Корректировка бюджета в кризис

762
Из-за сложной экономической ситуации многим компаниям приходится проводить корректировку бюджета, так как не все запланированное удается сделать и получить нужные результаты. Чтобы провести корректировку бюджета в кризис и сделать это наиболее эффективно, важно определить, какие методы бюджетного планирования в современных условиях подходят вашей компании.

Есть несколько методов бюджетного планирования в современных условиях или, другими словами, методик составления бюджета, которые позволяют оперативно скорректировать бюджет в течение года, если становится понятно, что его нереально выполнить в первоначальном виде.

Сценарное бюджетирование

Самая распространенная методика – сценарное бюджетирование.  Каждое ЦФО формирует три бюджета: оптимистичный, пессимистичный, базовый. Соответственно, формируются три варианта общего бюджета компании, и один из них берется за основу. Компания начинает по нему работать. Если финансовая служба понимает, что ситуация изменилась в ту или иную сторону, то переключается на тот бюджет, который больше заточен на ситуацию.
Недостаток этого метода в том, что очень тяжело составить три варианта бюджета. Если базовый сценарий основан на видении того, как будет развиваться ситуация, например, отдел продаж считает, что продажи составят 1 млн рублей, то остальные сценарии мало что отражают. Отделам бывает трудно составить пессимистичный и оптимистичный сценарий. Например,  не понятно, насколько должны упасть продажи, чтобы применять пессимистичный сценарий и тогда ифры берутся «с потолка».

Это рабочая схема, потому что финансовая служба имеет  вилку бюджета:  диапазон и по доходам, и по расходам, в рамках которого может действовать. Проблема в том, что границы этого диапазона часто размытые  и не очень коррелируют с реальностью.

Адаптивное бюджетирование

Если финансовая служба прибегает к методике адаптивного бюджетирования, то формируется только базовый вариант бюджета. Причем, этот базовый вариант формируется достаточно консервативно. Например, если отдел продаж считает, что телевизоры будут продаваться, а насчет пылесосов не уверен, то доходы от продажи пылесосов из бюджета исключаются.

Компания начинает работать по этому бюджету,  а финансовая служба его регулярно анализирует. В первую очередь, анализируется бюджет продаж. Если финансовый директор видит, что продаж меньше, чем заложено, начинается корректировка расходной части. Уже на стадии формирования бюджета финансовая служба и руководители подразделений  должны понимать, какие расходы и в каком порядке они будут «резать». Например, в первую очередь сокращаются представительские расходы (участие в выставках, снятие видеороликов) – расходы, которыми можно пожертвовать, если развития нет. Во вторую очередь – командировочные расходы Например, когда топ-менеджер пересаживается из бизнес-класса в эконом. Удобно, если вместе с бюджетом будет составлена таблица расходов в том порядке, в котором они будут сокращаться при ухудшении ситуации. Это позволит быстро и эффективно корректировать расходы, если фактические доходы меньше ожидаемых.

Если доходы больше, чем заложено в бюджете, у финансовой службы и руководства компании должен быть план того, как эти доходы можно освоить. Например, досрочно погасить кредит в банке,  или инвестировать в новые проекты, на которые в базовом сценарии денег нет, но при наличии дополнительных ресурсов есть возможность их воплотить.

Адаптивное бюджетирование наиболее актуально для компаний малого и среднего бизнеса, потому что факт доходов и расходов – та объективная информация, которая есть в компаниях и которой компании могут апеллировать. Все остальное – фантазии, мысли, домыслы и т.д.

Крупные компании часто опираются на различные макроэкономические обзоры, на статьи в газетах – это все можно проигнорировать. Для небольших компаний важны отношения с собственными контрагентами, нежели макроэкономическая ситуация. Например,  во время кризиса 2008-2009 года у компаний, которые торгуют интернет -рекламой, произошел взрывной рост продаж, благодаря тому, что рекламодатели в поисках экономии перешли на интернет-рекламу.

Натуральное бюджетирование

Еще одна эффективная методика анализа деятельности компании – натуральное бюджетирование.  Суть в том, что помимо финансовых показателей в бюджете БДДС и БДР, бюджет дополняется информацией о натуральных продажах. Например, компания планирует продать товары на 1 млн рублей. Очень полезно дополнительно к бюджету в денежном выражении указать количество и единиц товара, который будет продан. Например, 5000 телевизоров. Это важно, так как компания может выполнить план в натуральном выражении, но не выполнить в денежном. И наоборот. В таком случае бюджет в денежном выражении не даст полноты картины  и не позволит руководителю компании принять объективное решение. Натуральный показатель полезен для планирования, потому что им  проще управлять.

Есть и другие методики бюджетирования, например, бюджетирование по методу Activity based budgeting. Ее часто используют при планировании косвенных затрат.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ. На практике чаще всего корректируется самый динамичный инструмент управления в бюджетировании - бюджет движения денежных средств (БДДС). Бывает, что показатели БДДС в зависимости от текущей ситуации иногда приходится править ежедневно. Для корректировок бюджета движения денежных средств существует специальный инструмент – платежный календарь.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль