Время перемен – это не только проблемы, но и постоянный драйв

466
Финансовый директор ООО «Управляющая компания ЯВА» Наталья Кузнецова уверена, что кризис - это время не проблем, а возможностей. Главное - разработать и внедрять антикризисную программу, верить в себя и в своих подчиненных.

Анна ГрачеваНаталья Кузнецова, финансовый директор ООО «Управляющая Компания “ЯВА”», Председатель финансовой комиссии по ликвидности ГК ЯВА, член Совета директоров «Ювелиры Урала»


– Наталья, расскажите, пожалуйста, о планах компании на 2016 год?

– В 2016 год ГК ЯВА входит с серьезным портфелем заказов и наше главное стремление – их исполнить.

Второй задачей является исполнение обязательств по кредитному портфелю. Наши постоянные банки-партнеры вместе с нами работают над поддержанием финансирования деятельности компаний. Но в банковской сфере сейчас непростые времена – ужесточились требования ЦБ, вводятся новые ограничения, подход к кредитной политике стал более жестким. Приходится искать решения, которые бы удовлетворяли обе стороны. Удалось найти общий язык со всеми. Но мы, тем не менее, продолжаем искать новых партнеров, которые предложат лучшие условия. Это постоянная работа.

Третья задача – продолжение работы в рамках антикризисной программы. Все бюджеты компаний содержат планы по дополнительному сокращению затрат, энергосбережению, избавлению от неэффективно используемых активов.

– Приходится ли Вам отказываться от каких-то проектов, закрывать предприятия?

– Собственники поставили топ-менеджменту группы задачу – не потерять активы. Заводы не должны простаивать.

ГК ЯВА – многоотраслевой холдинг и этот статус, с одной стороны, ко многому обязывает. Управлять такой группой непросто – надо разбираться в специфике каждой бизнес-единицы. А с другой стороны, это позволяет нам во времена рецессии поддерживать компании, в отраслях которых идет существенное падение, за счет тех предприятий, у которых дела идут хорошо.

Тем не менее, есть бизнес-единицы, по которым мы не видим дальнейших перспектив развития, их нет смысла содержать. В 2015 году мы продали банк группы, деньги от сделки собственники направили в оборотный капитал предприятий. Мы также избавляемся от неэффективно используемых объектов промышленной и коммерческой недвижимости, земельных участков. Готовы рассмотреть предложения инвесторов и покупателей.

– Как Вы подготовились к кризису?

– Еще в 2014 году мы разработали и начали внедрять антикризисную программу. Мы провели инвентаризацию всех активов и сейчас избавляемся от непрофильных и неэффективных. Кроме того, мы перестроили архитектуру группы, чтобы повысить управляемость и оптимизировать налоги.

– Есть ли в антикризисной программе пункт, посвященный сокращению персонала?

– Да, есть. Чтобы сохранить активы, приходится чем-то поступиться. Мы разработали и начали внедрять программу по сокращению ФОТ. В разных компаниях пришлось сократить от 12 до 40% персонала. Однако мы стараемся максимально сохранить рабочие места, особенно в городах депрессивных регионов, где наши заводы являются чуть ли ни единственным местом работы сотен людей.

Есть ли какие-то инвестиционные проекты, которые вы сейчас не закрыли, а наоборот, активно реализуете?

– Из пула имеющихся инвестиционных идей мы выбрали проект создания производства клинкерного кирпича на ООО «Заречный» в городе Асбест. Эту продукцию в России практически никто не производит, ее завозят из стран Европы – Бельгии, Чехии, Германии, Франции. Когда строительная отрасль пойдет на подъем, у нас уже будет новый бренд , мы рассматриваем кризис как возможность.

Мы работаем и с другими инвестиционными проектами, но запустим их только тогда, когда найдем внешнее финансирование.

Какие антикризисные мероприятия финансовому директору стоит проводить сейчас, а какие делать уже поздно?

– Не думаю, что есть какие-то антикризисные меры, которые уже поздно реализовывать. Даже если что-то еще не сделано, делать это нужно, несомненно. Эффект может быть несколько ниже, но он будет обязательно.

Например, вы проинвентаризировали свои активы и обнаружили неликвиды, излишки, оборудование, используемое на 10-20%, технику, не подлежащую восстановлению или требующую слишком больших затрат на ремонт. Можно попытаться продать все это по любой стоимости, сдать в металлолом, переработать, придумать способ и дать новую жизнь.

Если вы нашли неэффективно эксплуатируемые объекты недвижимости или захламленные помещения, еще не поздно искать на них покупателя, арендатора. Такие площади можно законсервировать, отключить коммунальные услуги, заблокировать инфраструктуру, перестать страховать и может даже и охранять (если объект внутри территории – исключить из контроля периметра обхода охраной или повесить одну камеру).

Не поздно продолжить работать над ФОТ – исключить дублирующие функции, замещать двух неэффективных работников одним, расширять сферу обслуживания за счет повышения квалификации, проводить аттестации с целью выявления снижения ключевых навыков. При этом важно поддерживать здоровую обстановку в коллективе – разъяснять действия руководства, предотвращать панические настроения, саботаж и дезорганизацию. Особое внимание стоит уделить носителям информации и ключевых компетенций – кадровому ядру. Вплоть до того, что для них создать индивидуальные условия. Сейчас, как никогда, «кадры решают все». Ни одно, даже самое современное автоматизированное оборудование ничто без человека.

Если необходимо остановить часть производства, чтобы в будущем восстановить его, стоит именно так и говорить коллективу. Возможно, сотрудники захотят пойти в неоплачиваемые отпуска, чтобы сохранить рабочие места.

Никогда не поздно менять архитектуру бизнеса, если это способствует повышению управляемости, снижению рисков, дает синергетический эффект, законно оптимизирует налоги. Например, если две компании вашей группы показывают диаметрально противоположные результаты – у одной прибыль, и вы планируете заплатить с него налог, а у другой убыток и полная нехватка оборотных средств, но есть перспективы в виде портфеля заказов, то вполне целесообразно присоединить убыточную компанию к прибыльной. При этом стоит внимательно отнестись к экономической целесообразности, обоснованию реструктуризации компаний – нелепо будет выглядеть присоединение строительного треста к шоколадной фабрике. Оптимизация налогов не должна быть самоцелью и основной причиной.

Поздно начинать абсолютно новые проекты, которые являются «роскошью», «бантиками» управления, даже если они и были частью антикризисной программы. Например, если вы планировали автоматизировать управленческий учет и сделать автоматическое создание визуализации отчетов, стоит остановиться на том этапе, на котором вы находитесь сегодня. Это хороший и нужный проект, но проект завтрашнего дня. Если вы сегодня способны собрать всю необходимую для принятия управленческих решений информацию чуть медленнее, чем это сделает программное обеспечение за 40 млн руб., если вы способны сами создать графики и диаграммы, пусть не анимированные, но несущие верифицированную релевантную информацию, то отложите такой проект до лучших времен. Помните, как в самолете нас инструктируют «оденьте маску сначала на себя, потом на ребенка» Подобные проекты и есть наши дети. Но если сама компания погибнет, «ребенку» не выжить точно.

А вот если проект позволит вам завтра стать лидером отрасли, выпустить новый продукт, который будет пользоваться спросом, или улучшит потребительские качества существующего, то такой проект нужно довести до конца.

– Что Вы думаете о сделках слияния и поглощения? От них сейчас стоит отказаться, или наоборот?

– Сейчас время покупателя – тот, кто владеет наличностью, может сделать крупный прорыв к экстенсивному расширению бизнеса. И сделки M&A тоже могут быть частью антикризисной программы, ведь вы можете договориться практически о любой рассрочке при покупке нового актива, а также о таких скидках, о которых раньше нельзя было и подумать. На моей практике скидки могут достигать до 50%.

– Что Вы посоветуете делать финансовому директору, которого сократили?

– Во-первых, нужно всегда быть готовым к такому исходу, ведь мы наемные менеджеры. Но главное – хорошо делать свою работу, быть гибким, генерировать идеи, быть надежной опорой руководству, не бояться брать на себя ответственность, доводить начатое до конца и не идти на сделку со своей совестью.

Во-вторых, если вы все же оказались в рядах соискателей, наберитесь терпения. Поиск работы продлиться от двух месяцев до года. И чем выше ваши требования, тем срок длиннее. Используйте его, чтобы развиваться. Учитесь продавать себя. Презентовать свои навыки и умения.

В-третьих, не опускайте руки после отказа, не отчаивайтесь, верьте в себя. Посмотрите на ситуацию реально – да, вы упустили возможность, но вы и не получили новых проблем и стрессов, в конечном итоге, вы не потеряли ничего, ведь у вас и не было этой работы.

В любой ситуации можно найти положительные стороны. Главное помнить, что все заканчивается рано или поздно. И наша основная задача – не зацикливаться на текущих неурядицах, думать о будущем и верить в себя и в окружающих. Все познается в сравнении. То, что сегодня кажется непростым временем, позднее окажется очередным витком развития.

Как Вы мотивируете себя и своих сотрудников?

– Мне повезло – со мной рядом всегда оказываются ответственные, дотошные, грамотные, думающие специалисты. Когда я была начинающим руководителем, я много внимания уделяла вопросам построения отношений, но в итоге выделила для себя самые важные моменты:

  • доверяй, но проверяй;
  • будь честным, но не откровенным;
  • найди время послушать, но не становись мамой;
  • если человек ведет себя неадекватно – проблему надо решать сразу;
  • объясни один раз – если тебя не поняли, виноват ты – не четко сформулировал, если тебя не поняли второй раз – виноват подчиненный, он не желает слушать, третий раз не объясняй, не трать время, это не его. Или найди функцию, где сотрудник будет на месте или прощайся;
  • не допускай последовательного (перекладывание на других и отсыл тебя за результатами) и обратного (возврат задачи тебе) делегирования – это самое большое зло, пресекай на корню;
  • управляй регламентом – четко следи, чтобы звезды не выбирали себе работу, «не копались» в задачах – упустишь момент «сядут на шею»;
  • всегда держи слово, не уверен – не обещай.

Быть руководителем – это настоящее искусство и, наверное, внутреннее состояние души. Кроме того, это постоянный процесс совершенствования и взаимного обучения. Я учусь у своих сотрудников, коллег, руководства, акционеров, друзей, семьи. Даже у своих домашних животных. Именно это меня мотивирует – узнать новое, впитать, получить результат. А умение балансировать на грани дружбы и сохранения авторитета появляется с опытом.

– Что Вы считаете своим самым большим профессиональным достижением?

Время перемен – это не только проблемы, но и постоянный драйв от решения сложных проблем, креатива. Именно сейчас прекрасная возможность понять, чего стоят люди рядом с тобой. Я очень горжусь своими бывшими подчиненными. Каждый из них вырос в самостоятельного успешного финансового директора. При этом развивался, получал дополнительное образование, обрастал семьями и детьми. Я очень горда именно этим. Это мое самое большое достижение в профессиональной деятельности.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Финансовый директор это мужская профессия или женская?

  • Конечно, мужская 17.57%
  • Женская, разумеется 2.7%
  • Пол не имеет значения, был бы специалист хороший 79.73%
результаты

Рассылка





© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
  • Смотреть вебинары. Регистрация на ближайший уже открыта, приходите (раздел «Вебинары»)
  • Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Доставка новостей

Подпишитесь на рассылку и получайте решения, которые пригодятся Вам в работе. Бесплатно.