Как организовать централизованное казначейство в холдинге

1332
Почему возникает потребность в централизованном казначействе? С какими проблемами сталкивается компания при построении централизованного казначейства? Какие вопросы позволяет решить централизованное казначейство после внедрения? Ответим на эти вопросы, рассмотрев примеры проектов ГК «ИНТАЛЕВ» в холдинговых структурах.

Существуют две основные модели построения централизованного казначейства (далее ЦК), наиболее часто встречающиеся в холдингах.

Вариант 1. ЦК  играет роль контролера, а оплата осуществляется в дочерней структуре. Дочерняя структура готовит на своем уровне реестр согласованных заявок и передает его в управляющую компанию (далее УК). Далее ЦК анализирует полученные реестры на соответствие запланированным бюджетам, строит прогнозный консолидированный БДДС холдинга и принимает решение об оплатах. Решение может приниматься по конкретным заявкам, по всему реестру или по ряду статей БДДС. При необходимости в УК могут принять решение о переброске свободных денежных средств с расчетных счетов одних юридических лиц на расчетные счета других для закрытия кассовых разрывов. Решение по реестрам передается обратно в дочерние структуры для оплаты.

Вариант 2. Все оплаты происходят в ЦК. Обычно при такой схеме согласование всех заявок холдинга происходит в единой базе. Согласованные заявки от всех юридических лиц попадают в консолидированный реестр ЦК. Казначейство анализирует прогнозный консолидированный БДДС с учетом прогнозных поступлений по всем видам деятельности и принимает необходимые решения относительно оплат заявок. Казначей может инициировать оплаты с целью внутренних перебросок денежных средств.

В независимости от выбранной модели в каждом крупном холдинге есть определенный набор проблемных вопросов, которые требуют решения.

Основные узкие места при организации ЦК:

  • Ручная проверка суммы заявки на соответствие бюджетным лимитам.
  • Инициатор платежа при подаче заявки не знает остатки по лимитам.
  • Отсутствие оперативной информации по остаткам на расчетных счетах организаций.
  • Ручной режим консолидации единого реестра согласованных заявок для принятия решения об оплате.
  • Сложность построения консолидированного БДДС, планового и фактического по всем видам деятельности.
  • Затруднительно планировать размещение свободных денежных средств на депозитах в банках

3 шага на пути построения единого централизованного казначейства

1. Методологическая подготовка – основа для автоматизации

ГК «ИНТАЛЕВ» уделяет особое внимание созданию методологического базиса при выполнении проектов, поэтому консультанты в первую очередь сформировали регламент о системе денежных платежей в холдинге, который включал:

  • Разработку классификации заявок на оплату.
  • Актуализацию статей движения денежных средств для всех юридических лиц холдинга.
  • Разработку методики лимитирования.
  • Разработку и описание процесса согласования заявки.
  • Были описаны: методика формирования реестров согласованных заявок для их утверждения в оплату; правила переноса согласованных заявок на следующие дни. Здесь же были описаны формы отчетов, позволяющих отслеживать остатки по счетам, заявки согласованные, плановые поступления с целью выявления кассовых разрывов и планирования внутренних перебросок денежных средств, а в случае положительного чистого денежного потока, планирования размещения денежных средств на депозитах.

2. Автоматизация

Детальная методология вкупе с программным продуктом «ИНТАЛЕВ: Корпоративный менеджмент 7», имеющим широкие функциональные возможности для создания единой системы управления финансами, дали превосходный результат и процесс автоматизации проходил четко по определенному графику без переноса сроков работ.

Сначала были преднастроенные формы для ввода лимитов по платежному календарю, автоматическое создание заявок на основании графиков платежей по договорам, а также разработка формы заявки на платеж. Затем настраивался процесс согласования. Каждому участнику процесса автоматически приходила задача на выполнение.

3. Самый важный шаг – автоматизация рабочего места казначея

Для работы казначеев был настроен консолидированный реестр по холдингу, который автоматически заполнялся согласованными заявками на платеж.

Казначею стали доступны:

  • Отчет по оплатам на сегодняшний день, с учетом остатков на счетах в организациях.
  • Отчет по формированию прогнозных консолидированных БДДС, чтобы казначей моделировал ситуацию по движению денег на ближайшие дни.
  • Планирование получения кредитов для закрытия кассовых разрывов или размещение свободных денежных средств на депозитах.

Итоги внедрения единого централизованного казначейства

  • Автоматическое построение отчетов БДДС.
  • Консолидация согласованных заявок в реестр занимает минимум времени.
  • Исключен человеческий фактор при проверке заявки на соответствие бюджетам.
  • Под рукой всегда актуальная информация о финансовой ситуации.
  • У сотрудников появилось осознание важности бюджетного процесса.

Узнать подробнее о компетенции «Централизованное казначейство»

Автор статьи: Станислав Чепигин, Ведущий менеджер проектов по бюджетированию и управлению финансами ГК «ИНТАЛЕВ»

Также читайте о проектах ИНТАЛЕВ на сайте FD: База данных для принятия управленческих решений

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль