Управление цепочками поставок и закупки: в чем разница

653
Сулейманов Зелим
CEO PrECA
В своей работе я нередко сталкиваюсь с заблуждением: люди не видят разницы между закупками и управлением цепочками поставок (SCM). Причем, что удивительно, такого подхода придерживаются даже сотрудники авторитетных консалтинговых компаний – BCG, McKinsey, PWC и др.

Управление цепочками поставок и закупки: в чем разница

Зелим Сулейманов, владелец компании PrECA

Закупки (Procurement) – это уже давно отдельный мир и самостоятельная дисциплина, требующая отдельного подхода. Если управление цепочками поставок охватывает управление логистическими потоками, планирование, оптимизацию сети поставок, транспорт, склады, MRP и т.д., то закупки – это, прежде всего, взаимоотношения с поставщиками, стейкхолдерами, коммерция, категорийный менеджмент. То есть, менее техническая дисциплина, в которой soft skills столь же важны,, как и hard skills.

Безусловно, оба направления тесно взаимосвязаны, тут не поспоришь. Однако валить все в одно, как это было принято на протяжении 1990-х и 2000-х, определенно не стоит. Пришло время навести порядок в терминологии и провести четкий водораздел.

На сегодняшний день все больше компаний склоняются к выделению закупок в отдельную функцию: создают глобальные отделы закупок, нарабатывают единую категорийную экспертизу внутри компании, адаптируют стратегию для локальных рынков. Ряд непрямых категорий закупок (административные, general services, IT, телеком и пр.), а также операционные закупки уходят на аутсорсинг, оставляя возможность сосредоточиться на крупных, стратегически важных категориях – таких как маркетинг, сырье, упаковка.

Другой важный тренд последних лет: появляется все больше прикладных IT-инструментов для закупок, в результате чего функция стремительно автоматизируется.

Все это говорит о том, что закупки эволюционировали в отдельную сферу бизнес-процессов, и с некоторых пор требуют более взвешенного и специфического подхода. Рассматривать их без отрыва от SCM – это все равно что затягивать гайки разной формы одним и тем же ключом.

Кстати о ключах. Меня искренне удивляет, когда некоторые эксперты сообщают о себе: «Мы специализируемся в управлении поставками и закупках». Ничего себе специализация! В сегодняшних реалиях это аналогично признанию о том, что люди заняты одновременно выращиванием пшеницы и выпечкой хлеба.

На мой взгляд, в условиях современного рынка нельзя быть экспертом одновременно в двух-трех крупных дисциплинах. Эпоха консалтеров-дженералистов уходит в прошлое. Сегодня необходимо выбрать одну специализацию и владеть действительно качественной экспертизой (а не только заявлять об этом). На развитых рынках закупки выделены в отдельную тему для консалтинга, соответственно появились и компании, специализирующиеся в этой области.

Что вы думаете по поводу такого разделения? Как обстоят дела в Вашей компании – закупки выделены в отдельную функцию или находятся внутри функции управления цепочками поставок?



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Когда у Вас наивысшая нагрузка на работе?

  • Начало марта 28.57%
  • Середина марта 9.52%
  • Конец марта 28.57%
  • Начало апреля 4.76%
  • Середина апреля 9.52%
  • Конец апреля 19.05%
результаты

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль