Как обратить просроченную дебиторку в 10% прибыли

4238
Черныш Иван
руководитель проектного направления ведущего интегратора ИТ-решений для учета и управления (эксперт в области бюджетного управления и анализа финансовой отчетности)
Ни для кого не секрет, что мир живет, что называется, «в долг». Россия исключением не является, поэтому предоставление отсрочки платежа – зачастую необходимое условие ведения бизнеса.

Как правило, такая отсрочка составляет от 30 до 90 дней (зависит от отрасли). Если обратиться к статистике, в 2014 году совокупная доля дебиторской задолженности среднего предприятия составляла примерно 20%[1] от совокупных активов, примерно половина (52% на декабрь 2014) – задолженность покупателей и заказчиков. Доля просроченной дебиторской задолженности покупателей и заказчиков варьируется от 8 до 12%.  Фактически, каждый десятый рубль задолженности покупателей является просроченным долгом.

Таблица 1. Просроченная задолженность по отраслям на конец 2014 года[1] 

Отрасль

%

Производство фарм. продукции

17,5

Добыча полезных ископаемых

12,0

Оптовая и розничная торговля

10,1

Обрабатывающие производства

6,4

Строительство

3,9

В среднем по отраслям

9,98

На долю просроченной дебиторской задолженности напрямую влияет текущая экономическая ситуация: наблюдается дефицит ликвидности, ограничение спроса, снижение объемов кредитования. Все это, по итогу 2015 года, приведет к увеличению доли просроченных долгов покупателей и заказчиков (Как обратить просроченную дебиторку в 10% прибылискачать уведомление о взыскании просроченной дебиторской задолженности).

Инструменты контроля дебиторской задолженности

Первый шаг к уменьшению доли просроченных долгов – это контроль. Другими словами, необходимо в любой момент времени знать ответы на вопросы:

  1. Кто нам должен, сколько и за что (контрагент, договор, номенклатура)
  2. Когда долг перейдет в разряд просроченной дебиторской задолженности
  3. Сколько % штрафных санкций начислено за просрочку (если таковые имеются по условиям)

Если взаиморасчеты по договору проходят согласно графикам (график отгрузок, график оплат), контролировать дебиторку по договору в целом бывает довольно сложно. Представьте себе ситуацию, что за январскую отгрузку контрагент рассчитался полностью, за февральскую – должен 20% от суммы отгрузки, за мартовскую – 10%, за апрельскую рассчитался полностью, за майскую – 50%. Как посчитать просроченную дебиторскую задолженность по договору? В таких случаях рекомендую считать дебиторку не по договорам, а по документам взаиморасчетов.

В этом случае, появляется возможность учитывать просрочку по каждой реализации, как показано в таблице 2. 

Таблица 2. Пример отчета о дебиторке ( Как обратить просроченную дебиторку в 10% прибылиСкачать пример отчет о дебиторке >> )

Как обратить просроченную дебиторку в 10% прибыли

Как работать с невозвратными долгами

Как бы мы ни старались, какая-то доля дебиторской задолженности все равно попадет в разряд плохих долгов. Есть ряд инструментов, которые помогают бороться с невозвратными долгами, однако каждый из этих инструментов будет стоить определенных денег.

Инструмент №1. Факторинг

Если простыми словами, сделки между поставщиком и покупателем проходят через факторинговую компанию (обычно банк). Факторинговая компания погашает задолженность покупателя перед поставщиком (обычно до 90% суммы сделки) и все риски по невозврату дебиторской задолженности берет на себя (естественно, за определенный %).

Инструмент №2. Резервы невозвратных долгов

По сути, резерв невозвратных долгов представляет собой копилку зарезервированных на определенные цели денег. В данном случае деньги зарезервированы для компенсации невозвратных долгов.

Рассмотрим пример:

В 1 квартале компания продала товар на 100 рублей, 50 рублей из которых - задолженность.

Во 2 квартале компания продала товар на 70 рублей, 20 рублей из которых - задолженность.

После анализа дебиторской задолженности выяснилось, что 20 рублей из 50 рублей (дебиторской задолженности 1-го квартала) – это невозвратный долг. Получается, что компания вынуждена списать 20 рублей (плохой долг) из прибыли 2-го квартала. Но это не правильно, так как эти 20 рублей не относятся ко 2-му кварталу, а относятся к 1-му. Получается искажение. Для того, чтобы этого избежать, и создается резерв.

Периодически компания проводит анализ дебиторской задолженности и определяет, каким должен быть резерв. Для пополнения резерва компания списывает необходимую сумму из прибыли путем уменьшения дебиторской задолженности.

ДЗ – резерв = прибыль

Если компании необходимо списать просроченную дебиторскую задолженность – она списывает ее из резерва.  Как обратить просроченную дебиторку в 10% прибылиСкачайте регламент списания дебиторской задолженности.

p>

Формирование резерва дебиторской задолженности

Есть несколько методов формирования резерва по дебиторской задолженности:

  • метод процента от продаж;
  • метод старения дебиторской задолженности;

При использовании первого метода в резерв относят процент от выручки – например, 1,5% в месяц.

Во втором случае всю задолженность распределяют по количеству дней просрочки и оценивают вероятность невозврата в процентном отношении.

∑ задолженности дней просрочки % невозврата резерв
100 000 <30 дней 1% 1000
70 000 30 - 60 3% 2100
50 000 60-90 4% 2000
20 000 >90 5% 1000

При этом, если контрагентов немного, можно учитывать задолженность по каждому контрагенту/договору.

Рекомендации по работе с дебиторской задолженностью

Часто проблемы с дебиторской задолженностью возникают благодаря неправильно построенным внутренним процессам. Так, например, если премия сотрудника рассчитывается от выручки, сотруднику удобно давать большие отсрочки платежа, чтобы привлечь покупателя.

Таким образом, сотрудник мотивирован не на получение денег, а на формирование рисованного показателя – выручки.  Более правильным и логичным будет расчет премии от базы «Акт+Оплата».

Кроме того, старайтесь по возможности работать по предоплате, стимулируя покупателя различными скидками. К примеру, если покупатель производит 100% предоплату, он получает скидку в 10% и т.д. Если компания работает в низкомаржинальном бизнесе, покупателю за 100%-ю предоплату можно предложить особые условия обслуживания.

Задолженность — это потенциальная точка увеличения ликвидности любого предприятия, что в условиях кризиса особенно важно. Эта тема раскрыта в статье «Простой метод анализа задолженности: как за пять дней высвободить почти 30 млн рублей», вышедшей в последнем номере журнала «Финансовый директор».

 

[1] По данным Федеральной службы государственной статистики

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль