Заоблачные сервисы

80
Маркетинг. Новый модный тренд российского IT-рынка – cloud computing. Все последние услуги называются «облачными» и сулят потребителям небывалую гибкость и экономичность.

До конца года авиакомпания «Трансаэро» планирует перевести IT-инфраструктуру в облако. Редкий пример, вообще спрос на подобные услуги в России ничтожный, как и на IT-аутсорсинг, бум которого предрекают уже несколько лет подряд. По прогнозу аналитической компании IDC, российский рынок облачных услуг к концу 2014 года вырастет в 30 раз до $161,5 млн. Но доля облачных сервисов в структуре рынка останется малозаметной. Почему же они стали так модны?
Насыщенный информационный фон создают множество экспертов, компаний из мира IT, каждая из которых продвигает под «облачным» названием что-то свое. Впрочем, становление новых технологий всегда связано с терминологической путаницей, которая прекращается, когда технология «взрослеет». Мода на облака идет в корпоративный сектор с двух сторон – от конечных пользователей, которые предпочитают хранить и обрабатывать данные в интернете, оценив преимущества отличного и часто бесплатного сервиса, и от поставщиков IT-услуг, которые, не оправившись от последствий кризиса, рассчитывают подстегнуть продажи с помощью эффектной маркетинговой концепции.

Забытое старое.
К облачным услугам относятся три бизнес-модели. «ПО как услуга» (SaaS или AaaS в терминологии IDC) – этот сегмент в России наиболее востребован в основном компаниями СМБ. Хотя российский рынок ПО в аренду мал, все же есть из чего выбрать. Например, на сайте SoftCloud доступны около 50 приложений на все случаи корпоративной жизни. Цены указаны в рублях за одно рабочее место в месяц. Имеются и сервис электронной почты, и бухгалтерские системы, и средства коллективной работы и автоматизации документооборота, «легкие» CRM- и ERP-системы, порталы и так далее. Некоторые российские разработчики продают свои SaaS-решения самостоятельно. Например, «Мой склад» автоматизировал торговлю и склад, и одноименное приложение используют уже более 200 компаний. Доступны через российских поставщиков и лидирующие западные бизнес-приложения SaaS, в частности, Salesforce, SugarCRM и NetSuite. А тем, кто хорошо знает английский и может перечислять платежи за границу, доступен весь мировой рынок SaaS.
Другие две модели – «инфраструктура как услуга» (IaaS) и «платформа как услуга» (PaaS, инфраструктура плюс системное ПО). На отечественном рынке они ориентированы в большей степени на крупных корпоративных потребителей, потому и развитие спроса идет медленнее. Пока крупные заказчики начали осваивать виртуализацию аппаратных платформ и создавать «частные» облака внутри своих IT-инфраструктур. «Публичные» облака создают операторы связи, например «Ростелеком», и крупнейшие системные интеграторы. Только клиентов у них пока негусто. Это бизнес на перспективу. Пока не очень ясно, какие модели будут применяться наиболее массово. Николай Прянишников, президент Microsoft в России, считает, что спрос на облачные технологии будет расти постепенно, это эволюционный процесс. «Каждая компания в зависимости от специфики бизнеса будет решать, какую часть IT оставить у себя, а какую – разместить в облаке», – говорит Николай Прянишников.
Максим Янпольский, главный операционный директор брокерской компании «Третий Рим», сравнивает отношение корпоративных потребителей к своим IT-службам со стокгольмским синдромом: «Люди начинают сочувствовать сисадминам, как заложники сочувствуют мучителям, настолько преувеличена вера во всемогущество IT-служб». Максим Янпольский – адепт облачных услуг и вместе с CIO доказал акционерам компании целесообразность их использования. «Нам пришлось убеждать акционеров в том, что облачные решения не менее безопасны с точки зрения возможной потери информации, чем IT-решения на собственной инфраструктуре. Мы доказали это на простых примерах: собственный персонал подведет с большей вероятностью, чем поставщики услуг, дорожащие своей репутацией. Перекупленный сисадмин может легко унести базу данных к конкурентам», – рассказывает Максим Янпольский. Он убежден, что ценность внутренних IT-отделов в компаниях снизится: облачные технологии развиваются быстро, и, чтобы ими пользоваться, не нужны свои «айтишники».
Руководитель направления центров обработки данных компании «Крок» Руслан Заединов считает стартапы, такие, как «Третий Рим», одной из трех категорий заказчиков, которым очень выгодно использовать облачные технологии. «Вторая категория потребителей – компании, перед которыми стоят новые задачи, но эффективность инвестирования в IT-сопровождение сомнительна. Задачи могут быть временными или с неизвестным результатом», – говорит Руслан Заединов. Он приводит пример из своей практики – у одного из клиентов есть подразделение разработки ПО, которое постоянно генерирует новые проекты с разной вероятностью успеха. Закупать под такие задачи сложную инфраструктуру и содержать ее – накладно, а облака, доступные повременно, выгодны.
Другой пример «локального» использования облаков: компания TNS Россия Media Research, специализирующаяся на маркетинговых исследованиях, приступила к новому проекту. Необходимый для него программно-аппаратный комплекс будет полностью размещен в облаке. Почему? «Для нас актуальны стандартные преимущества размещения серверов вне офиса. Прежде всего, это экономия электроэнергии и площадей. Кроме того, специфика нового проекта в том, что нам требуется быстрый доступ к серверам из интернета. Используя облако, мы избавляемся от необходимости расширять каналы связи», – объясняет Леонид Щербаков, руководитель отдела системного обеспечения TNS Россия Media Research.

Давайте сравним. Перечисленные Леонидом Щербаковым преимущества характерны не только для облака, но и, например, для collocation – размещения своего серверного оборудования в ЦОДе поставщика услуг. При оценке затрат на новый проект он сравнил стоимость использования этих двух услуг. «Мы сравнили расходы в целом на проект за трехлетний период. Расчеты показали, что облако более привлекательно. В случае collocation затраты в первый год составляют много больше половины от общей суммы, а затраты на использование облака – менее четверти общей суммы», – говорит Леонид Щербаков. А главное, общие затраты в облачном варианте оказались ниже, чем при обращении к collocation. Разница объясняется тем, что в облаке можно периодически выключать часть виртуальных машин.
«Облачные технологии повышают эффективность бизнеса и позволяют снизить затраты, частично переводя расходы на IT из CAPEX в OPEX. Например, переход фармацевтической компании GlaxoSmithKlein (США) на набор онлайн-приложений поможет снизить операционные расходы на 30% и создать изменяемую модель себестоимости», – добавляет Николай Прянишников.
Пользуясь облаками, можно плавно наращивать мощность виртуальных серверов по мере роста объема данных. Масштабируемость выручает и при разной в зависимости от времени интенсивности использования IT-ресурсов. Например, для сезонного бизнеса, для проведения временных акций или проектов, требующих увеличенного использования IT. Именно в таких случаях актуальна принятая в облаках повременная оплата.
Дмитрий Лоханский, генеральный директор группы компаний «Оверсан», замечает наиболее выраженный спрос на облачные сервисы у компаний СМБ. По его наблюдениям, они активно переносят свои онлайн-проекты и среды разработки и тестирования на облачную хостинговую платформу. Преимуществами для заказчиков эксперт называет очевидную экономическую выгоду и рост качества сервиса. «Сокращение затрат при развертывании проектов в облаке составляет минимум 30%. При этом значительно повышается отказоустойчивость проекта за счет резервирования инфраструктуры», – комментирует Дмитрий Лоханский.

Взгляд изнутри. Крупные холдинги, по мнению Руслана Заединова, – это третья категория заказчиков, которым выгодны облака. Построение «частного» облака позволяет им оптимизировать использование IT-инфраструктуры. Когда головная компания приобретает активы, а чаще всего это зрелые компании со сложившимися IT-ресурсами, возникает вопрос о более эффективном использовании систем. «Облако помогает объединить недоиспользованные кусочки IT-инфраструктур приобретенных компаний в единый пул ресурсов, из которого их можно черпать под новые задачи», – говорит Руслан Заединов. Российские компании в большинстве своем пока далеки от использования «публичных» облаков. Но создание «частных» облаков «внутри себя» их очень даже интересует. Причин несколько, главная – возможность снизить стоимость владения инфраструктурой за счет стандартизации и автоматизации ЦОДов, более эффективного использования аппаратного обеспечения и сокращения потребления электроэнергии.
Создание частных облаков стало для многих крупных российских компаний следующим после виртуализации этапом развития корпоративных IT. Стимулирует и поддержка вендоров соответствующего программного и аппаратного обеспечения, например VMWare, Parallels, Microsoft, Cisco, IBM, которые стремятся закрепиться в секторе. По словам Александра Подвойского, архитектора департамента системного ПО компании «АйТи», у крупных заказчиков есть возможность попробовать «частное» облако практически бесплатно. «Пилотный проект по созданию частного облака мы выполняем за пару недель. После этого заказчик тестирует решение и думает, стоит ли ему вкладываться в более серьезный облачный проект», – говорит Александр Подвойский.
Для крупных компаний актуально сокращение эксплуатационных расходов. «Группа компаний «Связной» перевела в частное облако на базе гипервизора Microsoft ERP-систему и другие прикладные решения. Благодаря этому удалось сэкономить на закупке и эксплуатации новых серверов, на 15% снизить потребление электроэнергии серверами и на 30% сократить время их простоев», – рассказывает Николай Прянишников.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль