Александр Генцис: «Если ты работаешь с лидерами, то у тебя есть будущее…»

96
Интервью. Член совета директоров компании «Диасофт» Александр Генцис рассказывает об истории рынка банковского софта, делится секретами успеха и делает прогнозы на ближайшие 10 лет.

Александр Юрьевич, в 2011 году исполняется 20 лет российскому рынку банковского программного обеспечения…
– Компании «Диасофт» также исполняется 20 лет. Мы ровесники рынка. Однако в 1991 году у нас не было ощущения, что создан новый сектор экономики, что мы его просчитали, и решили организовать компанию, призванную стать лидером на российском рынке. В то время никто в рынок банковского софта осознанно не входил – люди просто занимались тем делом, которое любили. А дальше сама жизнь оставляла тех, кто имел право на существование.
Какие этапы вы можете выделить в развитии рынка и с чем они связаны?
– В 1991 году всем были нужны опердни и многофилиальная работа. «Опердень» – это термин, определяющий то время. На нем и поднимался рынок. Банки зарабатывали деньги и не могли жить без автоматизации. В этих условиях мы смогли себя правильно позиционировать и стали работать с лидерами банковского сектора, ведь если ты работаешь с лидерами, то у тебя есть будущее. Это универсальная формула, которая работала в начале 1990-х, работает сейчас и будет работать во все времена и для любого рынка.
«Опердень» – это лозунг первого этапа. Как в течение 20 лет развития происходила смена приоритетов рынка?
– В какой-то момент появлялись игроки, которые понимали, что для поддержки их амбициозного роста требуется решение следующего поколения. Один из наших клиентов выдвинул теорию, которую он планирует доказать с научной точки зрения. Суть ее такова: если в компьютерном мире технологии меняются примерно раз в 5 лет, то банковский программный продукт, более сложный и узкоспециализированный, обновляется примерно за 10 лет – происходит смена парадигмы.
Судя по нашему опыту, это действительно так. Например, первые 10 лет российский рынок банковского софта жил на программах, автоматизирующих опердень. При этом все работали на очень старых платформах, потому что просто не знали, что может быть по-другому.
В конце 1990-х мы потратили около 3 лет, чтобы создать платформу, на которой впоследствии было реализовано решение 5NT. Сразу же нашлось несколько банков, готовых принять на себя часть риска и участвовать в доработке нового продукта. Руководство этих банков понимало, что, когда процесс закончится, они получат принципиально другое качество бизнеса и все инвестиции вернутся сторицей. Так и случилось.
В начале 2000-х произошло существенное изменение рынка: он перешел от первого поколения банковского софта ко второму, к клиент-серверным решениям, когда основной идеей автоматизации стали договоры или целые сделки. В этот очень важный момент произошло не только качественное преобразование платформы – изменился функционал. Банки начали зарабатывать на большом количестве инструментов, для которых потребовались специализированные решения. Одним из таких направлений стала работа с рынком ценных бумаг.
Параллельно появились и другие направления, такие, как розничное и корпоративное обслуживание, факторинг, аккредитивы. Клиентура банков начала очень быстро расти, это моментально отразилось на количестве проводок и предопределило глобальный переход на следующее поколение программных продуктов. Ведь если 10–15 тыс. проводок в день на первом поколении софта считалось пиковой нагрузкой, то 50–100 тыс. для второго поколения – это норма.
Как я понимаю, согласно теории вашего партнера, сейчас должна произойти очередная смена парадигмы…
– Все верно. Мы еще в 2005 году начали инвестиции в новую платформу – в поиск правильных идей, правильной архитектуры, правильной команды. «Диасофт» в течение 5 лет реинвестировал около 40% прибыли в разработку новой архитектуры и вложил в нее почти $20 млн. Мы понимали, что банки будут укрупняться и этот процесс потребует мультипликатора 10 на существующие объемы платежей. А это уже миллионы операций, миллионы счетов в день, десятки тысяч рабочих мест, которые должны работать централизованно.
Кроме того, банки перейдут от автоматизации операций к автоматизации бизнес-процесса. На первое место выходит архитектура, построенная по принципу SOA, которая несет в себе возможность интеграции различных компонентов. Такая архитектура позволяет в одной централизованной установке явно видеть бизнес-процесс и работать с десятками миллионов человек, счетов и десятками тысяч рабочих мест по всей стране.
Сегодня важную роль играют миграция и переход банковского бизнеса в сферы, которые ранее не были с ним связаны. В первую очередь, в социальные сети, где классические кредитные организации конкурируют уже не только друг с другом, но и со структурами, которые еще пять лет назад не воспринимались в качестве реальных конкурентов банков. Это означает, что каналы доступа к банковским услугам должны быть тонкие, простые и красивые. Если люди заходят на банковский сайт и не видят четкого и понятного интерфейса, то они, скорее всего, развернутся и пойдут туда, где все ясно и удобно.
Как будет развиваться рынок в ближайшие 10 лет?
– Во-первых, на рынке обслуживания физических лиц будет происходить взаимное проникновение банковских услуг и новых технологий, которые позволят использовать новые каналы продаж: например, социальные сети и платежные системы (PayPal, Qiwi). Это, в свою очередь, повлияет на рынок корпоративных клиентов, где успех будет зависеть от того, насколько банк сможет быстро и гибко предоставить продукты, понятные для юридических лиц, – это вторая волна изменений.
Третья тенденция развития связана с внутренней эффективностью. Кризис показал, что лишних денег не существует, и как бы ни был амбициозен рост бизнеса, всегда нужно считать, сколько и на что ты тратишь. Считать же гораздо удобнее, имея отлаженные цепочки бизнес-процессов. А чтобы иметь отлаженный бизнес-процесс, необходимо автоматизировать именно его, бизнес-процесс, а не отдельные операции.
Например, в нашей финансовой архитектуре FLEXTERA можно настроить модель ключевых KPI-показателей по каждому шагу бизнес-процесса и отслеживать, насколько его выполнение соответствует целевым параметрам. Это уникальная функциональность, которая впервые появляется на рынке. Система контроля встроена в ежедневную работу банка и не требует специальной настройки. Системы предыдущих поколений могут автоматизировать только отдельные операции и, как правило, требуют определенной систематизации и перезагрузки данных.
Какие инновационные потребности имеются на рынке?
– Главный тренд – переход от выбора конкретного продукта к выбору архитектуры и архитектурного проекта. Важно не приобрести и установить какой-то программный продукт, а последовательно отстроить открытую систему, используя лучшие компоненты.
Еще одна интересная идея – отдельный подход к автоматизации фронт-офисных и бэк-офисных функций. Появилось много клиентов, использующих решения от разных поставщиков. Такой подход открывает хорошие возможности. В частности, теперь не нужно отказываться от собственных уникальных разработок – их можно легко интегрировать с промышленными решениями. Третий инновационный тренд – подход к отчетности как к бизнес-процессу – дает принципиально другую степень точности построения отчетных форм.
Кроме того, важнейшим направлением развития являются дистанционные каналы. Инновационные банки уже не обсуждают, как им обслужить клиента, пришедшего в отделение, их гораздо больше интересуют люди, сидящие дома и взаимодействующие с ними через интернет.
Это тенденции ближайшего десятилетия. По своей сложности и функциональности платформы вышли на качественно иной уровень. Собственные внутренние банковские решения останутся лишь в тех областях, где они и сейчас эффективно работают. Все растущие амбициозные банки пойдут в сторону использования инновационных систем, которые предлагают поставщики, специализирующиеся в данной области.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль