допуск
Гл. бухгалтер Высшее Экономика, бух.учет > 5 до 35
Коммерч. работник Высшее * > 10 до 30
Начальник установки Высшее Химическая технология топлив > 10 до 40 Допуск
Оператор Средне-специальное Аппаратчик химических производств > 5 до 40 Допуск
Механик Средне-специальное Аппаратчик химических производств > 5 до 40 Допуск
Водитель Среднее Водитель 3 кл > 5 до 30
Лаборант Средне-специальное Лаборант-химик > 3 до 40 Допуск
Зав. складом ГСМ Средне-специальное * > 5 до 40
Кладовщик Средне-специальное * * до 40
Начальник охраны * Охранник > 3 до 40 Разрешение на оружие
Охранник * Охранник > 3 до 40 Разрешение на оружие

* — ограничений нет.

Система оплаты труда:

1. Начальники установок, операторы, механики — сдельно-премиальная;

2. Все другие должности — повременно-премиальная.

Сдельные расценки и часовые тарифные ставки работников рассчитываются исходя из плана производства продукции, хронометража производственных операций и установленной месячной оплаты труда по штатному расписанию.

Премирование работников по итогам работы за месяц, квартал и год осуществляется по распоряжению директора при бесперебойной, безаварийной и безрекламационной работе всего предприятия. Размер премии устанавливается каждому работнику индивидуально в пределах 50% месячной оплаты труда.

7. Юридический план

7.1. Необходимые разрешения и лицензии

Для осуществления деятельности комплекса переработки углеводородного сырья необходимо получить лицензии на хранение, перекачку и отпуск нефтепродуктов и на производство нефтепродуктов, а также сертификаты соответствия на продукцию.

Таблица 7.1 Разрешения, лицензии, сертификаты

Наименование Разрешающий орган Стоимость, $/год
Производство нефтепродуктов

Департамент лицензирования РК

54
Хранение нефти и нефтепродуктов 54
Деятельность, связанная с повышенной опасностью промышленных производств и работ Органы ЧС РК бесплатно
Утилизация, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение пром. и иных отходов (материалов, веществ) Управление охраны окружающей среды Кызылординской области бесплатно
Грузовые перевозки автотранспортом Транспортная инспекция

Кызылординской области

16
Сертификаты качества на нефтепродукты Органы Госстандарта РК 1 000

8. Оценка риска

Назначение оценки риска — выявлять те экономические, социальные, технические и др. факторы, которые могут повлиять на достижение целей, поставленных в ТЭО. Выявление таких факторов позволяет прогнозировать развитие предприятия и разрабатывать меры, позволяющие уменьшить воздействие рисков на деятельность предприятия.

Существуют разные методики определения рисков. Мы ограничимся обозначением тех рисков, которые могут ухудшить финансовое состояние нашего предприятия на разных стадиях его существования.

Таблица 8.1 Стадия подготовки производства

Вид риска Отрицательное влияние на ожидаемый объем инвестиций и прибыль проекта
Удаленность от инженерных сетей Дополнительные капитальные вложения на подводку электроэнергии, тепла, воды
Доступность подрядчиков на месте Опасность завышения стоимости работ из-за монопольного положения подрядчика
Отсутствие альтернативных источников сырья Опасность завышения цен при монопольном положении поставщика

Таблица 8.2 Стадия строительства

Вид риска Отрицательное влияние на ожидаемый объем инвестиций и прибыль проекта
Непредвиденные расходы Увеличение объема заемных средств
Недостатки проектно-изыскательских работ Рост стоимости строительства, затяжка с вводом мощностей
Несвоевременная поставка комплектующих Увеличение сроков строительства, выплата штрафов подрядчику
Недобросовестность подрядчика Увеличение сроков строительства

Таблица 8.3 Стадия функционирования

Финансово-экономические риски

Вид риска Отрицательное влияние на прибыль проекта
Неустойчивость спроса Падение спроса с ростом цен
Появление альтернативного продукта Снижение спроса
Снижение цен конкурентами Снижение цен
Увеличение производства у конкурентов Падение продаж или снижение цен
Рост налогов Уменьшение чистой прибыли
Платежеспособность потребителей Падение продаж
Рост цен на сырье, материалы, перевозки Снижение прибыли из-за роста цен
Зависимость от поставщиков, отсутствие альтернатив Снижение прибыли из-за роста цен
Недостаток оборотных средств Увеличение кредитов

Таблица 8.4 Стадия функционирования

Социальные риски

Вид риска Отрицательное влияние на прибыль проекта
Трудности с набором квалифицированной рабочей силы Увеличение затрат на комплектование
Отношение местных властей Дополнительные затраты на выполнение их требований
Недостаточный уровень зарплаты Текучесть кадров, снижение производительности
Квалификация кадров Снижение ритмичности, рост брака, увеличение аварий
Социальная инфраструктура Рост непроизводственных затрат

Таблица 8.5 Стадия функционирования.

Технические риски

Вид риска Отрицательное влияние на прибыль проекта
Нестабильность качества сырья Уменьшение объемов производства из-за переналадки оборудования, снижение качества продукта
Недостаточная надежность Увеличение аварийности технологии
Отсутствие резерва мощностей Невозможность покрытия пикового спроса, потери производства при авариях

Таблица 8.6 Стадия функционирования.

Экологические риски

Вид риска Отрицательное влияние на прибыль проекта
Вероятность залповых выбросов Увеличение непредвиденных затрат
Близость населенного пункта Увеличение затрат на очистное оборудование и экологическую экспертизу проекта
Вредность производства Рост эксплуатационных затрат
Складирование отходов Удорожание себестоимости

9. Стратегия финансирования

Реализация инвестиционного проекта ТОО «Шамшырак-Кызылорда» предполагает два этапа.

I этап. Приобретение автомобилей, организация работы автопарка.

Длительность этапа — 2 месяца.

II этап. Строительство мини-НПЗ мощностью 250 тыс. т/год и установки каталитического риформинга мощностью 40 тыс. т/год.

Длительность этапа — 19 месяцев.

Общий срок реализации проекта – 19 месяцев.

Таблица 9.1 Сводная ведомость инвестиционных затрат

Наименование Сумма, тыс. $
Машины и оборудование 8 448,0
Производственные здания и сооружения 4 850,0
Проектные и строительно-монтажные работы 1 400,0
Инженерное обеспечение 665
Прочие основные производственные фонды 1 603,1
ИТОГО затрат на основные производственные фонды: 16 966,1
Затраты, связанные с подготовкой производства, не увеличивающие стоимость ОПФ 1 033,9
ИТОГО: 18 000

Источниками финансирования проекта являются заемные средства в сумме 18 млн. $, привлекаемые на условиях компенсационного кредита сроком на 5,5 лет под 5% годовых.

Очередность выполнения работ по настоящему проекту отражена в диаграмме GANTT.

Бизнес-план  строительства мини-НПЗ производительностью 250 тыс. т/год по сырой нефти

10. Финансовый план

Финансовые результаты проекта представлены на основании предположения о постоянстве экономической ситуации в стране и регионе.

Базовый вариант рассчитывался при следующих допущениях:

  • начальная дата — 1 июня 2002 года.
  • платежеспособный спрос на выпускаемую продукцию за все годы проекта остается постоянным;
  • ставки налогов по годам проекта не изменяются.

Результаты расчетов приведены в таблицах «Объем реализации продукции», «Предварительный эксплуатационный расчет» и «Сводный баланс».

График безубыточности проекта приведен на диаграмме, из которой следует, что в период возврата кредита проект прибылен при годовом объеме реализации более 21 611,75 тыс. $.

Таблица 10.1 Объем реализации, тыс. $

Год 2002 2003 2004 2005 2006 2007 Итого
Объем реализации, тыс. $ 187,5 450,0 28495,44 28495,44 28495,44 28495,44 100 219,26

Таблица 10.2 Предварительный эксплуатационный расчет (тыс. $)

Наименование статьи 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Валовой объем продаж 187,5 450,0 28 495,44 28 495,44 28 495,44 28 495,44
НДС (16%) 26,1 62,07 4 380,41 4 380,41 4 380,41 4 380,41
Чистый объем продаж 161,44 387,93 24 565,03 24 565,03 24 565,03 24 565,03
Сырье 16 250,52 16 250,52 16 250,52 16 250,52
Энергоресурсы 25,0 60,0 312,0 312,0 312,0 312,0
Транспортные расходы 187,13 187,13 187,13 187,13
Затраты на оплату труда 20,0 48,0 186,0 186,0 186,0 186,0
Социальный налог 4,2 10,08 39,06 39,06 39,06 39,06
Налог на имущество 4,75 9,5 169,5 169,5 169,5 169,5
Транспортный налог 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5
Акцизный сбор 204,0 204,0 204,0 204,0
Амортизация ОФ 39,58 95,0 755,0 755,0 755,0 755,0
Прочие затраты 15,0 36,0 60,0 60,0 60,0 60,0
Итого затрат 111,03 261,08 18 165,71 18 165,71 18 165,71 18 165,71
Взносы по кредиту 5 500,0 5 500,0 5 500,0 5 175,0
ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ 50,61 126,85 899,32 899,32 899,32 1 224,32
Налог на прибыль (30%) 11,68 29,27 207,54 207,54 207,54 282,54
ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ 38,93 97,58 691,78 691,78 691,78 941,78

Таблица 10.3 Сводный баланс (тыс. $)

Наименование статьи 01-06-2002 01-01-2004 01-01-2005 01-01-2006 01-01-2007 01-01-2008
Основные фонды 16 831,52 16 076,52 15 321,52 14 566,52 13 811,52
Оборотные средства 134,58 889,58 1 644,58 2 399,58 3 154,58
Свободные средства 18 000,0 1 170,41 828,29 1 520,07 2 211,85 3 153,63
СУММАРНЫЙ АКТИВ 18 000,0 18 136,51 17 794,39 18 486,17 19 177,95 20 119,73
Краткосрочные обязательства 2 675,0 1 675,0 675,0
Долгосрочные кредиты 18 000,0 18 000,0 13 500,0 9 000,0 4 500,0
Собственные фонды 136,51 1 619,39 7 811,17 14 002,95 20 119,73
СУММАРНЫЙ ПАССИВ 18 000,0 18 136,51 17 794,39 18 486,17 19 177,95 20 119,73

Таблица 10.4 График возврата инвестиционного кредита (тыс. $)

Наименование статьи 2002 2003 2004 2005 2006 2007 ИТОГО
Взносы по кредиту 4 500 4 500 4 500 4 500 18 000,0
Начисление процентов по кредиту 525,0 900,0 900,0 675,0 450,0 225,0 3 675,0
Погашение процентов по кредиту 1 000,0 1 000,0 1 000,0 675,0
Итого: взносы по кредиту 5 500,0 5 500,0 5 500,0 5 175,0 21 675,0

График безубыточности проекта

Бизнес-план  строительства мини-НПЗ производительностью 250 тыс. т/год по сырой нефти

Приложения

1. Установка первичной переработки нефти УПН-250

Установка УПН-250 предназначена для получения из малосернистого, обезвоженного и обессоленного углеводородного сырья следующих продуктов:

  • прямогонной бензиновой фракции;
  • фракции дизельного топлива, как правило, отвечающей требованиям ГОСТ 305-82 на одну из марок дизельного топлива;
  • остатка выше 350°С.

Установка поставляется в блочно-модульном исполнении, рассчитана на эксплуатацию в широком диапазоне климатических условий, отвечает современным природоохранным требованиям.

Сырье подается на установку под давлением до 1,6 МПа и, после предварительного нагрева в теплообменниках Т2 и Т4 до температуры 80¸100°С, поступает на блок ЭЛОУ, где смешивается с промывочной водой со второй ступени очистки и подается в первый электродегидратор ЭД1. Соленая вода из электродегидратора ЭД1 выводится в накопительную емкость, а нефть смешивается с подщелоченной водой из узла защелачивания дизельного топлива и подается на вторую ступень очистки в электродегидратор ЭД2. Вода из ЭД2 самотеком подается на смешение с сырьем в инжекторном смесителе перед ЭД1. Такая схема блока ЭЛОУ и его связь с блоком защелачивания дизельного топлива позволяют значительно снизить количество воды на промывку и стоков с установки. Для промывки рекомендуется применять умягченную воду с блока водоподготовки паровой котельной.

Для обеспечения бесперебойной работы на установке предусмотрена технологическая емкость с запасом сырья и сырьевые насосы Н1 и Н1р, которые вступают в работу в случае прекращения подачи сырья на установку, при осуществлении циркуляции и в пусковой период.

После блока ЭЛОУ обессоленное и обезвоженное сырье подают последовательно в теплообменники Т4/2, Т1 и Т3, где оно нагревается за счет тепла ПЦО и мазута. Подогретую нефть с температурой ~220°С подают в конвективный, а затем в радиантный змеевики трубчатой нагревательной печи П1 для окончательного нагрева до температуры ~360°С. Температура нагрева нефти в печи П1 контролируется датчиками температуры и поддерживается в заданных пределах регулирующим клапаном, изменением подачи топлива на горелки. Топливом печи является газ. Печь П1 оснащена системами контроля пламени, паротушения и паровой завесы, эвакуации сырья паром при прогаре змеевика, а также блокировками при возникновении аварийных ситуаций.

Из печи П1 нефть в парожидкостном состоянии поступает в питательную секцию основной ректификационной колонны К1, где в узле ввода сырья происходит отделение паровой фазы от мазута. В основной ректификационной колонне К1, в процессе ректификации, происходит разделение паровой фазы на бензиновую и дизельную фракции. В качестве внутренних контактных устройств в колонне К1 используются клапанные трапециевидные тарелки.

В колонне К1 предусмотрен штуцер для отбора затемненного продукта с первой тарелки над вводом сырья. Для эффективного отделения паровой фазы в питательной секции колонны К1 применено устройство с тангенциальным вводом сырья. Под питательной секцией установлено устройство для создания большого зеркала испарения остатка.

Выходящие с верха К1 пары бензиновой фракции после конденсации и охлаждения до 40°С в аппаратах воздушного охлаждения ХВ1/1 и ХВ1/2, поступают в сепаратор (рефлюксную емкость) С1, предназначенный для отделения от бензиновой фракции водяного конденсата и углеводородных газов, а также для накопления бензиновой фракции, используемой в качестве острого холодного орошения верха колонны К1. Углеводородные газы через регулирующий клапан (для поддержания давления в колонне К1) выводятся на газовый блок и используются в качестве топлива для печи П1. Водяной конденсат по мере накопления (датчики раздела фаз) автоматически дренируется через запорный клапан в дренажную емкость. Для контроля и поддержания уровня в сепараторе предусмотрена установка буйкового уровнемера и регулирующего клапана на линии откачки бензина в товарный парк. Бензиновая фракция из сепаратора С1 насосом Н2 (Н2р) подается на верх колонны К-1 в качестве холодного орошения, а ее балансовое количество выводится в технологическую емкость.

Температурный режим колонны К1 поддерживается автоматически регулированием количества, подаваемого на верх колонны К1 холодного орошения (для верхней части), количеством промежуточного циркуляционного орошения и отбором продуктов (для остальных сечений).

Флегма с тарелки отбора, расположенной под верхней секцией К1, выводится в верхнюю часть отпарной колонны К2 с целью отпарки легких (бензиновых) фракций от легкой дизельной фракции. Температура на тарелке отбора поддерживается автоматически количеством выводимой флегмы. Отгон (паровая фаза) из К2 возвращается в колонну К1 через штуцер над тарелкой отбора.

В колонне К2 регулируется фракционный состав получаемого дизельного топлива по началу кипения и температуре вспышки. Колонна К2 – насадочная, с нерегулярной насадкой, установлена на кожух испарителя И1.

Уровень легкой дизельной фракции в испарителе И1 поддерживается автоматически клапаном на линии подачи в узел защелачивания. Легкая дизельная фракция охлаждается сырьем в теплообменниках Т2 до температуры 50¸40°С и самотеком подается на всас насоса Н6 узла защелачивания или в технологическую емкость дизельного топлива. Из технологической емкости дизельное топливо насосом откачивается в резервуары товарного парка.

Отпарка легких (бензиновых) фракций от дизельного топлива осуществляется за счет подачи в трубное пространство испарителя И1 горячего потока ПЦО, выводимого из кармана тарелки в нижней укрепляющей части колонны К1.

Промежуточное циркуляционное орошение ПЦО используется в качестве горячего теплоносителя в испарителе И1 и в теплообменниках Т1, что позволяет существенно разгрузить верхнее сечение К1 по парам, снизить нагрузку на конденсатор-холодильник и использовать высокопотенциальное тепло для нагрева сырья. После испарителя И1 поток ПЦО охлаждается сырьем в теплообменниках Т1 до температуры 130°С и насосом Н4 возвращается в К1.

Мазут (остаток), выводимый с низа колонны К1, охлаждается нефтью в теплообменниках Т3 и насосом Н5 прокачивается через теплообменники Т4/1, Т4/2 и Т5 и выводится с установки.

В нижней части колонны К1 для контроля и регулирования уровня остатка предусмотрена установка двух обогреваемых колонок для уровнемеров. Уровень остатка в К1 поддерживается в заданных пределах регулированием количества отводимого продукта. Температура низа колонны контролируется.

На установке предусмотрена аварийная емкость для сбора в нее горячих потоков из кубовой части колонны К1 при аварийных ситуациях и дренажная емкость для сбора дренажных стоков и воды с установки в условиях, как нормальной эксплуатации, так и в аварийных ситуациях. Опорожнение емкостей производят периодически, по мере необходимости. На установке имеется линия возврата некондиционной продукции в сырьевую емкость, используемая в пусковой период и во внештатных ситуациях

2. Установка каталитического риформинга

Установка каталитического риформинга мощностью по сырью 40 тыс. т/год с предварительной гидроочисткой сырья предназначена для каталитической переработки прямогонной широкой бензиновой фракции 90 – 180°С с целью получения высокооктановых компонентов автобензина (ИОЧ 97 – 98 пунктов).

На установке вырабатываются товарные бензины марок АИ-92 – АИ-95, соответствующие ГОСТ Р 51313-99, в т.ч. по объемной доле бензола, не более 5% об.

Установка может быть использована для каталитической переработки прямогонной широкой бензиновой фракции 62-180°С, однако стабильный риформат при этом будет содержать значительное количество бензола, до 10% об.

Установка может быть укомплектована с установкой УПН-250 или другой установкой первичной перегонки, соответствующей мощности по сырью. Диапазон изменения производительности установки 60 – 100%.

Установка состоит из следующих условно обозначенных секций:

- секции 100 – предварительной гидроочистки сырья;

- секции 300 – каталитического риформинга.

Так как в нашем случае сырье требуемого для риформинга состава выделяется на УПН-250, то секция 200 (подготовки сырья каталитического риформинга) не требуется.

2.1. Секция 100 – предварительной гидроочистки сырья

Органические соединения серы, кислорода, азота, находящиеся в сырье, являются ядами катализаторов риформинга. Поэтому сырье процесса риформинга обязательно подвергается гидроочистке.

Секция гидроочистки состоит из сырьевого насоса Н-101/1,2 (при наличии соответствующего насоса на УПН необходимость в нем отпадает), буферной емкости Е-101, сырьевого насоса Н-102/1,2, теплообменников Т-101/1,2,3, печи П-101, реактора гидроочистки Р-101, воздушного холодильника ХВ-101, сепаратора С-101.

Для процесса гидроочистки в реакторе Р-101 используется разработанный ОАО «НПП Нефтехим» никельмолибденовый катализатор ДС-20.

Необходимый для процесса гидроочистки водородсодержащий газ поступает в узел смешения перед теплобменниками Т-101/1,2,3 из секции риформинга.

Из сепаратора С-101 жидкий нестабильный гидрогенизат поступает на блок стабилизации, состоящий из теплообменников Т-102/1,2, Т-103/1,2,3, отпарной колонны К-101 с воздушным холодильником ХВ-102, емкостью орошения Е-102 и насосом Н-103/1,2 для верхнего продукта и с печью П-102, циркуляционным насосом Н-104/1,2 для нижнего продукта колонны.

В отпарной колонне К-101 происходит отпарка воды, сероводорода, углеводородных газов, которые после охлаждения в воздушном холодильнике ХВ-102 собираются в емкости орошения Е-102. Из емкости орошения Е-102 углеводородный газ направляется в топливную сеть, сероводородная вода – в сернисто-щелочные стоки, а жидкие углеводороды насосами Н-103/1,2 частично подаются в качестве орошения в отпарную колонну К-101, а их балансовый избыток – нестабильная головка – направляется на ГФУ.

Стабильный гидрогенизат выводится с низа отпарной колонны К-101 и направляется через теплообменники Т-103/1,2,3 в колонну К-201 секции 200 – подготовки сырья каталитического риформинга. В отпарной колонне в качестве массообменного внутреннего устройства установлена регулярная насадка АВР. Необходимое для отпарки тепло подводится в отпарную колонну К-101 циркуляцией насосами Н-104/1,2 кубового продукта колонны через печь П-102.

2.2. Секция 300 – каталитического риформинга

Сырье секции каталитического риформинга – гидроочищенная фракция 90-180°С (62-180°С) из колонны подготовки сырья секции К-201 после теплообменника Т-102/1,2 – поступает в узел смешения с циркулирующим ВСГ.

Газосырьевая смесь проходит последовательно по межтрубному пространству теплообменников Т-301/1¸4, где нагревается теплом газопродуктовой смеси, и далее поступает в трехкамерную печь П-301, где нагревается до температуры 490-505°С. На входе в каждую радиантную камеру продукт разделяется на четыре равнозначных параллельных потока, которые на выходе из каждой ступени объединяются в общий трубопровод и направляются в соответствующие реакторы Р-301, Р-302 и Р-303.

В реакторах Р-301, Р-302 и Р-303 осуществляется процесс риформинга на платино-рениевом катализаторе REF-23.

Газопродуктовая смесь из реактора Р-303 направляется в трубное пространство теплообменников Т-301/1¸4, где отдает тепло на нагрев газосырьевой смеси, охлаждается в воздушных холодильниках ХВ-301/1,2 и водяном холодильнике Х-301 и поступает в сепаратор С-301, где происходит разделение ВСГ и нестабильного риформата.

Нестабильный риформат из сепаратора С-301 насосами Н-301/1,2 направляется в межтрубное пространство теплообменников Т-302/1¸4, где нагревается теплом стабильного риформата, и далее поступает в стабилизационную колонну К-301.

Верхний продукт стабилизационной колонны К-301 после охлаждения в воздушном холодильнике ХВ-302 собирается в емкости орошения Е-301.

Жидкие углеводороды из емкости Е-301 забираются насосами Н-302/1,2 и подаются в качестве орошения в стабилизационную колонну.

Выделившийся в емкости углеводородный газ направляется в топливную сеть.

Кубовый продукт стабилизационной колонны К-301 – стабильный риформат – поступает в трубное пространство теплообменников Т-302/1¸4, где отдает тепло на нагрев нестабильного риформата, и после охлаждения в воздушном холодильнике ХВ-303 направляется в парк.

Необходимое тепло вводится в стабилизационную колонну К-301 циркуляцией насосами Н-303/1,2 стабильного риформата через печь П-302.

ВСГ из сепаратора С-301 направляется на прием компрессоров ПК-301/1,2 через сепаратор С-302, а в случае увеличения влажности ВСГ выше 30 ppm – предварительно через один из двух адсорберов А-301, А-302, загруженных цеолитом NaA.

При насыщении адсорбента влагой соответствующий адсорбер переводится на регенерацию, которая осуществляется ВСГ, отбираемым от основного циркуляционного потока, подогреваемым до температуры ~ 350-370°С в печи П-303 и направляется в адсорберы А-301 или А-302, затем охлаждается в воздушном холодильнике ХВ-304 и направляется в сепаратор С-304.

В сепараторе С-304 сконцентрированная влага отделяется от ВСГ, который выводится в топливную сеть.

Для нейтрализации десорбированной кислой воды в сепаратор С-304 подводится раствор щелочи.

Циркулирующий ВСГ после осушки поступает на прием компрессоров ПК-301/1,2 через сепаратор С-302.

После компрессоров ПК-301/1,2 ВСГ проходит через холодильник Х-302 и сепаратор С-303, после чего разделяется на два потока: один поступает в секцию предварительной гидроочистки сырья (избыточный ВСГ), а другой – в секцию каталитического риформинга (циркуляционный ВСГ).

Сконденсировавшиеся в сепараторах С-302 и С-303 жидкие углеводороды собираются в емкости Е-302, откуда насосами Н-304/1,2 подаются в стабилизационную колонну К-301.

Отделившиеся в емкости Е-302 углеводородные газы направляются на дожиг в печь.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 35.77%
  • Подумываю об этом 26.83%
  • Нет, пока никаких перемен 27.64%
  • Это секрет! 9.76%
результаты

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль