Дмитрий Боски: «Центральной для нас является идея трансформации бизнеса»

292
Интервью. О деталях сделки по продаже телекоммуникационного холдинга NetByNet «Мегафону» и о том, что нужно сделать с компанией, чтобы ее стоимость возросла более чем вдвое за полтора года, рассказывает Дмитрий Боски, глава Aton Capital Partners, управляющий фондами прямых инвестиций и недвижимости группы «Атон».

Aton Capital Partners приобрела акции NetByNet на $20 млн в начале 2010-го. К тому моменту ее владельцы больше года искали покупателя на весь свой пакет. Вас не смущало, что никто из отраслевых игроков не заинтересовался компанией?
– Суммарный опыт нашей команды в бизнесе прямых инвестиций превышает 60 «человеко-лет», и мы всегда опираемся на собственную оценку. Самое главное – это люди, менеджмент предприятий, в которые мы собираемся вкладывать деньги. Основателя NetByNet Грега Беренштейна мы с моим парт­нером Андреем Тихомировым знали уже порядка 15 лет. Кроме того, мы ясно видели возможности помочь компании в том, чтобы ускорить реализацию ее стратегии. Мы не рассматриваем свою деятельность только как финансовую, хотя, разумеется, конечная цель фонда – это приумножение капитала инвесторов. Но мы также помогаем предпринимателям и менеджменту развиваться быстрее и с наименьшим количеством ошибок. Мы увидели все это в случае с NetByNet.
В чем именно заключался вклад Aton Capital Partners, помимо покупки пакета?
– Мы подтянули очень полезного, знающего дополнительного инвестора, который вошел в совет директоров (медиабизнесмен Иван Таврин изначально инвестировал $10 млн – «Ф.»). Изменение в стратегии, произошедшее с нашим участием, заключалось в выходе NetByNet в Московскую область и ряд других регионов Центрального федерального округа. Мы помогли нанять практически весь второй уровень менеджмента: финансового директора, директоров по операциям, по маркетингу, главу юридической службы. То есть усилили управленческую команду. Создали систему корпоративного управления – сформировали совет директоров, в котором получили два места, перешли на МСФО, прошли аудит у компании «большой четверки». Смогли расширить кредитную линию с $20 млн до почти $150 млн, а это очень важно, если ваша стратегия связана с покупкой других активов. И, более того, нам удалось это сделать с уменьшением залоговой массы. До нашего прихода акции холдинговой компании NetByNet находились в залоге у банков. Мы вывели их из-под залога. Наконец, мы перевели компанию в новые офисы...
Создается впечатление, что Aton Capital Partners практически взял на себя управление NetByNet, а топ-менеджменту отводилась роль исполнителей.
– Если вы видите ситуацию, при которой венчурный капиталист физически постоянно стоит у руля финансируемого бизнеса, это значит, что дела у него идут не очень хорошо (смеется – «Ф.»). Конечно, ситуация была другой. Штурвал всегда находился в руках Грегори и исполнительного директора NetByNet Вадима Курина. Наша роль заключалась в том, чтобы ускорить реализацию стратегии и минимизировать ошибки. Вообще центральной в нашей деятельности является идея трансформации, преобразования предпринимательского бизнеса в абсолютно взрослую компанию международного класса. Как результат – доля NetByNet в Москве за полтора года выросла до 10%, а число клиентов увеличилось более чем вдвое.
В момент покупки пакета оговаривались ли с другими акционерами условия выхода из капитала?
– В подобных случаях документы всегда сложные, такими они были и в этой сделке. Но подобная информация не публичная. Достаточно сказать, что все предусмотренные опционы были исполнены. И все акционеры удовлетворены развитием событий, в том числе основатели компании.
Заявки на покупку NetByNet в ФАС подавали «Мегафон» и МТС. «Мегафон» предложил больше?
– Дело не только в цене. Компанией всерьез интересовались четверо потенциальных покупателей. Все они – активные игроки на российском телекоммуникационном рынке. Но неудивительно, что именно «Мегафон» предложил лучшие условия, ведь стратегически этот актив ему наиболее необходим. Кроме того, мы уверены, что сделка с «Мегафоном» позволит NetByNet успешно продолжать реализацию прежней стратегии.
Вы продали пакет спустя полтора года после покупки. Не такой большой срок владения для фонда прямых инвестиций. Почему это произошло именно сейчас?
– Действительно, NetByNet развивалась гораздо быстрее плана. Мы рассчитывали, что благоприятная для поиска большого стратегического партнера ситуация сложится позже. Но после большого числа преобразований в компании, о которых я упоминал, мы получили очень быстрый рост числа подписчиков, оборотов, а главное – вышли за пределы Москвы. В итоге прибежали в запланированную точку примерно на год раньше.
Многолетняя стратегия NetByNet заключалась в наращивании рыночной доли за счет скупки мелких независимых операторов. Но потенциальных объектов для поглощений остается все меньше. Придется ли менять стратегию?
– Я уверен, что компания продолжит бурно расти с помощью такого партнера, как «Мегафон», и с собственными крепкими финансовыми мускулами. Объектов для покупки по-прежнему предостаточно. Ведь потенциальные объекты покупок тоже развиваются. Думаю, что сейчас есть возможности для ускорения роста оборотов и числа подписчиков.
Общая сумма сделки составила порядка $270 млн, но точный объем будет зависеть от финансовых результатов NetByNet в 2011-м. То есть расчеты пройдут в 2012 году?
– Это обычные условия в подобных ситуациях. Небольшая часть цены удерживается покупателем, в данном случае до получения результатов 2011 года. Но это меньше 10%. Остальная сумма полностью выплачена деньгами.
Полтора года назад Aton Capital Partners вложила $20 млн в компанию, а сегодня ваш 16-процентный пакет оценен почти в $43 млн. Такая высокая доходность – это исключительный случай для фонда?
– В среднем за те годы, что наша команда работает на российском рынке, то есть более чем за десять лет, вложения утраивались (до середины 2008 года Дмитрий Боски управлял Западно-Сибирским региональным венчурным фондом ЕБРР – «Ф.»). Если же брать только посткризисный период, то пока это самое удачное вложение с точки зрения внутренней нормы доходности.
В каких отраслях вы сейчас рассматриваете объекты для инвестиций?
– Мы являемся фондом общего профиля, у нас нет отраслевой специализации. Нам интересно, чтобы у компании были работающая бизнес-модель и сильное ядро управляющей команды. Не обязательно должна быть полностью сформированная команда, но нужен «капитан», в которого мы поверим. Также компания должна быть лидером в своем рыночном сегменте или хотя бы иметь предпосылки, чтобы по мере реализации стратегии стать таким лидером. Здесь важно правильно понять, каким образом сегментирован рынок. Наконец, должен просматриваться некий логический выход из капитала компании. Как правилo, нас интересуют предприятия с оборотами от $30 до $300 млн, мы готовы инвестировать в среднем $20 млн. Хотя возможны исключения. При этом есть ряд отраслей, в которые мы не вкладываемся в принципе. Например, в добычу и переработку природных ресурсов, поскольку в России эта область требует специальных навыков и знаний, которых у нас недостаточно.
Несколько лет назад вы говорили, что не интересуетесь российскими стартапами из-за того, что интересных проектов почти не появляется. Ситуация не изменилась?
– Помимо названной вами, есть и другие причины, по которым мы не вкладываем средства в стартапы. В России трудно вырастить масштабный бизнес с нуля из-за целого ряда объективных факторов. Во-первых, домашний рынок для многих отраслей невелик. Значит, начинающей компании нужно выходить за пределы страны, а это дополнительный слой проблем. Во-вторых, в России еще нет наработанной культуры по созданию и выращиванию венчурных проектов, притом, что «смертность» среди них всегда очень высока в любой экономике. Далее: недостаточно людей, обладающих опытом в этой сфере, нет пула профессиональных менеджеров для стартапов, банков, готовых кредитовать такие проекты, профильных юристов. То есть отсутствует профессиональная инфраструктура, без которой инвестиции в начинающие проекты становятся еще более рисковыми. Ну и, в-третьих, так сложилось, что за последние десять лет, в течение которых мы управляем деньгами в России, наша стратегия фокусируется на growth capital, то есть вложениях в зрелый бизнес, нуждающийся в ресурсах для развития. А если вам кто-то скажет, что одновременно работает с компаниями, которые находятся на разных стадиях развития, – будьте осторожны, потому что это достаточно отличающиеся вещи. Хотя всегда возможны какие-то исключения. Периодически мы видим уже существующие бизнесы на ранних стадиях развития, пусть и не стартапы. Если команда там очень сильная, а стратегия убедительная, мы готовы иногда выйти за рамки нашей собственной стратегии, но только как исключение.
Как вы оцениваете, сильная команда у компании или нет?
– Такая оценка – это сердце нашего бизнеса, ключ к нему. Частично наше мнение, конечно, субъективно. Но мы опираемся на уже сделанное человеком, изучаем историю ключевых менеджеров компании, по крайней мере, за десять предыдущих лет. Находим людей, с которыми они работали раньше. Уверяю вас, что можно очень хорошо разобраться в человеке, поговорив с десятком-другим его бывших коллег, руководителей и подчиненных. Смотрим на послужной список.
Какие нынешние проекты в портфеле вашего фонда прямых инвестиций являются ключевыми?
– Один из таковых – крупная миноритарная доля сети магазинов мужской одежды Henderson. Мы приобрели ее в прошлом году и надеемся, что в 2011-м компания удвоится, по крайней мере, по количеству точек.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль