Диаметральный долг

74
Займы. Долговой рынок открывается для инфраструктурных проектов. Облигации «Западного скоростного диаметра» раскупили «на ура» несмотря на то, что более 10 лет назад случился дефолт по бондам высокоскоростной магистрали.

Любой пассажир «Сапсана», выходя из здания Московского вокзала в Петербурге, видит перед собой огромный торговый центр. Между тем 15 лет назад на месте этого центра планировалось совсем другое здание. Сюда должны были приходить высокоскоростные поезда, возможно, те же «Сапсаны». Но в 1990-х годах запустить проект не удалось, несмотря на то, что одним из источников его финансирования предполагались инфраструктурные облигации. Теперь администрация города вспоминает прошлое, пусть и в другой, более благожелательной макроэкономической обстановке, и снова возвращается к этому инструменту. И вот в конце прошлой недели принадлежащая администрации Петербурга компания ЗСД размещает 20-летние облигации на 10 млрд рублей. На эти деньги будет достраиваться скоростная автострада, пересекающая город с севера на юг. У инвесторов короткая ли память, что они взяли на себя такие риски?

Инфраструктура занимает. Облигации ЗСД – не первые инфраструктурные бонды на российском рынке: в 2010 году были выпущены облигации компании «Главная дорога». В обращении находится один выпуск облигаций этой компании объемом 8 млрд рублей, который был размещен в ноябре 2010 года со сроком погашения в 2028 году. Цель эмиссии – финансирование строительства «нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва – Минск». Трассу, как и ЗСД, планируют эксплуатировать на платной основе.
Готовит 2 выпуска 20-летних бондов на 10 млрд руб­лей и «Северо-Западная концессионная компания» (СЗКК). Эти деньги она собирается потратить на строительство скоростной автодороги Москва – Петербург на участке 15–58 км. Как и в других случаях, выпуски обеспечены госгарантией РФ. Планировала выпуск инфраструктурных облигаций и компания «Усть-Луга», которая строит крупный морской грузовой порт и железную дорогу к нему в Ленинградской области.

Инструмент для консерваторов. В мировой практике инфраструктурные облигации – достаточно распространенная форма привлечения длинных средств для финансирования создания или реконструкции инфраструктуры. К примеру, в США, Австралии, Чили, Индии и ряде других стран. Такие бонды имеют высокий уровень надежности, потому что выплаты по ним, как правило, гарантированы бюджетом. Это позволяет вкладываться в них консервативным инвесторам, таким, как пенсионные фонды и страховые компании. Но доходность по инфраструктурным облигациям обычно невысока – на 1–3 п.п. выше уровня инфляции.
Однако в России эти инструменты не получили пока популярности. Эксперты объясняют данный факт отсутствием законодательной базы. «Законодательно понятие инфраструктурных облигаций не закреплено: соответствующий закон до сих пор не принят», – указывает Александр Строгалев, начальник управления портфельных инвестиций компании «Питер-Траст». Проект федерального закона «Об особенностях инвестирования в инфраструктуру с использованием инфраструктурных облигаций» был вывешен для обсуждения на сайте ФСФР  еще в 2009 году, однако до принятия закона дело так и не дошло.
В Петербурге финансирование инфраструктурных проектов происходит как за счет бюджета, так и за счет частных компаний. «Эффективное привлечение частного капитала в проект развития аэропорта Пулково на условиях 100-процентного частного финансирования было достигнуто благодаря наличию объекта инвестирования, генерирующего доход и планируемого к развитию, а также четкой позиции города по развитию проекта, включая программу обеспечения транспортной доступности аэропорта», – рассказал «Финанс.» председатель Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Санкт-Петербурга Алексей Чичканов. По его словам, проект строительства Орловского тоннеля также реализуется за счет федеральных, городских и частных инвестиций в равных долях.

Риски пугают инвесторов. Пока же консервативные инвесторы только присматриваются к российским инфраструктурным облигациям. По их оценкам, низкая доходность существующих на рынке выпусков не вполне соответствует рискам. Главной опасностью может стать отсутствие дохода у владельца трассы. На денежный поток ЗСД в начале июня покусились депутаты Госдумы. Они внесли на рассмотрение парламента законопроект, согласно которому платный проезд по всем автодорогам, построенным за счет бюджета, должен быть признан незаконным. К таким дорогам, кроме ЗСД, относятся КАД и трасса Петербург – Москва. Авторы законопроекта полагают, что автовладельцы уже внесли плату за строительство таких трасс в виде налогов.
По мнению Олега Дорофейкина, аналитика инвестиционной компании БФА, привлекательность облигаций ЗСД для покупки консервативными инвесторами ограничена отсутствием истории инфраструктурных облигаций на российском рынке, а также невысокой текущей доходностью и относительно высоким уровнем кредитного риска. «Главными факторами риска являются слабопредсказуемый денежный поток проекта, формируемый за счет сбора платы за проезд, а также необходимость рефинансирования облигаций для выплат по оферте, сложные условия госгарантий и отсутствие соответствующей юридической практики, – перечисляет он. – Изначально в проект заложен довольно оптимистичный сценарий по сбору платежей и загруженности платных дорог. Невыполнение данного прогноза потребует использования гарантий Правительства РФ и Санкт-Петербурга. Возможные проблемы федерального и регионального бюджетов к моменту погашения облигаций в случае недостаточного поступления средств за проезд могут привести к значительному снижению цены данных облигаций». Тем не менее, в связи с необходимостью развития инфраструктуры рынок таких облигаций будет расти вместе с увеличением числа проектов, уверен эксперт.
Первый заместитель генерального директора страхового общества «Гефест» Владимир Чубуков констатирует: «Не хватает положительной кредитной истории инфраструктурных эмитентов. В нашей компании с 2008 года вообще не предусмотрено размещение активов в корпоративные облигации». «К сожалению, облигации ЗСД мы не покупаем, поскольку они для нас длинноваты, с инфраструктурой в целом также сложно, поскольку анализ делается не на основе отрасли, а на основе эмитента», – рассказал Егор Киселев, инвестиционный специалист «ТКБ БНП Париба Инвестмент Партнерс» (компания управляет, в частности, пенсионными деньгами). В «ВТБ Капитал» структуру покупателей облигаций ЗСД читателям «Финанс.» раскрывать отказались. Бумага разошлась среди широкого круга инвесторов, включая банки, инвестиционные компании и физических лиц, сообщили в компании.

Инфраструктурный провал.
Предшественником ЗСД на рынке облигационных заимствований можно считать другой крупный инфраструктурный проект – высокоскоростную железную дорогу между Петербургом и Москвой. На ее строительство планировалось потратить примерно $5 млрд. Созданное под этот проект в начале 1990-х РАО «ВСМ» было подконтрольно государству, но имело и частных акционеров, например французскую компанию Sofrerail. До кризиса 1998 года РАО «ВСМ» успело начать строительство возле Московского вокзала в Петербурге транспортно-коммерческого комплекса стоимостью $320 млн с гостиницей, торговыми и офисными помещениями. Для финансирования стройки РАО привлекло $200 млн в кредит от банков Indosuez и SBC Warburg. Кроме того, РАО выпустило облигационный заем на $120 млн под гарантии Минфина РФ. После кризиса обслуживание займов было прекращено, а возле Московского вокзала еще несколько лет зияла знаменитая яма – котлован от непостроенного комплекса. РАО погасило лишь три из шести размещенных выпусков облигаций. Дальнейшие выплаты на сумму порядка 1 млрд рублей пришлось проводить Минфину.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль