Проект разъяснений к МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями»

400
Совет по МСФО выпустил проект, предлагающий разъяснения к МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями». Их основная цель – сокращение различий в подходах к применению нового стандарта и снижение издержек, характерных для данного процесса.

Проект разъяснений к МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями»

Татьяна Суслова, старший менеджер компании EY, преподаватель-консультант Академии бизнеса EY


В июле 2015 года Совет по МСФО выпустил проект, предлагающий различные разъяснения к МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями». Предложенные поправки относились к идентификации обязательств к исполнению, лицензий на интеллектуальную собственность, руководства в отношении принципала и агента и правил перехода на МСФО (IFRS) 15. Основные цели выпуска данных поправок – сокращение различий в подходах к применению нового стандарта и снижение издержек, характерных для данного процесса. Давайте обсудим некоторые из ключевых решений, принятых Советом по МСФО. 

Лицензии на интеллектуальную собственность

Один из главных вопросов, который интересовал бизнес-сообщество, заключается в том, как признавать выручку по лицензионным договорам на интеллектуальную собственность (программное обеспечение, патенты, торговые марки, фильмы, франшизы и т.д.) – одномоментно или на протяжении определенного времени. Итоговое решение по признанию выручки зависит от того, требует ли договор от компании-продавца предпринимать какие-либо действия по значительному изменению функциональных возможностей интеллектуальной собственности или нет. Совет по МСФО разъясняет, какие действия попадают под это определение:

  • изменение формы (дизайна) или функциональных возможностей интеллектуальной собственности (обработка операций, задач и т.п.);
  • влияние на возможность клиента получать выгоды от интеллектуальной собственности.

Например, лицензия на трансляцию фильма или стандартное программное обеспечение предполагает, что все функциональные возможности доступны для клиента сразу (на момент передачи контроля), следовательно, выручка должна признаваться лицензиаром одномоментно. С другой стороны, функциональные возможности такого актива, как торговая марка, меняются в течении времени, так как на него могут воздействовать различные факторы (например, рекламная компания по продвижению торговой марки, которой активно занимается продавец лицензии). Следовательно, выручка по данному лицензионному договору должна признаваться на протяжении определенного времени. 

Идентификация обязательств к исполнению

Как вы помните, МСФО (IFRS) 15 требует идентифицировать обязательства к исполнению на основе отделимости товаров и услуг в контексте договора (один из критериев). Совет по МСФО не изменяет данный критерий, но предлагает включить дополнительные иллюстративные примеры к стандарту, разъясняющие, в каких ситуациях компания должна учитывать товары и услуги как одно обязательство к исполнению, а в каких ситуациях как отдельные элементы.

Принципал и агент

Очень часто в сделках, в которых принимают участие несколько заинтересованных сторон, требуется понять, в качестве кого действует продавец – принципала или агента. Вывод должен быть основан на том, будет ли компания-продавец контролировать соответствующие товары или услуги до передачи их покупателю (принципал) или нет (агент). Совет по МСФО предлагает сохранить принцип контроля как один из ключевых факторов при определении принципала или агента и включить дополнительные примеры, которые помогут разъяснить данный подход.

Правила перехода

Совет по МСФО разъясняет новые возможности по переходу на МСФО (IFRS) 15. Теперь компании имеют право не использовать полный ретроспективный подход в отношении:

  1. Договоров,  выполненных на дату начала наиболее раннего сравнительного периода, представленного в финансовой отчетности.
  2. Изменений, сделанных в договорах с момента их заключения и до даты начала наиболее раннего сравнительного периода. Однако данный подход не распространяется на идентификацию обязательств к исполнению и определение цены сделки. 

С одной стороны, новые возможности упрощают переход на новый стандарт, с другой – могут привести к снижению сопоставимости сравнительной информации. Поэтому компаниям следует осмотрительно использовать новые опции в том случае, если они будут утверждены Советом по МСФО и вступят в силу в ближайшее время.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль