Трансформация инвестиционной и финансовой деятельности компании в кризис

446
В период кризиса инвестиционная деятельность предприятия сокращается, а финансовая происходит в наиболее напряженных условиях. Однако внешний кризис должен выявить все внутренние причины, повысив совершенство сторон деятельности компании.

Инвестиционная деятельность компании в кризис

Принято считать, что инвестиционная деятельность компании в кризис должна сократиться. Реальная практика доказывает это, судя по многочисленным сообщениям о приостановке или прекращении строительства новых производственных объектов, отмене ранее принятых решений об инвестировании средств.

Сокращение инвестиционной деятельности происходит вследствие того, что:

  1. банально не хватает средств;
  2. неясны перспективы новых инвестиционных проектов.

В то же время кризис предоставляет возможность увеличения активов компании и расширения сферы ее деятельности за счет поглощения других, более слабых, предприятий. Не вызывает сомнения тот факт, что в период кризиса происходит передел собственности — сильные поглощают слабых.

Итак, трансформацию инвестиционной деятельности следует рассматривать с двух позиций:

  1. выработка отношения к инвестиционным решениям, принятым до начала кризиса;
  2. анализ возможностей увеличения инвестиционной активности посредством приобретения новых активов, используя вероятное снижение их цены.

В условиях кризиса следует пересмотреть используемые процедуры и технологии проведения самой инвестиционной деятельности предприятия. Вот типичные свойства инвестиционной деятельности отечественных компаний.

  1. Важная для бизнеса задача инвестиционного развития решается за счет аутсорсинга (перепоручается консалтинговой компании).
  2. Используются закрытые программные продукты типа Proj ect Expert, которые не дают прозрачного для собственника и менеджмента представления о бизнесе.
  3. Основное внимание уделяется прогнозу денежных потоков и расчету стандартных индикаторов (NPV, IRR, DPB) без глубокого проникновения в суть практической экономики проекта. При этом выбор ставки дисконта не соответствует особенностям финансирования проекта.
  4. Инвестиционный анализ длится в течение 2—4 месяцев и заканчивается достаточно громоздким описанием, содержащим множество лишних деталей.
  5. Часто не удается проследить прямую связь между бизнес-идеей и/или технологическим усовершенствованием и экономикой проекта.

В условиях кризиса это не годится. Главная задача инвестиционного проектирования в кризисной среде состоит в следующем: «Мы делаем сами для себя, быстро и без ошибок».

Речь идет о скорости и качестве принимаемых решений. Согласитесь, что нет ничего более простого, как принять решение о покупке компаний, которые быстро теряют свою эффективность, в результате чего их собственники готовы продать их дешево. А что потом? Перепродать кому-то за более высокую цену. Так обычно поступают так называемые портфельные инвесторы. Не факт, что эта спекулятивная операция завершится успешно. Значит, покупать нужно, следуя стратегическим целям. В период кризиса поглощение слабых компаний будет происходить преимущественно стратегическим инвестором. Последний, по определению, будет стремиться развивать купленный объект с целью заработать на нем еще больше денег.

У стратегического инвестора существуют две проблемы: первая — действовать надо быстро, иначе другой стратегический инвестор опередит; вторая — нельзя принять ошибочное решение, иначе потраченные деньги не вернутся. Для минимизации рисков используемые инвестиционные технологии должны удовлетворять следующим требовани ям.

  1. Технология должна позволять делать быстрые и правильный выводы о целесообразности инвестиций.
  2. Технология должна быть гибкой, т.е. способной сделать многократные пересчеты в зависимости от изменившихся условий.
  3. Технология должна быть индивидуальной, т.е. отражать особенности существующего бизнеса и специальных запросов собственников и топ- менеджмента.
  4. Технология должна быть открытой и прозрачной: появление каждого показателя должно быть прослежено (широко используемый Project Expert не удовлетворяет этому требованию).
  5. Технология должна быть максимально понятной для возможного потенциального инвестора: достаточно обосновать маркетинговые прогнозы и показать финансовые таблицы и инвестор уже готов принять решение.

Если компания владеет такой технологией, она в состоянии быстро принимать правильные решения. В противном случае будут покупаться и перепродаваться предприятия с отрицательным экономическим результатом.

Как же быть с уже запущенными инвестиционными проектами? Принципиально возможны три исхода:

  1. прекратить
  2. приостановить
  3. продолжать.

В каждомисходе следует просчитать все возможные последствия. Первый исход — наиболее болезненный для бизнеса и собственника. Потраченные деньги имеют все шансы не вернуться, но если продолжить неперспективный проект, то будет бесполезно потрачена еще какая-то сумма денег, т.е. убытки возрастут. Из двух зол обычно выбирают меньшее. Второй исход, по существу, откладывает момент принятия решения; собственник временно успокаивается и удовлетворяется тем, что какая-то часть инвестиционных денег будет потрачена в недалеком (или далеком) будущем, а сейчас можно на этом сэкономить, обеспечивая текущую ликвидность. Наконец, третий исход — самый смелый и, возможно, отчаянный. Несмотря ни на что, компания продолжает инвестиционный проект. Принятие такого решения должно состояться вне эмоциональной плоскости. Необходимо основательно просчитать изменившиеся перспективы рынка и проанализировать риски инвестиционного проекта в изменившихся условиях.

Финансовая деятельность компании в кризис

Финансовая деятельность компаний в условиях кризиса происходит в наиболее напряженных условиях. По существу, все предприятия переходят на голодный финансовый паек. Это, прежде всего, касается кредитных источников финансирования. На начальных этапах кризиса банковская система принимает решение ограничить или полностью исключить кредитование. Банки, как известно, имеют два источника дохода:

1) доход за счет активных кредитных операций;

2) торгово-комиссионный доход, который получается вследствие межбанковских продаж/покупок финансовых ресурсов и многочисленных комиссий за услуги, которые они предоставляют своим клиентам.

Итак, банки решают: никаких новых кредитов и продолжения старых кредитов, сосредоточимся на торговокомиссионном доходе, с помощью которого мы покроем свои уменьшившиеся операционные расходы (банки тоже снижают свои постоянные затраты). Другими словами, банки полностью отказываются от прибыли, пытаясь сохранить свою ликвидность.

Такая ситуация долго продолжаться не может: отказ от прибыли означает, по существу, отказ от бизнеса. Послечастичного восстановления финансовой системы банки возобновят кредитование. Спрашивается, какие предприятия смогут статьих клиентами на кредитование в первую очередь? Сейчас многие задумываются о тех отраслях, которые в меньшей степени пострадают во время кризиса. Выясняется, что таких отраслей, по сути, и нет. Банки станут более избирательными в поиске клиентов на кредитование. В качестве критериев отбора банки будут учитывать не солидность клиента (кризис показал, что солидные клиенты разоряются в первую очередь) и не залоговое обеспечение (продать имущество разорившего заемщика будет невозможно), а способность компании противостоять кризису. Кредитная экспертиза банков будет направлена преимущественно на анализ реальной экономики предприятий-заемщиков, а не формальные финансовые показатели. Другими словами, перспективы финансовой деятельности компаний в условиях кризиса будут определяться их возможностью противостоять разрушительным последствиям кризиса.

Имея проблемы с деньгами, руководитель компании не должен все их «списывать» на кризис. Кризис, даже внешний, на самом деле вскрывает скрытые проблемы компании. Можно выделить три группы причин, приводящих компанию к дефициту денег: рыночные, внутренние и внешние причины. Рыночные причины — это, прежде всего, падение объемов продаж и недостатки в управлении ассортиментом. Даже если рынки сжимаются, маркетинговая стратегия должна найти способ сохранения объемов.

К числу внутренних причин дефицита денег относится несовершенство системы управления финансами, которое проявляется:

  • отсутствием управленческого учета;
  • слабым финансовым планированием;
  • низкой квалификацией финансовых менеджеров;
  • неоптимальной структурой финансового управления;
  • потерей контроля над издержками.

К внешним причинам дефицита денег стоит отнести:

  • кризис неплатежей;
  • конкуренцию со стороны других товаропроизводителей;
  • рост цен на энергоносители;
  • потери от экспорта из-за заниженного обменного курса;
  • потери от импорта вследствие завышенного обменного курса;
  • давление налогового законодательства;
  • высокая стоимость заемных средств;
  • давление инфляции.

Возникший внешний кризис должен выявить все внутренние причины, повысив совершенство всех сторон деятельности компании, в условиях объективно существующих внешних причин.

Система мер по сокращению дефицита денежных средств

Что же делать, чтобы уменьшить дефицит денег? Прежде всего, следует не поддаваться панике и системно представить направления, по которым необходимо действовать. Система мер, представленная на рисунке, выглядит весьма просто.

Рис. Система мер по сокращению дефицита денег

Трансформация инвестиционной и финансовой деятельности компании в кризис

Построив своеобразное «прокрустово ложе» системы, необходимо детально продумать возможные способы. Эти меры будут отличаться у разных компаний. Ниже приведен список наиболее типичных мер по каждой из групп.

1. Краткосрочные меры увеличения притока денег:
  • продажа или сдача в аренду внеоборотных активов;
  • рационализация ассортимента продукции;
  • реструктуризация дебиторской задолженности в финансовые инструменты;
  • использование частичной предоплаты;
  • разработка системы скидок для покупателей;
  • привлечение кредитных источников краткосрочного финансирования.
2. Краткосрочные меры уменьшения оттока денег:
  • сокращение затрат;
  • отсрочка платежей по обязательствам;
  • использование скидок поставщиков;
  • пересмотр программы инвестиций;
  • налоговое планирование;
  • вексельные расчеты и взаимозачеты.
3. Долгосрочные меры уменьшения оттока денег:
  • долгосрочные контракты, предусматривающие скидки или отсрочки платежей;
  • налоговое планирование.
4. Долгосрочные меры увеличения притока денег:
  • дополнительная эмиссия акций и облигаций;
  • реструктуризация компании — ликвидация или выделение в отдельные бизнес-единицы;
  • поиск стратегического инвестора;
  • поиск портфельного инвестора.

Понятно, что далеко не все перечисленные меры в одинаковой степени доступны в условиях кризиса; это касается, например, дополнительной эмиссии акций или облигаций. Тем не менее системный поиск финансовых возможностей должен привести к успеху.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



Вас заинтересует

© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль