Бюджетирование на малых предприятиях

1289
Бюджетирование важно для всех компаний, а для компаний малого и среднего бизнеса важно вдвойне. Особенно бюджетирование на малых предприятиях важно вести в условиях нестабильной экономической ситуации.

Бюджетирование на малых предприятиях – важный процесс финансовой подсистемы управления, особенно в условиях кризиса и макроэкономической нестабильности. Без планирования будущей деятельности работа компании невозможна.  Если не планировать деятельность, то все действия компании будет запоздалыми, будут реагировать только на изменение ситуации, что в стабильных экономиках возможно, а в ситуации кризиса нереально. В таких условиях надо готовиться ко всему заранее, для того чтобы компания дальше успешно работала и не испытывала кассовых разрывов и  финансовых проблем.

Чем бюджет отличается от финансового плана

Очень часто руководители компаний путают понятие бюджета и понятие финансового плана. Это важно, особенно сейчас.  Финансовый план – то, что компания собирается делать в будущем.  Например, компания собирается продать 100 автомобилей.  Это ее желание и ее видение ситуации.

Бюджет не является финансовым планом. Это нормативный документ, который компания утверждает внутри себя, и который устанавливает лимиты для всех подразделений и по зарабатыванию, и по расходу денег.  То есть, если компания собирается продать 100 автомобилей, это не означает, что она будет планировать свои расходы, исходя из этого количества.  Потому что разумная компания должна подстраховаться  и запланировать свои расходы на том уровне, который ей будет доступен, даже если финансовые планы будут не выполнены, ннапример, в ситуации кризиса.

Бюджет – рамочный документ, который устанавливает лимиты по зарабатыванию доходов и по осуществлению расходов. При этом расходы и доходы должны быть сбалансированы. То есть в компании должны понимать: те деньги, которые мы планируем потратить, мы их либо заработаем, либо возьмем где-то еще. Например, в банке или других организациях. Для этого и необходимо бюджетирование на малых предприятиях. Дальше подробнее рассмотрим, зачем малому бизнесу бюджет.

Особенности бюджетирования на малых предприятиях

Причины, почему бюджетирование на малых предприятиях вести так важно, очень просты. Дело в том, что малые компании и так работают в условиях большей неопределенности. У них меньше информации, они имеют меньше связей с рынком, контактируют с небольшим количеством клиентов, поэтому у них нет возможности качественно комплексно оценить ситуацию и спрогнозировать ее не будущее.

Кроме того, маленькие компании, не имеют средств для автоматизации бюджетного процесса, у них нет ресурсов, чтобы заниматься прогнозированием, моделированием ситуации, исследованием рынка и т.д.  Бюджет – единственный документ, который позволяет компании быть адекватной к внешней среде и успешно в этой среде себя чувствовать.

Если бюджета нет, и бюджетирование на малых предприятиях вообще не ведется, то возникает много причин, по которым компания может оказаться не успешной.

  • Во-первых, компания не сможет спрогнозировать кассовые разрывы. Например, когда одновременно происходят такие события, как погашение крупного кредита и сезонный спад продаж. Посчитать, понять, какой суммы не хватает, без бюджета невозможно.
  • Во-вторых, бюджет – документ, который упорядочивает расходы. Компания заранее решает, на что потратит деньги, утверждает это решение нормативным документом и придерживается этого решения. Соответственно, никаких спонтанных расходов не осуществляет. Если пришла большая сумма денег от клиентов, финансовая служба имеет возможность удержать руководство от каких-то приятных, но нецелесообразных трат, потому что и руководитель и все сотрудники  проинформированы заранее и понимают, что есть другие расходы и целесообразно эти деньги сохранить для других целей
  • В-третьих, адекватная финансовая политика. Наличие бюджета и в целом системы бюджетирования на малых предприятиях позволяет упорядочить ценовую политику компании, ее кредитную политику. Например, если клиент хочет получить большую отсрочку платежа, то при наличии бюджета можно понять, можем ли мы это себе позволить.  Есть ли у компании деньги для этого, насколько компании это интересно с точки зрения продаж, рентабельности. Бюджет упорядочивает компанию, переводит ее в то состояние, которое позволяет ей быть максимально эффективной и успешно пережить кризисный период.

Читайте также:

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль