Лучшая мотивация в кризис – это наличие самой работы

443
Кризис – это не повод сложить руки и все бросить. Это хороший шанс пересмотреть планы на будущее, уделить внимание обучению руководителей, повысить управленческие компетенции, построить систему наставничества, поработать над вовлеченностью персонала и сформировать новую культуру эффективного бизнеса.

Елена ДаниловаЕлена Данилова, старший тренер-консультант компании CBSD


Кризис кризису рознь. Давайте вспомним кризис 2008 года  и поговорим о том, что происходит сейчас.

Что было в 2008 году

Что было характерно для кризиса того года: резкое сокращение затрат на обучение, социальных льгот, зарплат, численности, убыточных направлений, заморозка премий, сворачивание инвестиционных программ, и еще многое другое, что позволяло пережить это время не в убыток. На что мы были тогда мотивированы? Главное тогда было – не делать резких движений. Нужно было переждать. Резко упало число сотрудников, покидающих компанию по собственному желанию, уходили только те, кого увольняли. Сокращение зарплат, заморозка премий, урезание пакета льгот не вызывало негативных реакций. Все понимали: сейчас так везде. 

Что происходит сейчас

Что же происходит сейчас? Кризис ли это? Многие аналитики говорят, что это уже не столько кризис, сколько «новая реальность», в которой нам предстоит жить годы, что ситуация будет только ухудшаться, и здесь нельзя просто затянуть пояса и переждать.

Нужно учиться жить по-другому. Для многих компаний это означает буквально следующее: ограничения в развитии бизнеса, повышение эффективности компании, концентрация на внутренних ресурсах. То есть, с одной стороны, предстоит улучшать качество работы своих сотрудников, с другой – повысить производительность труда и сократить затраты.

Что нас ждет

С какими трудностями предстоит при этом столкнуться? Например, с дефицитом профессионалов, которые могут работать быстро и качественно, на фоне значительного числа руководителей и специалистов с низкой компетентностью, большими амбициями и высокими зарплатами. Или неповоротливостью руководящего сектора – в большинстве компаний преобладают большие управленческие структуры, тяжелые, неэффективные, плохо принимающие решения, с большим количеством персонала, не влияющего на бизнес результат.

Как остаться на плаву

Итак, главный вопрос – как остаться наплаву, и чем замотивировать персонал, который, как и руководители, прекрасно понимает обстановку дел в сложившейся ситуации. Попытаемся найти ответы.

Традиционно для персонала наиболее значимой мотивацией является материальное вознаграждение, но в кризис, особенно сейчас, эта мотивация ушла на второй, а в ряде случаев, на третий план. И это легко объяснить – полученное вознаграждение в рублях обесценивается с большой скоростью, пропорционально падению стоимости барреля нефти. Что же, в таком случае, остается или становится важным для сотрудников?

Ответ достаточно прост – уверенность в завтрашнем дне. Лучшая мотивация в кризис – это наличие самой работы, стабильная выплата заработной платы и перспективы компании в будущем.

Что может сделать финансовый директор, чтобы поддержать уверенность сотрудников?

  1. Информировать людей о состоянии компании (если все идет хорошо), успехах и планах развития в долгосрочном видении.
  2. Стабильно выплачивать зарплату, строго соблюдать договоренности о вознаграждении, бенефитах.
  3. Уделять внимание формированию команд: люди работают с людьми, то есть в команде, где ощущение защищенности значительно повышается.
  4. Задавать индивидуальные планы развития на год вперед, закреплять кураторов или наставников за сотрудниками (кстати, настоящее время не случайно называют «ренессансом наставничества», этот вид мотивации набирает все большую популярность).

Еще один вид мотивации – повышение стоимости сотрудника как профессионала. Что делать в ситуации неустойчивости и неопределенности? Вкладывать в себя, в свое образование, повышать свою результативность, становиться для компании значимым, имеющим определенную ценность. Сокращение персонала в этом типе кризиса касается и будет касаться, прежде всего, наименее ценных сотрудников, тех кого легко заменить, чью работу можно безболезненно распределить между другими сотрудниками.

Позволить сотруднику развиваться и расти – очень выгодная мотивация персонала в условиях кризиса, ей можно и нужно пользоваться, совпадая с задачами компании – повышать эффективность бизнеса, она позволяет использовать внутренние резервы, сокращая затраты.

Как мотивировать сотрудников и повышать эффективность их работы

Что можно сделать, чтобы, с одной стороны, поддержать внутреннюю мотивацию сотрудника и, с другой стороны, повысить эффективность?

  1.  Сместить акцент в обучении на развитие тех сотрудников и руководителей, которые наиболее ценны для компании.
  2. Внедрить в компанию культуру мотивации на профессиональное саморазвитие;
  3. Обучить и внедрить в компании практику, при которой руководитель сам является коучером и наставником своих сотрудников.

Как удержать ценные кадры

Кризис, особенно системный и долгосрочный, – это не только падение дохода и страх неопределенности, это еще и время возможностей, которые раньше люди себе не могли позволить. Сложно уйти с работы, когда все стабильно. Сейчас же, когда все вокруг меняется, многие покидают компании, пытаются искать себя, начинают свой бизнес, меняют профессии, уходят на фриланс, уезжают работать в другие страны. Как правило, это самые активные и творческие сотрудники.  Как раз те, которые наиболее ценны для компании.

Есть ли у компании способы, позволяющие удержать таких сотрудников? Есть, для этого необходимо:

  • вовлечь таких сотрудников в значимые проекты, стартапы;
  • дать возможность учиться, не покидая компанию;
  • попытаться найти новые формы сотрудничества, например, не внутри компании, а в качестве приглашенного эксперта под задачу;
  • позволить уйти на время с возможностью вернуться на прежнюю должность и т.д.

Как бы это не звучало парадоксально, но кризис – это не повод останавливаться. Возможно, это хороший шанс пересмотреть планы на будущее, уделить внимание обучению руководителей, повысить управленческие компетенции, построить систему наставничества, поработать над вовлеченностью персонала и сформировать новую культуру эффективного бизнеса, ту культуру, которой так не хватало нам до этого времени в российских компаниях.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы любите свою работу?

  • Обожаю! 39.29%
  • У нас с работой то любовь, то ненависть 32.14%
  • Работаю исключительно за деньги 20.54%
  • А вам зачем знать? 8.04%
результаты

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Доставка новостей

Подпишитесь на рассылку и получайте решения, которые пригодятся Вам в работе. Бесплатно.