Как планировать прочие поступления в бюджете движения денежных средств

227
В статье представлены рекомендации, которые помогут упростить планирование прочих поступлений для бюджета движения денежных средств. Они подскажут, что отнести к этой статье, чем обосновывать прогнозы и как избежать ошибок в расчетах.

Прочие поступления – не главная статья бюджета движения денежных средств, но важная. От нее также зависит, насколько сбалансированным окажется бюджет. Чтобы точно спрогнозировать прочие поступления, необходимо:

  • определить их перечень;
  • выбрать способ их планирования.

Какие поступления в бюджете движения денежных средств отнести к прочим

Прочие поступления денежных средств – те, что не связаны с основным бизнесом, не регулярны (см. подробнее Как планировать движение денежных средств при составлении бюджета). Например, торговая компания ежемесячно оказывает транспортные услуги, предоставляет свой автопарк в аренду. То есть помимо выручки от реализации товаров, она получает дополнительный доход на регулярной основе. Эти поступления не нужно относить к прочим.

Среди прочих могут быть:

Как планировать прочие поступления на предстоящий период

Прочие поступления в БДДС можно планировать несколькими способами (например, см. Положение по планированию бюджета движения денежных средств группы компаний «Ява»):

  • на основании документов:
    – судебные решения;
    – исполнительные листы;
    – договоры;
    – извещения от налоговой инспекции и внебюджетных фондов;
    – акты сверок с поставщиками;
    – авансовые отчеты сотрудников;
  • на основе статистики прошлых периодов (не менее двух лет);
  • на основе данных бюджета доходов и расходов компании и утвержденных плановых мероприятий на бюджетный период (сопоставление прочих доходов и прочих поступлений от плановых мероприятий).

Чтобы корректно спрогнозировать все прочие поступления денежных средств, цифры, полученные разными способами, удобнее свести в одну таблицу. Заполняя ее, не забудьте согласовать все поступления, обоснованные документами, с руководителями отделов (подробнее о том, как планировать статьи бюджета денежных средств, см. Техника планирования движения денежных средств).

Планируя прочие поступления на основе статистики за предыдущие периоды, лучше всего взять их средние значения за два–три года в процентном отношении от всех поступлений компании. Такой способ обоснован, если сложно их детализировать (по каждому контрагенту). Допустим, суммы штрафов и пеней от клиентов, нарушивших договорные условия, сложно спланировать в детализации по каждому покупателю. По статистике среднемесячная сумма таких поступлений – 5 процентов от всех оплат. Логично предположить, что в следующем бюджетном периоде она останется такой же. Для подстраховки обсудите ее с руководителем коммерческой службы. Это позволит нивелировать неточности в прогнозе.

Планируя прочие поступления от бюджета доходов и расходов, можно воспользоваться такой методикой – пропорционально увеличивать или уменьшать те поступления, которые связаны напрямую с доходами компании (как достоверно спрогнозировать выручку, см. Как спланировать выручку компании на несколько месяцев вперед с помощью Excel).

Формула. Расчет прогнозируемой выручки от продаж

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

ВРП

Планируемая выручка от продаж

руб.

Результат расчета

СПМ

Продажи за последний месяц

руб.

Управленческая или бухгалтерская отчетность, данные скорректировать по фактору сезонности

Трм

Среднемесячный темп роста в исследуемом периоде

%

Рассчитывается по формуле

Ис

Индекс сезонности

%

Определяется как отношение фактической выручки к значению тренда

Например, если в бюджете доходов и расходов предусмотрен рост продаж на 25 процентов по сравнению с прошедшим периодом, то можно предположить увеличение прочих поступлений по статье «Штрафы, пени и неустойки от контрагентов за нарушение условий договоров» в той же пропорции. При плановом падении выручки необходимо уменьшить прочие поступления на тот же процент. Допустим, собственник утвердил план модернизации автопарка компании, который предусматривает не только приобретение новых единиц техники, но и реализацию старых. В этом случае поступление денег от реализации старых автомобилей должно найти отражение в бюджете движения денежных средств по строке «Прочие поступления».

Подготовлено по материалам ФСС «Система Финансовый директор»



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Финансовый директор это мужская профессия или женская?

  • Конечно, мужская 16.96%
  • Женская, разумеется 2.92%
  • Пол не имеет значения, был бы специалист хороший 80.12%
результаты

Рассылка





© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
  • Смотреть вебинары. Регистрация на ближайший уже открыта, приходите (раздел «Вебинары»)
  • Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Доставка новостей

Подпишитесь на рассылку и получайте решения, которые пригодятся Вам в работе. Бесплатно.