Вторая проблема при построении бюджетирования

1483
В своем первом блоге про бюджетирование* я предположил, что первая проблема бюджетирования традиционной системы кроется в одинаковом подходе уложиться в запланированные лимиты ко всем статьям бюджета: к статьям постоянных расходов, к статьям инвестиций, к статьям переменных расходов. Второй проблемой считаю попытку построить бюджет движения денежных средств по статьям переменных расходов на длительный период времени, например, на год.

Вторая проблема при построении бюджетирования
Сергей Смирнов, генеральный директор ЗАО «КАРАВАНН» (исполняет обязанности финансового директора)


Проблемы бюджетирования на предприятии

Сложно рассчитать дату оплаты за комплектующие, даже зная плановую дату списания комплектующих в производство. И компьютерные системы управления здесь не помощники. Отечественные системы, включая все версии «1С», не предоставляют такого функционала. Западные системы не настроены работать с предоплатами, которые часто используются в расчетах между контрагентами в России.

Возникает вопрос, как все-таки можно управлять переменными расходами (цепочкой добавленной стоимости закупки => производство => продажи) на производственном предприятии?

Есть три основных финансовых отчета / плана (бюджета):

Постоянные расходы легче всего планировать, если брать за основу бюджет доходов и расходов.

Инвестиции – через бюджет движения денег.

А переменные расходы производственного предприятия – через бюджет баланса – через управление оборотными средствами.

Управлять оборотными средствами (оборотным фондом) – это значит объединить несколько статей баланса (цепочку добавленной стоимости) в один отчет:

Вторая проблема при построении бюджетирования

Имея такой отчет, мы сможем ежедневно знать свой оборотный фонд. Но знать мало, надо еще понимать: достаточен или избыточен текущий размер оборотного фонда, нуждается ли он в дополнительном финансировании или наоборот распределен нерационально. Чтобы получать ответы на такие вопросы, надо не просто оценивать текущий размер оборотного фонда, а сравнивать его с нормативом.

Оценку или расчет норматива оборотного фонда можно считать процедурой планирования, бюджетирования для переменных расходов предприятия.

К сожалению, найти разработанные системы, позволяющие проводить оценку оборотного фонда, мне найти не удалось. Помощником в этом деле стал Excel. С помощью нескольких таблиц можно рассчитать нормативы для каждой статьи оборотного фонда, затем сложить их и получить норматив всего оборотного фонда.

Если ежедневно отслеживать отклонения фактического оборотного фонда от нормативного, то по результатам таких оценок принимать взвешенные решения будет просто.

Примеры таблиц по оценке (нормированию) оборотного фонда я приведу в следующей статье.

Сейчас же хочу остановиться на структуре статей оборотного фонда.

Структура статей оборотного фонда предприятия

Первая статья (комплектующие и сборки) – это материалы для производства (10 счет) и незавершенное производство (20 счет).
Но обратите внимание, в расчет нужно брать не весь 10 счет, а только материалы и комплектующие для производства (канцтовары, конечно, попасть в расчет не должны).

  • Продукция на складе – это 43 счет.
  • А расчеты с поставщиками – 60 счет, но только по контрагентам, поставляющим производственные материалы и комплектующие.
  • Расчеты с покупателями – 62 счет.
  • Остаток на банковском счете – это не весь 51 счет.

Рекомендую открыть для расчетов с поставщиками комплектующих обособленный расчетный счет, чтобы не смешивать платежи за комплектующие с оплатой остальных расходов,  и подкреплять такой счет с главного счета по мере потребностей.

Тогда указанные статьи оборотного фонда составят единый контур цепочки добавленной стоимости предприятия, «не загрязненный» прочими (постоянными) расходами.

Возложить контроль оборотного фонда необходимо на менеджера – распорядителя, который прежде чем принимать решение о платеже или об отгрузке продукции, сможет оценить, как отразится его решение на оборотном фонде всего предприятия.

Отчет для оценки оборотного фонда довольно легко разработать даже в «1С». Это позволит «одной кнопкой» увидеть состояние оборотного фонда и отслеживать его динамику.

Безусловно, чтобы такая система заработала, все первичные документы по цепочке: по закупкам, производству, продажам, должны обрабатываться «день-вдень», без задержек.

Чтобы настроить систему управления оборотным фондом, придется приложить усилия:

  • рассчитать нормативы;
  • отслеживать ежедневно отклонение фактического фонда от нормативного;
  • добиться своевременной обработки первичных документов.

Но такие усилия очень скоро окупятся, потому что решения об оплатах, об отгрузках, о размере страховых запасов будут быстрыми и обоснованными.

* Главный мотив традиционного бюджетирования – уложиться в запланированные лимиты

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль