Как регламентировать управление денежными средствами предприятия

671
Если нужно оптимизировать управление денежными средствами компании – пересмотреть процедуру согласования и исполнения платежей или ужесточить контроль оплат, мы подскажем, как лучше описать новые правила в регламенте, чтобы у исполнителей не возникало вопросов.

Регламент управления денежными средствами нужен, чтобы:

  • установить единый порядок проведения платежей;
  • проводить мониторинг и контроль казначейского исполнения бюджета;
  • выявлять злоупотребления сотрудниками своих полномочий, снизить риск нанесения ущерба;
  • повысить кассовую дисциплину.

Чтобы реализовать все эти задачи на практике, предстоит отразить в документе весь комплекс правил и процедур – порядок прохождения платежей, работу c платежной системой (соответствующим программным обеспечением), сроки и ответственных за согласование и исполнение платежей, последовательность прохождения последних и т. д. (обо всем подробнее см. Как контролировать платежи компании).

Как разработать общие положения регламента управления движением денежных средств предприятия

Общие положения – вводная часть регламента управления денежными средствами компании, цель которой ознакомить пользователя с назначением документа и его ролью в бизнес-процессах. В этом разделе положения можно представить:

  • цели и задачи регламента – чаще всего такой документ вводят в действие с целью оптимизации денежных потоков, установления общего порядка взаимодействия для всех подразделений, создания прозрачных и понятных процедур, усиления кассовой дисциплины и т. д;
  • список пользователей документа – необходимо перечислить подразделения, на которые распространится действие этого документа, а также указать бизнес-процессы, которые он затронет (например, бизнес-процесс «Закупки» – отдел снабжения, административно-хозяйственная служба и т. д.). Как правило, это все сотрудники компании, которые уполномочены подавать заявки на платежи;
  • нормативные ссылки – в этом подразделе нужно указать, на какие положения и инструкции компании ссылается регламент. Например, положение о финансовой структуре компании или регламент по бюджетированию. Если какие-то части документа обусловлены требованиями законодательных актов и нормативных источников – их также следует привести.

Чтобы избежать противоречий, неоднозначных трактовок или непонимания регламента, стоит отдельно изложить и разъяснить основные понятия и определения, дать расшифровки по используемым сокращениям (подробнее см. Как избежать противоречивых формулировок в регламенте управления денежными средствами).

В заключительной части регламента можно раскрыть следующую информацию:

  • лист согласования и утверждения регламента;
  • лист рассылки копий регламента в случае внесения в него корректировок;
  • сведения о разработчике регламента, перечень лиц, назначенных ответственными за актуализацию регламента, его согласование и утверждение;
  • требования о соблюдении конфиденциальности при работе с платежами.

Чтобы узнать больше, см. Как оптимизировать управление денежными средствами компании.

Как регламентировать этапы прохождения платежей

Этапы прохождения платежей в регламенте управления денежными средствами предприятия необходимо оформить отдельным разделом, где подробно раскрыть последовательность движения заявки на платеж, а именно:

Как регламентировать контроль расходования наличных денежных средств

Для усиления кассовой дисциплины отдельный раздел регламента управления денежными средствами целесообразно посвятить контролю над расходом наличных средств. Деньги могут выдаваться сотрудникам компании для выполнения их служебных обязанностей – идти на оплату хозяйственных расходов, закупку товарно-материальных ценностей, оплату командировочных расходов и прочие затраты (подробнее см. Как мотивировать сотрудников на исполнение бюджетов).

В регламенте необходимо предусмотреть, чтобы на каждую выдачу денежных средств сотрудник составлял заявку на платеж, а также своевременно подавал авансовый отчет об их расходовании. В случае непредставления отчета в отведенное регламентом время нужно определить ответственность (как грамотно защитить компанию, см. Эффективные методы защиты компании от мошенничества сотрудников).

Подготовлено по материалам ФСС «Система Финансовый директор»

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Какие вопросы вам задают на защите годового отчета директор и акционеры? Выберите, пожалуйста, все возможные варианты.

  • Почему столько ушло на налоги? 50%
  • Почему такая выручка? 22.41%
  • Если есть прибыль, то где деньги? 60.34%
  • Какие дивиденды получим? 18.97%
  • Какой результат будет в следующем году? 44.83%
  • Почему мы платим премии сотрудникам отдела «Н» если план компании не выполнен? 24.14%
  • У нас прибыль, зачем брать еще кредит? 18.97%
  • Почему не все расходы учли в налоговом учете? 18.97%
  • А почему такая большая кредиторская задолженность? 29.31%
  • А почему в августе нет выручки, ведь были заказы в работе и оплаты приходили? 12.07%
  • Какие премии в этом году вы планируете выплатить топ-менеджерам и почему? 12.07%
  • Какие результаты будут у компании через 5-10 лет. Ваши прогнозы? 24.14%
  • Если у нас убытки, может просто закрыть фирму или продать? 39.66%
  • Как мне понять, что годовой отчет составлен верно, что в нем нет манипуляций? 32.76%
  • Как обстоят дела у других предприятий конкурентов? 15.52%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль