Небанковские способы привлечения заемных средств

929
Высокая долговая нагрузка, нежелание банков рефинансировать заем или пересмотреть условия кредитного договора, острая нехватка средств и как следствие проблемы с выполнением обязательств – подобная ситуация знакома многим компаниям. Однако есть и другие способы привлечения заемных средств.

Рассмотрим подробнее альтернативные способы привлечения заемных средств, которыми может воспользоваться финансовый директор.

Заем, предоставленный акционерами

К этому источнику финансирования чаще прибегают небольшие компании, у которых не более трех акционеров и все они принимают активное участие в бизнесе. К его преимуществам можно отнести сжатые сроки, в течение которых выделяются средства, а также сравнительно низкую стоимость заимствований. Главный минус сводится к тому, что акционер может потребовать досрочного возврата средств – это случается, например, когда собственники параллельно развивают другие направления деятельности. Конечно, в кризис некоторые банки также требовали досрочно погасить кредиты, но в этом случае у финансистов оставалась надежда оспорить претензии кредиторов в суде.

Кроме того, данный способ привлечения заемных средств удобен в тех случаях, когда на балансе компании не числятся ликвидные активы, ее кредитная история коротка. Например, на первоначальных этапах развития «КорпусГрупп» активно привлекала средства акционеров, поскольку не обладала имуществом, которое можно предоставить в залог при кредитовании на пополнение оборотных средств. Как правило, сумма таких займов не превышала 10 процентов от стоимости проекта, а сроки 6 месяцев. Но самое главное, финансирование выделялось на более выгодных для компании условиях (ставка была в среднем на четверть ниже).

Коммерческий кредит от поставщиков

Один из самых простых ответов на вопрос, как решить проблемы с нехваткой средств, – договориться с контрагентами. Переговоры о продлении сроков оплаты лучше начинать заблаговременно, не дожидаясь первых просрочек. При этом стоит учитывать, что поставщики предоставляют покупателю отсрочку платежа за сырье и материалы чаще всего за счет заемных средств. Соответственно, рассматривают дебиторскую задолженность как свои инвестиции или кредит, предоставленный покупателю, а при оценке эффективности работы с тем или иным клиентом учитывают расходы на финансирование дебиторки. Именно поэтому многие из них не только не соглашаются на уступки для клиентов, но и переводят проблемных покупателей (допустивших несколько просрочек) на работу по предоплате.

Опыт практика
Юрий Пермяков, финансовый директор ГК «Автоцентр КГС»

Нужно использовать любую возможность давления на поставщиков. При этом важно помнить, что у производителей в условиях рецессии больше проблем, в основе которых лежат значительные постоянные затраты. Даже относительно небольшое снижение объемов производства для них грозит оказаться необратимым, а собственными сбытовыми сетями они, как правило, не обладают. Можно смело разговаривать о предоставлении товарных кредитов, отсрочек платежей, снижении цен, организации в регионе складов хранения продукции поставщиков.

Второй вариант решения проблемы – ранжировать исходящие платежи. Фактически поделить их на несколько групп: обязательные и не очень, и в первую очередь рассчитываться с теми поставщиками, которые стратегически важны для компании. Для этого финансистам предприятия придется провести АВС-анализ контрагентов по обороту и объемам заказов. Счета тех из них, кто попал в группу С, оплачивать по остаточному принципу. Однако здесь важно учитывать риск предъявления судебных исков, в том числе о признании компании несостоятельной. Следовательно, нужно жестко контролировать сроки и суммы.

Сокращение периода оборота дебиторской задолженности

Чтобы выстоять в условиях дефицита оборотных средств, многим компаниям приходится затягивать пояса и браться за своих дебиторов. В частности, ужесточать условия кредитной политики и повышать мотивацию клиентов на четкое выполнение условий договора. Иногда приходится руководствоваться принципом: «Утром деньги – вечером стулья». Лучше предоставлять максимально возможные ценовые скидки, теряя в прибыли, но сохраняя ликвидность. Две главные проблемы – нежелание или неспособность многих контрагентов работать по предоплате, а также значительные издержки на содержание дебиторки (не исключено, что некоторые покупатели, которым товары отгружаются с существенной скидкой и начисляются бонусы за досрочную оплату счетов, приносят компании не прибыль, а убытки). Именно поэтому затраты на финансирование дебиторской задолженности необходимо оценивать исходя из стоимости собственного и заемного капитала.

Чтобы свести к минимуму риск возникновения просроченной дебиторской задолженности и сохранить платежеспособность компании, стоит взять на вооружение два простых правила. Первое – методика оценки кредитоспособности покупателя и определения лимита дебиторской задолженности должна быть максимально проста и понятна не только финансовой службе и менеджерам по продажам, но и самим клиентам. Второе правило – необходимо на начальном этапе отсекать тех контрагентов, которым в любом случае не будут предоставлены отсрочки платежа.

Кроме того, для оптимизации дебиторской задолженности имеет смысл ранжировать всех клиентов компании на несколько групп в зависимости от уровня их кредитоспособности. При этом важно учитывать такие характеристики контрагента, как продолжительность работы компании на рынке, объем продаж, средневзвешенный период просрочки, темпы роста выручки, репутация клиента. Для каждой из групп разработать типовые условия – регламентировать порядок, суммы и периоды отсрочки платежа.

Чтобы удержать просроченную дебиторскую задолженность под контролем, также придется поделить всех должников на группы: платежеспособных, но испытывающих временные финансовые трудности, готовых платить только по решению суда и тех, кто не в состоянии исполнить свои обязательства (попросту банкротов). В первом случае не стоит откладывать в долгий ящик переговоры с клиентами о реструктуризации долга. Неисполненные обязательства второй группы контрагентов можно передать факторинговой компании. Правда, не исключено, что при этом придется пожертвовать рентабельностью бизнеса в краткосрочной перспективе. Кроме того, продажа дебиторки факторам может занять от нескольких дней до одного-двух месяцев. Долги третьей и наиболее проблемной группы покупателей стоит попытаться передать коллекторскому агентству до того, как контрагент признан банкротом. В противном случае у компании не останется иного выхода, кроме признания этой задолженности безнадежной.

Заем от сотрудников или заказчиков компании

Непростые времена требуют нестандартных подходов, поэтому для борьбы с кассовыми разрывами можно использовать средства работников или клиентов. Например, можно договориться с работниками о том, что часть их заработной платы будет направлена на пополнение оборотных средств. Сроки такого займа обычно составляют от одного до трех месяцев, а ставка соответствует среднерыночной. Конечно, чтобы эффективно использовать данный механизм, нужно развивать корпоративную культуру на основе взаимного доверия между работником и работодателем.

Кроме того, о краткосрочном займе можно договориться с клиентом. Обеспечением по нему зачастую выступает продукция компании и гарантии собственников.

Налоговый кредит

Этот способ привлечения заемных средств наименее распространен среди российских компаний, и это неудивительно, поскольку ФНС, как правило, предоставляет отсрочки по уплате налогов только крупным градообразующим холдингам. Еще один существенный минус – подготовительная работа и получение разрешения налоговиков занимают не менее трех месяцев.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль