Регламентация казначейских функций в холдинге

923
Чтобы механизм управления денежными средствами и финансовыми инструментами в компании работал четко без перебоев, важно его регламентировать.Рассмотрим подробнее принципы разработки внутренних нормативных документов, которые регулируют исполнение казначейских функций в холдинге.

Функция по управлению денежными средствами и ликвидностью, а также другие казначейские процессы могут быть организованы в компаниях по-разному. Соответственно структура внутренних документов, регламентирующих этот блок, будет выстраиваться в зависимости от операционной модели предприятия, организационной формы казначейской функции и других факторов. 

Возможные подходы к организации казначейских процессов

В зарубежных и российских холдингах наиболее распространены три подхода к регламентации казначейских процессов.

Так, при централизованном подходе в компании разрабатывается и внедряется единый документ, который обычно называется «Руководство по казначейским операциям» (Treasury Handbook). Он определяет основные принципы осуществления казначейских функций и детально описывает ключевые процессы управления денежными средствами и финансовыми рисками. Независимо от количества дочерних компаний и регионов присутствия документ регламентирует все вопросы, касающиеся казначейских операций, и им руководствуются все сотрудники, вовлеченные в соответствующие процессы.

Частично централизованный подход отличается от предыдущего тем, что предполагает использование единой для всех компаний группы казначейской политики (Treasury Policy), которая формирует только основные принципы и правила осуществления казначейских функций. Данный документ утверждается на уровне корпоративного центра и обязателен к исполнению всеми казначейскими подразделениями группы. При этом нормативные документы более низкого уровня (регламенты процессов, процедуры, стандарты, методики и прочие) должны соответствовать положениям казначейской политики. В то же время они могут быть разработаны как на уровне корпоративного центра и внедрены всеми бизнес-единицами, так и на уровне компаний группы на основе предоставленных центром шаблонов.

При децентрализованном подходе в рамках холдинга отсутствуют единые стандарты и правила осуществления казначейских операций. Каждая организация разрабатывает собственные нормативные документы. Они могут отличаться от регламентов других бизнес-единиц и по составу, и по содержанию.

В ходе составления внутренних положений можно воспользоваться следующими принципами. При централизованном подходе все существующие регламенты являются составной частью одного многостраничного руководства по казначейским операциям. При смешанном и децентрализованном подходах каждый из документов разрабатывается и утверждается индивидуально.

Стоит отметить, что каждый из описанных подходов имеет свои преимущества и недостатки. Например, главным достоинством централизованной модели является единообразие и прозрачность процедур, ведь компании группы используют единые подходы, методики и т.д. Однако ее бывает сложно адаптировать к изменяющимся условиям и особенностям различных регионов присутствия холдинга. В качестве преимуществ смешанного подхода можно также выделить наличие единых правил и стандартов. В тоже время он предполагает большую гибкость и возможность учитывать специфику работы каждой структуры холдинга. Децентрализованный подход характеризуется отсутствием единых стандартов и рамок осуществления казначейских функций. Это, с одной стороны, повышает риски и степень непрозрачности для корпоративного центра. С другой – является преимуществом данного подхода, поскольку внутренние нормативные документы адаптированы к деятельности каждой компании и окружающей ее финансовой среде.

Регламентация казначейских функций

Несмотря на различные подходы к регламентации казначейской функции, иерархия и состав нормативных документов в передовых компаниях примерно одинаковы. Иерархия состоит из трех уровней:

  • казначейская (финансовая) политика;
  • регламенты процессов (процедуры);
  • методики (стандарты).

Рассмотрим каждую из этих категорий подробнее.

Казначейская (финансовая) политика является своего рода «конституцией», которая закрепляет базовые принципы и основы работы подразделений, вовлеченных в управление денежными средствами и финансовыми рисками. В этом документе закрепляют распределение полномочий и обязанностей между различными службами, принципы осуществления казначейских операций, требования к системе контроля и управленческой отчетности.

Регламенты процессов (процедуры) содержат подробное описание порядка проведения тех или иных операций, ответственность подразделений, требования к документообороту, контрольные процедуры. Также в регламенты обычно включают шаблоны отчетных форм и сопровождающих документов (например, заявки на платеж). В крупных холдингах, как правило, разрабатываются и внедряются внутренние регламенты и положения по следующим казначейским процессам:

  • платежи и поступления;
  • прогнозирование ликвидности;
  • управление внутригрупповой задолженностью;
  • привлечение внешнего финансирования;
  • управление временно свободными денежными средствами;
  • осуществление операций на финансовых рынках.

Методики (стандарты) регулируют специфические операции в рамках процесса управления денежными потоками. В методиках обычно содержатся детальные инструкции (алгоритмы) по подготовке форм документов, используемых в процессе управления денежными средствами. Например, в методиках подробно описываются такие операции, как подготовка прогноза движения денежных средств (ликвидности), расчет величины средств для размещения на депозиты и т.д.

Необходимо учитывать, на каком уровне управления создается документ. Если он разрабатывается корпоративным центром, то в него должны войти положения о распределении ответственности между уровнями управления (корпоративный центр, дочерняя компания, общий центр обслуживания).

Структура и содержание регламентных документов

При разработке внутренних регламентных документов в первую очередь необходимо определить  их структуру, то есть очертить круг вопросов, которые будут описаны в рамках разработанной политики или регламента. В целом форма и содержание таких документов могут различаться и зависят от особенностей конкретных компаний. Однако существует ряд положений и принципов, которые обязательно нужно включить в состав создаваемого документа. Рассмотрим подробнее, какими могут быть элементы регламентов.

Казначейская политика

Структура и содержание казначейской политики во многом зависят от принятого в компании подхода к детализации документов, определяющих общие принципы и основы исполнения корпоративных функций. В некоторых холдингах такие документы могут состоять из нескольких страниц с общими правилами, в других – это объемные тексты с очень подробными указаниями. Несмотря на различие в подходах, существует общепринятая структура.

Так, первый раздел – «Общие положения» – обычно содержит вводную часть, описание целей и задач казначейской политики, а также термины и определения, используемые в документе.

Следующий элемент – «Распределение ролей и ответственности в рамках казначейской функции». Здесь приводится описание общей структуры казначейской функции на разных уровнях управления, определение задач и обязанностей каждого подразделения и участника процесса. В качестве основных участников обычно выделяют следующие управленческие звенья:

  • совет директоров;
  • генеральный директор компании;
  • финансовый директор;
  • руководитель казначейства;
  • казначейские подразделения.

Далее следует раздел «Принципы осуществления казначейских функций». В него включают базовые положения, которые касаются взаимоотношений с банками, прогнозирования ликвидности, осуществления расчетов, привлечения внешнего финансирования, размещения временно свободных денежных средств, внутригруппового финансирования, документарных и конверсионных операций. Например, в части взаимодействия с банками определяются следующие моменты:

  • критерии выбора банков-партнеров;
  • распределение ролей в процессе выбора кредитных организаций, определение условий сотрудничества;
  • критерии и принципы при построении инфраструктуры банковских счетов.

Последний общепринятый раздел – «Контрольные процедуры и система отчетности».

Регламенты процессов (процедуры)

Состав и содержание регламентов зависят от степени детализации казначейской политики. Если она составлена очень подробно, то их количество может быть сведено к минимуму. В этом случае достаточно включить в них только схемы бизнес-процессов, перечень контрольных процедур, систему отчетности и необходимые приложения.

Примерная структура регламента процесса (процедуры) выглядит следующим образом:

  • общие положения. Описание целей и задач процесса, состав терминов и определений, используемых в данном документе, роли и задачи ответственных подразделений.
  • порядок осуществления процесса. Общее описание бизнес-процесса, состав и детальное описание шагов каждого подпроцесса. Например, в рамках процесса «Прогнозирование ликвидности» можно выделить подпроцессы «Подготовка скользящего прогноза ликвидности», «Актуализация и обновление прогноза ликвидности», «План-факт анализ состояния ликвидности».
  • контрольные процедуры. Описание ключевых принципов построения контрольных процедур, их перечень с указанием лиц, ответственных за проведение.
  • система отчетности. Перечень отчетных форм с указаним ответственных за их подготовку.
  • приложения. Основными приложениями к регламентам процесса являются схема бизнес-процесса, шаблоны отчетных форм и сопровождающих документов.

Отличие методики от регламента процесса состоит в том, что в ней описан детальный алгоритм выполнения шага процесса. Так, например, в регламенте «Управление внутригрупповой задолженностью» в описании порядка осуществления процесса присутствует шаг «Расчет ставки по договору внутригруппового займа», при этом детальный алгоритм расчета процентной ставки будет описан в методике «Расчет процентной ставки по внутригрупповому займу».

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль