Как небольшой компании корректировать бюджет в кризис

193
Если в экономике кризисная ситуация, то скорее всего те бюджеты, которые компании сверстали в конце года, не будут выполнены. Значит в течение года их придется корректировать. Поговорим о том, как сделать это наиболее эффективно.

Есть несколько методик составления бюджета, которые позволяют оперативно скорректировать бюджет в течение года, если становится понятно, что он не может быть выполнен в первоначальном виде.

Сценарное бюджетирование

Самая распространенная методика – сценарное бюджетирование.  Каждое ЦФО формирует три бюджета: оптимистичный, пессимистичный, базовый. Соответственно, формируются 3 варианта общего бюджета компании и какой-то бюджет берется за основу. Компания начинает по нему работать. Если финансовая служба понимает, что ситуация изменилась в ту или иную сторону, то переключается на тот бюджет, который больше заточен на ситуацию.

Недостаток этого метода в том, что очень тяжело составить три варианта бюджета. Если базовый сценарий основан на видении того, как будет развиваться ситуация. (например, отдел продаж считает, что продажи составят 1 млн руб.), то остальные сценарии мало что отражают. Отделам бывает трудно составить пессимистичный и оптимистичный сценарий. Например,  непонятно, насколько должны упасть продажи, чтобы применять пессимистичный сценарий и  они цифры берутся «с потолка».

Это рабочая схема рабочая, потому что финансовая служба имеет  вилку бюджета:  диапазон и по доходам, и по расходам, в рамках которого может действовать. Проблема в том, что границы этого диапазона часто размытые  и не очень коррелируют с реальностью.

Адаптивное бюджетирование

Если финансовая служба прибегает к методика адаптивного бюджетирования, то формируется только базовый вариант бюджета. Причем, этот базовый вариант формируется достаточно консервативно. Например, если отдел продаж считает, что телевизоры будут продаваться, а насчет пылесосов не уверен, то доходы от продажи пылесосов из бюджета исключаются.

Компания начинает работать по этому бюджету,  а финансовая служба его регулярно анализирует. В первую очередь, анализируется бюджет продаж. Если финансовый директор видит, что продаже меньше, чем заложено, начинается корректировка расходной части. Уже на стадии формирования бюджета финансовая служба и руководители подразделений  должны понимать, какие расходы и в каком порядке они будут резать. Например, в первую очередь сокращаются представительские расходы (участие в выставках, снятие видеороликов) – расходы, которыми можно пожертвовать, если развития нет. Во вторую очередь – командировочные расходы (например, топ-менеджер пересаживается из бизнес-класса в эконом).Удобно, если вместе с бюджетом будет составлена таблица расходов в том порядке, в котором они будут сокращаться при ухудшении ситуации. Это позволит быстро и эффективно корректировать расходы, если фактические доходы меньше ожидаемых.

Если доходы больше, чем заложено в бюджете, у финансовой службы и руководства компании должен быть план того, как эти доходы можно освоить. Например, досрочно погасить кредит в банке,  или инвестировать в новые проекты, на которые в базовом сценарии денег нет, но при наличии дополнительных ресурсов есть возможность их воплотить.

Адаптивное бюджетирование наиболее актуально для компаний малого и среднего бизнеса, потому что факт доходов и расходов – та объективная информация, которая есть в компаниях и которой компании могут апеллировать. Все остальное – фантазии, мысли, домыслы и т.д.

Крупные компании часто опираются на различные макроэкономические обзоры, на статьи в газетах – это все можно проигнорировать. Для небольших компаний важны отношения с собственными контрагентами, нежели макроэкономическая ситуация. Например,  во время кризиса 2008-2009 года у компаний, которые торгуют интернет-рекламой произошел взрывной рост продаж, благодаря тому, что рекламодатели в поисках экономии перешли на интернет-рекламу).

Натуральное бюджетирование

Еще одна эффективная методика анализа деятельности компании – натуральное бюджетирование.  Суть в том, что помимо финансовых показателей в бюджете БДДС и БДР, бюджет дополняется информацией о натуральных продажах. Например, компания планирует продать товары на 1 млн руб. Очень полезно дополнительно к бюджету в денежном выражении указать количество и единиц товара, который будет продан. Например, 5000 телевизоров. Это важно потому, что компания может выполнить план в натуральном выражении, но не выполнить в денежном. И наоборот. В таком случае бюджет в денежном выражении не даст полноты картины  и не позволит руководителю компании принять объективное решение. Натуральный показатель полезен для планирования, потому что им  проще управлять.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль