Основной финансовой стратегией в кризис считаю наличие ликвидных активов в организации, в идеале - деньги

501
Эксперты и многие коллеги уверены, что кризис не закончился. Какой финансовой стратегии компания будет придерживаться в 2016 году, чтобы пережить не простое время, рассказала в интервью "Финансовому директору" Анна Грачева, вице-президент по финансам ГК "Логос".

Анна ГрачеваАнна Грачева, вице-президент по финансам ГК "Логос"


Кризис – время,  когда появляется неопределенность  в будущих доходах, сокращаются возможности привлечения внешнего финансирования, растет количество неплатежей, недобросовестных контрагентов, а вместе с тем, ужесточаются проверки контролирующих органов.  В связи с этим, основой финансовой стратегией  на следующий год будет  обеспечение наличия денежных средств на расчетных счетах и в кассе предприятия.

- Почему это так важно?

- В кризис вся система находится без широкой денежной массы. Поэтому вопрос наличия денежных средств  на предприятии становится очень острым и может решить судьбу компании.  Так как денег становится существенно меньше у всех, то  увеличится число предложений – заплатить за поставки товаром или услугами. К таким предложениям надо относиться очень осторожно и если брать в счет погашения товар, то только в том случае, если все другие возможности оплат, например, дисконтирование, рассрочка, уже исчерпаны. Брать такой товар или имущество  имеет смысл только в том случае, если предприятие четко понимает, как оно будет использовать данный актив и сколько затрат появится в связи с его наличием. Бывают случаи, когда в счет погашения долга отдается товар, невозможный к быстрой реализации, скоропортящийся, утилизация которого обходится владельцу слишком дорого. Или недвижимость/земля, использование которой неспециалистом маловероятно, реализация затруднительна, а налог на имущество существенен. Поэтому считаю основной финансовой стратегией в кризис - наличие ликвидных активов в организации, в идеале деньги.

- Ваша компания, несмотря на кризис, провела несколько сделок M & A. Чем было продиктовано решение расширить бизнес в сложное время?

- Именно в период тяжелой экономической ситуации можно за разумные деньги приобрести активы, которые при правильном использовании  могут окупить вложенные деньги в разумные сроки. Тут основное – правильное использование. Мы покупали понятные для нас бизнесы, то есть просто масштабировали свой уже существующий бизнес. А новые сделки  добавляли нам доходную часть и не требовали существенного изменения бизнес-процессов, технологий и наращивания уже существующих затрат.

- Каковы результаты этих сделок?

- Мы довольны результатами сделок. Нам удалось увеличить маржинальность на 30 процентов. Мы также планируем окупить инвестированные деньги в течение двух лет.

- Какие  источники финансирования использовали?

- Мы финансируемся за счет собственных оборотных  средств и овердрафтного финансирования. Такая схема позволяет минимизировать затраты на проценты.

- Как вы оптимизируете затраты в кризис? 

- Оптимизация затрат у нас происходит постоянно и началась уже два года назад, когда  объемы рынка прессы, на котором работает  часть компаний Холдинга начали быстро сужаться. Простая резка затрат у нас уже не проходит,  мы вынуждены менять бизнес-процессы, чтобы сократить затраты и повысить прибыльность Холдинга. Так одной из последних мер стала отдача части точек продаж по франшизе сторонним контрагентам. Данная мера позволяет нам, продолжая поставлять товар и обслуживая точки, уменьшить затраты на линейный персонал и вывести убыточные точки на маржинальный плюс.

- Что, по-вашему, не стоит делать компаниям в кризис? 

- Прежде всего, не стоит фантазировать, что открытие нового бизнеса позволит решить проблемы старого.  Всегда кажется, что чужой бизнес более прибыльный, успешный и простой. Не надо обольщаться, в новом бизнесе также трудно и затратно. В кризис также не стоит:

  1. верить, что увольнение старого персонала и набор нового позволит вывести предприятие в плюс. Про свой персонал  известно все, положительные и отрицательные качества сотрудников. Новые работники могут быть дешевле и, на первый взгляд, иметь массу достоинств. Но они также имеют недостатки, которые на проверку могут оказаться существенно хуже, чем все его якобы существующие достоинства.
  2. привлекать внешнее финансирование без четкого понимания как предприятие отдаст его в установленные сроки.
  3. верить, что проблемы краткосрочные, кризис скоро кончится, надо только немного потерпеть.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Что планируете поменять в финансовой службе в следующем году?

  • Пересмотреть структуру службы 22.58%
  • Сократить штат 22.58%
  • Расширить штат 12.9%
  • Ввести KPI и увязать с ними премии 35.48%
  • Будем жестко экономить 22.58%
  • Ничего не изменится 19.35%
результаты

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль