Как разработать программу оптимизации затрат

1973
Одна из наиболее актуальных проблем большинства российских предприятий – необоснованный и неконтролируемый рост затрат. Чтобы застраховаться от него, необходима четкая программа по оптимизации затрат на предприятии.

Процесс создания системы управления затратами на предприятии можно разбить на следующие этапы:

  • установление связи между системами управления затратами и бюджетного управления;
  • определение перспективных направлений оптимизации затрат на предприятии;
  • разработка плана мероприятий по оптимизации затрат.

Как создать взаимосвязь систем управления затратами и бюджетирования для оптимизации затрат

Внедрение на предприятии системы бюджетирования может расцениваться как первый шаг на пути к управлению затратами. При разработке бюджета предприятие ограничивает размер планируемых затрат и тем самым управляет ими. Бюджет компании можно составлять с использованием нормативов затрат (подробнее см. Как нормировать и лимитировать плановые значения по статьям бюджетов, например, в приведенной ниже формуле нормируются расходы на топливо), а также путем жесткого ограничения затрат структурных подразделений и установления менеджментом компании лимитов (лимитирование).

Формула. Месячная норма расхода горюче-смазочных материалов для офисного автотранспорта

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

QH

Нормативный расход топлива

л/мес.

Результат расчета

H6

Базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля

л/100 км

Технический паспорт автомобиля

S

Пробег автомобиля

км

Показания приборов

D

Поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме

%

Распоряжение Минтранса России о введении норм расходов на ГСМ

Необходимое условие увязки систем бюджетирования и управления затратами – наличие единого органа управления – бюджетного комитета. Для управления целесообразно сформировать матричную структуру бюджетного комитета, когда каждая статья затрат контролируется как руководителем бюджетного центра, так и руководителем функционального центра (подробнее см. Как регламентировать работу бюджетного комитета).

Управление затратами на предприятии начинается с составления первого варианта бюджета. Если этот вариант не устраивает менеджмент предприятия или собственников, то запланированные статьи бюджета, в том числе и затратные, корректируются (подробнее об этом см. Как регламентировать внесение изменений в утвержденные бюджеты).

Как определить перспективные направления оптимизации затрат на предприятии

Для выявления затрат, которые можно сократить, целесообразно использовать следующие виды анализа (или их сочетание):

  • анализ структуры затрат – вертикальный, горизонтальный и трендовый анализ. С помощью вертикального анализа определяют структуру затрат, в основе горизонтального лежит сравнение каждой позиции по статьям затрат отчетности с предшествующим периодом (месяцем, кварталом, годом) или плановыми показателями, трендовый анализ определяет тенденции изменения статей затрат;
  • сравнительный анализ – основан на сопоставлении наиболее значимых показателей компании с аналогичными показателями конкурентов или со среднеотраслевыми показателями;
  • анализ носителей затрат – все носители затрат можно условно разделить на три группы: конструкция производимого товара (что вы производите), технология производства (как вы производите и реализуете) и управление производством (как вы управляете компанией).

Как построить план мероприятий по оптимизации затрат

План мероприятий по оптимизации затрат на предприятии включает следующие положения:

  • наименование мероприятия;
  • направленность мероприятия (какая статья затрат будет оптимизирована);
  • факторы, оказывающие влияние на статью затрат (носители затрат);
  • суть мероприятия (решение по оптимизации затрат);
  • стоимость мероприятия;
  • эффект от проведения мероприятия;
  • лица, ответственные за выполнение мероприятия;
  • сроки реализации.

При разработке плана мероприятий по снижению затрат важно правильно назначить ответственных лиц за выполнение каждого мероприятия. Ответственными за управление затратами должны быть менеджеры компании (начальники производственных подразделений, функциональные директора), поскольку только они владеют технологией, управляют производством и другими бизнес-процессами, принимают решения в рамках производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Роль финансово-экономической службы заключается в установлении правил игры: разработке классификаторов и справочников, внедрении управленческого учета и бюджетирования, а также предоставлении менеджерам информации для принятия решений. И самое главное, в управлении затратами должен участвовать и быть заинтересован генеральный директор компании – весь процесс должен проходить под его руководством.

Подготовлено по материалам ФСС «Система Финансовый директор»



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Планирует ли ваша компания в ближайшие 6 месяцев увеличивать штат сотрудников?

  • Да, планируем увеличить штат в пределах 10% 20%
  • Нет, планируем сокращать персонал в пределах 10% 15%
  • Собираемся увеличить штат более, чем на 10% 3.75%
  • Собираемся сократить персонал более чем на 10% 10%
  • В ближайшее время штат компании никак не изменится 51.25%
результаты

Рассылка





© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Доставка новостей

Подпишитесь на рассылку и получайте решения, которые пригодятся Вам в работе. Бесплатно.