Андрей Горянов о неуязвимости рейтинговых агентств

96
«Мнение» рейтинговых агентств стоило мировой экономике немалых денег и нер­вов. Им самим это ничего не стоило, и платить они не будут

У «большой тройки» глобальных рейтинговых агентств нет повода расстраиваться. Пока в Америке существует Первая поправка к Конституции о свободе слова и Wall Street, их бизнесу ничего не угрожает. До тех пор, пока Штатам они слепо присваивают рейтинг AAA, пусть даже и с пониженным прогнозом, за свой бизнес опасаться не надо. Неудивительно, что Апелляционный суд США постановляет, что Moody’s Corp., Standard & Poor’s и Fitch Ratings нельзя привлекать к ответственности за рейтинги, присвоенные ипотечным ценным бумагам.

Рейтинговые агентства
не заметили кризиса 1997–1998 годов, а спустя 10 лет проспали кризис текущий. Во всем виноваты дурные привычки. Это как с курением. Пока табачные компании зарабатывают суперприбыль, они будут показывать себя наиболее инновационными, самыми экологичными и вообще самыми-самыми. Главное, чтобы весь мир курил, а уж как там со здоровьем, вопрос не первой очереди. Тем более, что у каждого есть свобода выбора – курить или нет. Только с бизнесом рейтинговых агентств еще хуже. В середине нулевых появилась олигополия, рожденная самими регуляторами: федеральные власти США обязали эмитентов получать рейтинги у «большой тройки». В итоге вместо увеличения эффективности рынка и снижения стоимости капитала для заемщиков получили мировую чехарду на несколько лет, так как агентства получали деньги от тех, кого рейтинговали. Теперь диктат правосудия все чаще оборачивается сомнениями в здравом смысле самой системы.

В экономической науке есть понятие «неблагоприятный отбор». Оно предполагает, что некая информация, имеющая отношение к сделке, доступна только одной ее стороне. Если речь идет о качестве (надежности или других характеристиках) и доступна она только продавцам, выигрывают производители некачественных товаров – цены на рынке одни, а издержки меньше. Это ситуация информационной асимметрии. Чтобы не быть вытесненными с рынка, «добросовестные» участники могут «сигнализировать» о качестве своих товаров или услуг, доказывая их реальные преимущества. Рейтинги –  важная форма таких «сигналов». Но с какими дополнительными непродуктивными издержками связано преодоление асимметрии и насколько точны «сигналы»? Идеальна ситуация, когда рейтинги полностью бесплатны и объективны. Чем выше их цена и чем ниже качество, тем меньше они помогают. В какой-то момент дополнительные потери общественного благосостояния от их использования могут превысить позитивный эффект. И, кажется, этот момент уже давно наступил.

Экономическая теория
довольно много знает о том, как все должно быть в идеале. Но в реальности проблема давно всем очевидна, а ситуация устраивает почти всех – от Нью-Йорка до Москвы. Чтобы ее изменить, рейтинговые агентства либо должны оказаться в списке основных претендентов на национализацию и финансироваться из бюджетов, либо начать использовать технологии краудсорсинга и стать своего рода НКО.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль