Собянин начинает и выигрывает

48
Сравнение. Сергей Собянин и Валентина Матвиенко, возглавив мэрии Москвы и Санкт-Петербурга, начали одинаково – с перетряски городского хозяйства и состава своих кабинетов. На этом общее заканчивается.

Полномочия Валентины Матвиенко истекают в конце года. Пока что сохраняется интрига относительно того, останется ли она на третий срок. Питерские наблюдатели склоняются к мысли, что шансов немало – недаром же Валентина Матвиенко как радушная хозяйка приняла участие в закладке завода «Ё-авто» в индустриальном парке «Марьино».
И, напротив, московские эксперты считают, что губернатор Северной столицы за последний год особенно сильно растеряла ресурс поддержки центра. Сергей Собянин, напротив, свою охранную грамоту пока удерживает крепко. Но и прошло-то немногим более полугода с момента его назначения на должность мэра Москвы в октябре 2010 года.
Первые шаги Сергея Собянина ожидаемо повторяли действия Валентины Матвиенко. Дело не столько в копировании, сколько в общем для всех крупных российских городов своде проблем. Не возьмись Сергей Собянин их разруливать, его бы, мягко говоря, не поняли. Ведь бывший руководитель аппарата правительства и был назначен на должность мэра для наведения порядка в столице после 18-летнего разгульного хозяйствования Юрия Лужкова.

Чистка чиновников. Сергей Собянин начал с чистки аппарата. На несколько ключевых постов, включая должности распорядителя администрации и руководителя пресс-службы, он назначил «своих» людей. Некоторых мэр привел за собой из центрального аппарата, другие перебрались из Тюменской области, губернатором которой ранее был чиновник.
Однако он постарался не нарушить преемственности передачи власти – на многих должностях, особенно требующих исторического бэкграунда по теме, остались люди из прежнего правительства. Так, свои посты, хотя и с изрядно урезанными полномочиями, пока сохранили первый вице-премьер Владимир Ресин, ответственный за столичный стройкомплекс, и курирующий ЖКХ Андрей Цыбин.
Чисткой кабинета в свое время занялась и Валентина Матвиенко, и кардинальной. Она сразу запустила процесс обновления управленческой команды. Сохранение хотя бы видимости преемственности власти не входило в число ее приоритетов, ведь прежнего губернатора Владимира Яковлева, как и Юрия Лужкова, постигла досрочная отставка. Экономический блок она доверила «младореформаторам» из Промстройбанка, который, по неофициальным данным, был главным спонсором ее предвыборной кампании (в отличие от назначенца Сергея Собянина, Валентина Матвиенко избиралась).
Однако массовых увольнений среди городского чиновничества на местах она избежала. А Сергей Собянин пришел в Москву заведомым чистильщиком, потому попросту увольняет служащих префектур и управ за малейшую текущую провинность или в целом несоответствие занимаемой должности. Для чиновников низового уровня стиль обращения с ними нового градоначальника оказался сродни ушату холодной воды. Ведь при Юрии Лужкове существовала система договорных отношений, при Сергее Собянине, семейственно не связанном с городом, она не работает.
Одновременно московский мэр взялся за хозяйственные проблемы. «Актуальных вопросов, требующих незамедлительного решения, столько, что его деятельность носит несколько хаотический характер, – отмечает Герман Ветров, директор направления «Муниципальное экономическое развитие» фонда «Институт экономики города». – Хотелось бы понять систему приоритетов, но пока она не заявлена. Но тут все ясно: государство в государстве, где быстро не разберешься».

Новая метла. Первой акцией Сергея Собянина за стенами мэрии стал снос точек розничной торговли вдоль дорог, включая цветочные и газетные киоски. Они якобы мешали передвижению транспорта. Однако возмутились граждане и общественные организации. В «Гильдии инвесторов остановочных сооружений» подсчитали, что городской бюджет потерял бы до 690 млн рублей при полной ликвидации остановочных киосков. В итоге большинство ларьков осталось на местах, а Сергей Собянин с тех пор откровенно под критику не подставлялся.
Не то Валентина Матвиенко. Она также свой первый губернаторский срок в октябре 2003 года начала с изменения городского ландшафта, но к мнению петербуржцев особенно не прислушивалась. На первом же совещании Валентина Матвиенко заявила, что «эпоха стихийной уплотнительной застройки закончилась», внимание следует уделять сохранению зеленых насаждений и рекреационных зон, оборудованию внутриквартальных парковок. Стихийности, действительно, стало меньше: хотя дома продолжали теснить друг друга, но уже с одобрения подчиненных губернатора. С тех пор в городе прошло не менее сотни несанкционированных выступлений граждан против возведения строений вблизи их жилья. Без толку: девелоперы при молчаливом согласии властей продолжали строительство.
До 3 тыс. киосков на остановках общественного транспорта и в подземных переходах руки у губернатора дошли только осенью 2004 года. Несмотря на акции протеста представителей малого бизнеса, Валентина Матвиенко распорядилась заменить их рекламными тумбами. Но и поступления от наружной рекламы в бюджет Санкт-Петербурга она не оценила, заявив операторам «наружки», что больше не нуждается в их услугах. Они принесли-де в 2006 году всего 1% от доходной части, или 812 млн рублей. А в апреле 2007 года начали сносить рекламные щиты в рамках концепции радикального сокращения наружной рекламы. Пришло предписание федеральных органов, в том числе ФСО, якобы связанное с поездкой Владимира Путина в Питер, который он счел «захламленным рекламой». Сложно подсчитать, сколько ПБОЮЛ и малых компаний было разорено в результате противоречивых действий губернатора.

Разница в подходе. Сергей Собянин не демонстрирует подобного небрежения малым и средним городским бизнесом. Им было также принято аналогичное по характеру решение о запрете размещения рекламы в историческом центре Москвы, но оно предусматривает различные компенсаторные механизмы для рекламщиков и рекламодателей.
Столичный градоначальник старательно избегает даже видимости конфликтности в глазах рядовых горожан, чтобы не вызвать роста социальной напряженности. Недопущение такого роста – одна из задач, в связи с которой Сергей Собянин пересел со стула в Кремле в кресло на Тверской улице. Поэтому, считают эксперты, в ближайшее время – во всяком случае, до президентских и парламентских выборов – не будут меняться принципы дотирования москвичей, заложенные при Юрии Лужкове. Две другие задачи были очерчены главой столичного правительства еще до вступления в должность на заседании фракции «Единой России» в Мосгордуме в октябре 2010 года: решение транспортных проблем и борьба с коррупцией.
У Валентины Матвиенко нет сдерживающих факторов в виде обязательств перед Кремлем. Или они были даны так давно и другому президенту, что их ценность нивелировалась. Потому глава Северной столицы идет своим путем, невзирая на репутационные издержки. «Валентина Матвиенко выгребла с Невского весь малый бизнес. Был год, когда доходы от него не выросли ни на копейку, а даже сократились на размер инфляции, – заявляет директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. – Давайте без иллюзий: у обоих градоначальников к малому бизнесу нет экономического интереса. Но Собянин понимает, что его сохранение выгодно в плане занятости, ведь до 30% рабочих мест белого сектора Москвы обеспечивает малое и среднее предпринимательство. А Матвиенко сделала ставку на крупный бизнес и живот положила, чтобы привлечь в Санкт-Петербург бюджетообразующие компании».
На налоговый учет в Санкт-Петербурге встали «Газпромнефть» с некоторыми своими аффилированными структурами, «Сибур Холдинг», «Транс­аэро» и другие. По данным Комитета финансов Санкт-Петербурга, в числе 20 крупнейших налогоплательщиков они до кризиса обеспечивали 30% доходной части бюджета Санкт-Петербурга (в 2009 году эта доля упала до 7%). По показателю налоговых отчислений от юрлиц бюджет Санкт-Петербурга стал догонять московский, где по этой строке в 2010 году формировалось 39% доходов.

Варяги в городе. Платой за приход гигантов российского бизнеса стали неловкие попытки снизить историческую значимость Санкт-Петербурга. В качестве компенсации за труды Валентина Матвиенко согласилась на проект «Газпрома» по строительству нелепого для исторической застройки Питера проекта «Охта-центра». Еще более поразительным и недальновидным для губернатора шагом стало предложение, адресованное в январе Владимиру Путину, исключить город из списка исторических поселений.
Очевидно, что с каждой подобной инициативой Валентина Матвиенко теряет поддержку в глазах петербуржцев. А возможно, и различных должностных лиц в федеральном правительстве, где сильна команда «питерских». При этом во время первого губернаторского срока Валентина Матвиенко свою «разрушительную» деятельность по отношению к городу странным образом обосновывала программой социально-экономического развития Санкт-Петербурга. Главным тезисом было заявлено достижение за несколько лет европейских стандартов жизни. Однако в Европе таковыми считаются не только бытовые условия определенного уровня и качества, но, прежде всего, и гармонизированные стандарты, в том числе с учетом сохранения экологии и поддержания традиций историко-культурного наследия.
Сергей Собянин, несмотря на то, что также «варяг», напротив, демонстрирует бережное обращение с Москвой и пафосными лозунгами о светлом европейском завтра российской столицы не разбрасывается. Одиозных решений он также не принимает. «Мэр ведет себя осторожно, как будто идет по минному полю, но при этом технологично, став на позицию бюрократа и рационального управленца», – считает Наталья Зубаревич.
В ноябре Сергей Собянин начал ревизию действующих строительных контрактов и после проверки забраковал 53 из них. Мотивы озвучены: «Плотность застройки в Москве в 2–3 раза больше, чем в большинстве городов Европы, возможности для экстенсивного возведения жилья в городе исчерпаны». А нагрузка на коммунальную, дорожную и социальную инфраструктуру уже чрезмерная. Этим он отпугнул многих инвесторов. Например, в том числе из-за возможного разрыва инвестсоглашений с компанией «Сити», принадлежащей Олегу Дерипаске, олигарх решил полностью покончить со строительным направлением бизнеса в структуре «Базэла». Между тем, объем инвестиций в строительство 3 млн кв. метров в деловом центре, которым управляет «Сити», до кризиса планировался на уровне $10 млрд.

Большая распродажа. В отличие от Питера, а также прежнего правительства Юрия Лужкова, Москва стала дистанцироваться от прямого участия в делах большого бизнеса. Запланирована глобальная распродажа непрофильных промактивов, таких, как 75% акций в компании «Аэропорт Внуково», «Московско-Медынское агропромышленное предприятие» (99,99%), «Авиапредприятие “Золотое кольцо”» (91,24%) или «Автофрамос» (5,9%). «Судьбу пакетов определило скорее движение в рамках общего тренда приватизации госсобственности, распродажа активов не является осознанным мероприятием», – считает руководитель аналитического отдела БКС Максим Шеин.
Москва сможет выручить неплохие деньги. Несмотря на то, что глава правительства Владимир Путин готов предложить за московский пакет Внукова 45–50 млрд рублей, мэрия торгуется и просит 54,7 млрд рублей (еще в начале года она оценивала его в 27 млрд рублей). Пакеты в остальных предприятиях из самых разных секторов экономики и даже регионов страны, где ранее прослеживались интересы команды Юрия Лужкова, в совокупности потянут еще на несколько десятков миллиардов рублей.
«Разумно отстроиться от проектов Юрия Лужкова, которые так и остались экономически неэффективными, – рассуждает Герман Ветров. – Прежней управленческой команде оказались не по плечу спасение АЗЛК, развитие нескольких сетей ресторанов быстрого питания или межрегионального авиатакси, разработанного «Атлант-Союзом»».
Помимо дохода, освобождение от балласта в виде этих предприятий, далеко не всегда прибыльных (зачастую – дотационных), придаст бюджету Москвы гибкости и позволит сделать его чуть прозрачнее. Бюджет города на 2011 год страдает теми же недостатками, что и раньше. В нем также заложены гигантские суммы по теневой статье «Прочие расходы». Либо Сергей Собянин пока не смог перебороть сопротивление московских чиновников, верставших бюджет ранее, либо в этом аспекте позиционирует себя как часть системы.

Дорожная карта. Несмотря на первоначальные реляции Сергея Собянина о скорой победе над пробками, дороги Москвы по-прежнему забиты. Через полгода после назначения мэра появилась программа по развитию транспортной системы на 2012–2016 годы. Однако к реализации ее пока не приступили. «”Транспортный генплан“, по сути, не выполняется, изменений в решении вопроса транспортной загруженности не предвидится, – сетует президент АКГ «Созидание и Развитие» Василий Кошелев. – Хотя я считаю, что за тот срок, что Собянин является мэром Москвы, воплотить в жизнь какие-то действительно эффективные меры не удалось бы изначально».
Но все-таки подход Сергея Собянина к решению транспортного вопроса по отдельным моментам может быть спорен, но в целом куда более рационален, чем у Юрия Лужкова. Помимо того, что курировать вопросы развития транспорта и дорожного хозяйства в Москве назначен опытный бывший замминистра транспорта РФ Николай Лямов, предложено и комплексное решение. Надо строить развязки в узких местах и дополнительные съезды с МКАД; выделить полосы для движения городского маршрутного транспорта; ограничить въезд частного транспорта в центр города; увеличивать протяженность линий и количество станций метрополитена; запустить по внутригородским маршрутам электрички, а также речные такси по Москве-реке и др. В этом смысле позиции Валентины Матвиенко смотрятся лучше – для Питера дорожная проблема остра, но все же не так, как в Москве. «В плюс мэру поставлю то, что он усилил контроль за городской системой благоустройства, – говорит Наталья Зубаревич. – На сферу ЖКХ, дворовые территории, озеленение в бюджете Москвы заложено 4%, что равносильно бюджету какой-нибудь небольшой области».
Внимание нового мэра к этой стороне жизни города было оценено москвичами и принесло Сергею Собянину дополнительные очки. Валентина Матвиенко уже получила прошедшей зимой несколько «черных меток» в виде угрозы уголовным преследованием за расхлябанное руководство ЖКХ. Гибель более десятка человек с 2004 года от сосулек может поставить точку в ее дальнейшем губернаторстве.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль