Ускорение на старте

92
Анализ. Тренд, зародившийся в Америке в середине 2000-х годов, докатился до оте­чественного инвестиционного рынка. Вскоре нам обещают появление второго российского венчурного акселератора.

Первым был «Главстарт» Аркадия Морейниса, следующим станет акселератор на базе бизнес-инкубатора InCube. Эта форма поддержки фактически означает новые правила игры для стартапов, которые сформулировал в своем эссе Пол Грэм в 2007 году: «Когда открытие бизнеса стоит серьезных денег, ты должен сначала получить «добро» от инвестора, чтобы начать дело. Теперь единственным порогом для вхождения в бизнес становится отвага». Именно он стал первопроходцем в деле создания акселераторов, запустив в 2005 году Y Combinator, из которого вышли такие известные проекты, как Reddit, Scribd, Justin.tv.

Поиск от студентки. Задачи акселератора определяются самим названием – стимулирование развития. «Если начинающих предпринимателей собрать вместе, дать им пообщаться с опытными предпринимателями и немного поучить – возникнет новое качество», – объясняет смысл затеи преподаватель МФТИ и постоянный колумнист «Ф.» Юрий Аммосов, который и сам «балуется» стартапами. Проект его студентки Анастасии Уряшевой AskDroid – решение для ускоренного мобильного поиска в интернете – получил приглашение в программу денверского акселератора The Founder Institute. За полгода приложение скачали 40 тыс. раз, а количество поисковых запросов превысило 300 тыс. Сейчас AskDroid предоставляет доступ к 300 поисковикам, около 5 тыс. человек пользуются им ежедневно.
«Про акселераторы мне рассказали несколько месяцев назад. Я просто подала заявку через интернет, там, среди прочего, ты описываешь свои планы», – рассказывает Анастасия Уряшева. Как конкретно проект будет зарабатывать, его создательница еще не решила. Среди рассматриваемых вариантов – рекламная модель, платный вертикальный поиск или дополнительные платные функции. Стартап Анастасии Уряшевой получился ориентированным на западный рынок – 80% пользователей ее приложения живут в США.
В Founder Institute действует четырехмесячная программа, в рамках которой стартаперы проходят образовательные курсы, общаются и получают оценку экспертов. Обучение начинается с занятий по весьма общим темам вроде «что нужно, чтобы добиться успеха» или «как трансформировать свою идею в бизнес-идею» и переходит в дальнейшем к более конкретным вопросам – определение рыночной ниши, брэндирование, интеллектуальная собственность, фандрайзинг, бизнес-модель, маркетинг и продажи.
Правда, в итоге Анастасия все же предпочла калифорнийский Plug&Play.

Первая история. У появления такого вида венчурного механизма, как акселератор, были свои причины. Пол Грэм решил создать Y Combinator в тот момент, когда стало очевидно: запуск проектов, чей конечный продукт – софт, может быть совсем не дорогим удовольствием. Серьезную роль в этом сыграли технологические решения, основанные на принципе open source, которые были бесплатны и позволяли снизить издержки на приобретение инструментария для стартапа. Чем дешевле обходился запуск проекта, тем ниже опускался порог минимальных начальных инвестиций, которые позволяли опробовать идею на жизнеспособность.
Параллельно росли объемы традиционных венчурных фондов, а с ними – и средний размер их инвестиций. Оценив ситуацию, западные бизнес-ангелы образовали группы, которые начали активно работать в нише между крупными венчурными фондами и одиночными бизнес-ангелами. Так, Пол Грэм, а также создатель TechStars Дэвид Коэн и их коллеги нашли модель, которая работала быстрее и эффективнее, чем простые ангельские инвестиции.
Рынок уже был готов к появлению большого числа мелких проектов, предлагающих разнообразные продукты на любой вкус. В 2000-х годах, во многом благодаря интернету, оформился принцип «длинного хвоста» – маркетинговый термин, который подразумевает, что на любом рынке, за исключением монополизированного, существуют лидеры продаж, товары «второго эшелона», популярность которых в разы ниже, чем у лидеров, и множество непопулярных товаров. Зато товаров последней категории очень много, они и составляют «длинный хвост». Практика показала, что новый товар так или иначе будет кому-то нужен – в худшем случае станет узконишевым продуктом, в лучшем – популярным на массовом рынке.
Цена ошибки на венчурном рынке снизилась, что подарило возможность множеству предпринимателей реализовать свои идеи. Рецепт, который открыли акселераторы, – инвестирование небольших сумм сразу в несколько компаний – снижает финансовые риски. Фактически создав программы посевного микрофинансирования – синонимом «акселераторов» на Западе служит словосочетание micro-seed funds, – акселераторы сопровождают свои финансовые вливания серьезной поддержкой и образовательными программами. Денег дается меньше, чем на стадии посевного финансирования. Примерно столько, сколько мог бы вложить бизнес-ангел. Только, в отличие от бизнес-ангела, акселератор вкладывает деньги сразу в пул проектов, при этом находясь с ними в более тесном контакте. Небольшой размер инвестиций позволяет ежегодно инвестировать в несколько компаний, которые взамен «отдают» небольшую долю участия. Например, получая по $10–30 тыс., выпускники The Founder Institute отдают 3,5% акций своих компаний.

Стадии акселерации.
Пример Пола Грэма оказался заразительным. В 2009 году в США насчитывалось уже около 30 акселераторов, среди них наиболее известны TechStars, Plug and Play Tech Center, Aalto Venture Garage, SXSW Accelerator, Springboard. С последним в этом году начал сотрудничать бизнес-инкубатор Академии народного хозяйства InCube, созданный в 2010 году. «К созданию акселератора мы шли больше года, изучали опыт западных коллег, в том числе Springboard», – говорит Михаил Корнеев из Greenfield Project, совместно с которым InCube работает над новым проектом. По его словам, стартапы, попавшие в акселератор, пройдут через три этапа. Первый – shape, придание проекту четкой формы, выстраивание идеи. Второй – build, работа по реализации проекта или же написание прототипа. И третий – sell, на котором какие-то проекты уже смогут делать свои первые продажи, а какие-то будут продавать себя инвесторам. В акселератор при InCube в рамках открытого конкурса попадут команды, предложившие концепцию коммерческого, масштабируемого проекта, готовые на время работы в акселераторе приехать в Москву.
В Российской венчурной компании (РВК) уверены, что акселераторы смогут стать эффективным механизмом генерации технологических команд, способных сделать бизнес. «В России на данный момент создано немало «инфраструктурных точек» для развития инноваций: особые экономические зоны, технопарки, центры трансфера технологий и другое. Не хватает «связующих звеньев» – сервисов и компетентных предпринимателей, которые помогают молодым бизнесам развиваться от одного этапа до другого. Акселераторы как раз являются одними из таких необходимых инновационной экосистеме сервисов», – выражает надежду директор департамента программ и проектов РВК Андрей Введенский. Сейчас РВК поддерживает несколько отечественных аналогов акселераторов: «Главстарт» (управляется Аркадием Морейнисом), «Венчур-эксперт» Константина Куликова и Центр инноваций Вадима Куликова.
Условия успеха стартапов из акселератора в принципе те же, что и у проектов венчурных фондов. В основе лежат связи основателей и опыт, которым они могут поделиться. «Самые успешные акселераторы основаны опытными предпринимателями с многомиллионными бизнесами в прошлом, связями в индустрии и медийным профилем. Они сразу могут дать своим стартапам и связи, и публичность. Бизнес-инкубаторы, в противовес акселераторам, никогда серьезной роли не играли. Исключения – инкубаторы, основанные предпринимателями со связями», – полагает Юрий Аммосов.

Отличия аналогов. Казалось бы, в России существует аналог акселератора – инкубатор. Например, номинально свой акселератор есть в московском технопарке «Строгино». Но функции таких структур стоят на стыке возможностей коммерческих и некоммерческих организаций. Фактически они обеспечивают стартапы инфраструктурой: сдают помещения в аренду, обеспечивают доступ к инфраструктурным компаниям. Истинный акселератор ориентирован на личностный подход. Это не просто отношения арендатора и арендодателя. В конечном счете, акселератор выступает в роли свахи, подбирая для стартапа управленца или инвестора и помогая проектам «привести себя в порядок» перед встречей. «Инкубаторы пытаются дать мелким компаниям почувствовать себя большими, словно у них есть свой ресепшн и оргтехника. Для акселераторов же главное – продуктивная деятельность стартапа: от него ждут, чтобы он сделал что-то и вышел с этим на рынок. А площадка, на которой он будет это делать, второстепенна», – считает Эрик Старк, сооснователь акселератора Startup Garage Sweden.
Кейси Аллен, один из основателей акселератора Project Skyway, сравнивает принципы двух форм поддержки: «Инкубатор говорит: мы дадим тебе площади – бесплатно или недорого. Это отличное начало твоего дела, а если захочешь, приставим к тебе специалистов по пиару и праву, но это опционально. Оставайся у нас столько, сколько потребуется. Мы растим малый бизнес совместно с властями и рядом некоммерческих организаций, и наша цель – экономическое развитие и создание рабочих мест. Акселератор говорит: мы предоставим тебе менторов и немного первоначальных финансов, это – отличный зачин. Если что, у нас есть какие-то площади для организации рабочих мест. Еще у нас есть юристы и маркетологи, беседы с которыми будут чрезвычайно полезны. У тебя 8 недель, чтобы получить самую серьезную поддержку. Мы спонсируем тебя, сводим с нужными людьми и предоставляем знания и советы. Мы тратим на это наши деньги, так что уж лучше бы твоему проекту после всего этого выстрелить».
По мнению Михаила Корнеева, акселератор помогает получить экспертизу и небольшие инвестиции в самом начале работы проекта, именно в тот момент, когда стартап наиболее уязвим, больше всего нуждается в помощи. «Про акселераторы сейчас заговорили как про новых «привратников» индустрии: они решают, кто в нее войдет, а кто нет», – говорит Юрий Аммосов.

Обратная сторона. За это же качество их, впрочем, и критикуют: фактически они выступают перепродавцами и выстраивают новую систему качества – проекты, прошедшие через TechStars или тот же Y Combinator, вызывают повышенный интерес, который некоторые инвесторы считают спекулятивным. Кроме того, метод, которым начал действовать когда-то Пол Грэм (spray & pray – «опыляй и молись») уже принес свои сомнительные плоды. В начале этого года глава DST Юрий Мильнер и основатель фонда SV Angel Рон Конуэй пообещали инвестировать во всех выпускников Y Combinator по $150 тыс. Скорее всего, на следующем смотре проектов в Y Combinator выпускники не будут испытывать к бизнес-ангелам прежнего интереса.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль