Курс на локальную модернизацию

62
Тренды. Современные реалии: банковские инвестиции в IT «закрывают» только текущие потребности. Имиджевые внедрения канули в Лету, а для стратегических слишком мало времени прошло после кризиса.

Задачи, которые ставят перед собой финансовые организации, условно можно разделить на два класса: оптимизация и повышение эффективности, расширение масштабов и рост бизнеса. «Решение первой задачи – централизация IT и принцип best of breed. А мультиформатность и развитие фронт-офисного обслуживания – ответ на вторую», – говорит Андрей Галковский, генеральный директор R-Style Softlab. Вице-президент, начальник управления банковских процессов ВТБ Карл Сумманен формулирует проще: «IT в банке важны в той степени, в которой они позволяют увеличить прибыль, снизить расходы, снизить риски». В соответствии с этой классификацией делятся все последние банковские IT-проекты.
Владимир Чичеткин, директор департамента информационных технологий Промсвязьбанка, отметил, что стали преобладать проекты по внедрению процессных систем. «Раньше акцент делался на учете. В последнее время банки обратили свое внимание на системы BPM-класса. Они дают новые возможности – автоматизации бизнес-процессов, управления ими и интеграции процессных и учетных систем. Проекты по внедрению и интеграции BPM-систем были и у нас, и у наших конкурентов», – говорит он.

Шквальный фронт. Роман Стятюгин, директор по развитию «Диасофт», считает созревшим трендом автоматизацию фронт-офиса с помощью самостоятельного приложения, а не в рамках АБС, как раньше. Активно развивающие розничный бизнес банки, у которых много отделений и точек продаж, понимают, что информация обо всех продуктах и услугах должна храниться и изменяться в одном месте и быть доступной операционистам отовсюду. И это действительно отдельная задача. Об актуальности фронт-офисной темы, по словам Романа Стятюгина, свидетельствует «шквал тендеров». «К созданию «фронтальной поверхности» – внедрению отдельного решения для автоматизации всех бизнес-процессов, связанных с массовым обслуживанием клиентов, нас подтолкнула необходимость расширить присутствие на рынке кредитования», – рассказывает Валерий Шеин, вице-президент, начальник департамента IT Транскапиталбанка.
Чтобы сделать сервис удобным и увеличить свою прибыль, банки хотят использовать все каналы: мобильные сервисы, разветвленную сеть «очных» филиалов и мобильных офисов. Дмитрий Макарычев, вице-президент, директор по маркетингу «Инверсии», считает, что в ближайший год еще активнее станут применяться интернет-технологии, увеличится доля проектов по автоматизации расчетов с помощью пластиковых карт и платежных терминалов, вырастет значение систем мгновенных переводов.
Как никогда высока и продолжает расти потребность в развитии систем дистанционного обслуживания (ДБО), ведь транзакции в таких системах обходятся в 200–250 раз дешевле, чем при обслуживании клиентов в офисе. Пока же коэффициент проникновения интернет-банкинга в среду российских владельцев карт, по информации Гарегина Тосуняна, президента Ассоциации российских банков, не превышает 5%. Для сравнения, в США этот показатель составляет около 45%, а в Канаде и Нидерландах доходит до 60–65%.
Каждый банк, внедряя систему ДБО, строит амбициозные планы по созданию лучшего на рынке сервиса. Например, интернет-банкинг «Сбербанк Онл@йн» внедрен почти во всех территориальных банках Сбербанка и продолжает совершенствоваться в текущем году. По замыслу руководства, он должен не только сократить очереди и разгрузить отделения, но и привлечь новых клиентов. Альфа-банк, ВТБ, ВТБ-24 и другие тоже стремятся максимальное количество операций перенести на удаленные каналы, чтобы клиенту вообще не нужно было приходить в офис. В ВТБ24 давно действует система «Телебанк», которая позволяет совершать все операции удаленно.
Одно из следствий развития ДБО – внедрение многоуровневых систем безопасности. Карл Сумманен предостерегает: «Каждый раз, когда мы открываем клиенту новую возможность работать через браузер или мобильный телефон, мы открываем жуликам новый шанс получить доступ к счетам и данным. Адекватную защиту от угроз может обеспечить только комплексное применение защищенных ключевых носителей, двойной или многократной аутентификации, фрод-анализа, дополнительного информирования и общесистемных мер безопасности». Чтобы объединить усилия всех участников банковской системы по противодействию многочисленным угрозам, ВТБ планирует наладить межбанковское общение в этой области.

Нужнее клиента. Часть банков уповает на использование CRM-систем, которые помогают конкурировать в области качества и скорости обслуживания клиентов, быстрее выводить на рынок новые банковские продукты. Алексей Иванов, директор по информационным технологиям банка «Траст», в котором недавно внедренная CRM-система интегрирована с бэк-офисными системами, сall-центром, системами скоринга, принятия решения и бюро кредитных историй, считает развитие аналитических и операционных функций CRM одной из основных тенденций современного рынка банковской автоматизации.
Если говорить о традиционных услугах банков, то сэкономить время клиента – бонус, за который он наверняка будет благодарен. Недавно Альфа-банк первым в России запустил сервис информирования клиентов о заполнении отделений в онлайн-режиме. Перед визитом в банк клиент может узнать на сайте текущую загрузку интересующего офиса, передумав ехать, узнать по статистике, когда там будет меньше народу, и выбрать оптимальное время или другой офис. Новый сервис, по расчетам руководства Альфа-банка, позволит оптимизировать нагрузку на офисы и сотрудников.

Сэкономить миллион. Для сокращения стоимости обработки операций ВТБ использует несколько инструментов, первый из которых – автоматизация. В банке завершается внедрение системы автоматической обработки расчетных документов, которая позволит исключить ряд стадий, раньше выполнявшихся вручную. Это позволит довести долю автоматической обработки документов примерно до 85%. «Наш анализ показывает, что это не предел, и в дальнейшем мы хотим добиться автоматической обработки 95% документов. Интересно, что решение этой задачи не потребовало существенного изменения информационной системы – мы полностью автоматизировали процесс на базе имеющейся АБС», – рассказывает Карл Сумманен. Эффективность процессов по обработке документов, которые все-таки должны выполняться вручную, тоже можно повысить с помощью IT. Пример – пакетная, а не поочередная обработка документов, когда исполнитель обрабатывает сразу 20–40 документов, открытых на экране. Третьим способом удешевить обработку операций Карл Сумманен считает переход от обработки бумажных документов к электронным.
Недавняя инструкция Банка России сделала легитимным электронное хранение «документов дня». «Это позволит банкам существенно увеличить операционную эффективность. Поэтому на рынке стартовало множество IT-проектов, связанных с электронным хранением и обработкой документов», – поясняет Карл Сумманен. В систему электронного хранения и обработки ВТБ поступают документы из разных информационных систем. «Сейчас в электронном виде у нас хранится около 30% документов, к концу года будет 50–70%. Только на бумаге и на расходных материалах для печати мы сэкономим более $1 млн в год. Если посчитать остальные статьи расходов на хранение, думаю, цифра увеличится в десятки раз», – оценивает эффект Карл Сумманен. ВТБ работает с корпоративными клиентами и обрабатывает относительно небольшое число операций. В розничном банке, где количество операций измеряется миллионами в день, годовой эффект от электронного хранения документов составит десятки, если не сотни миллионов долларов.
Максим Волков, руководитель группы банковских технологий СБ банка, вместе со своими коллегами тоже неоднократно решал проблемы на стыке миров бумажных и электронных документов. В прошлом году они разработали методику «мгновенного архивирования». Волков объяснил суть технологии: «На подписанные клиентом бумажные документы наносится штрих-код. Затем штрих-код связывается с записью в базе данных с помощью ручного сканера. С этого момента АБС знает о наличии документа. Сканирование документа идет отдельно, обычно в конце рабочего дня, при этом АБС автоматически связывает изображение с ранее зарегистрированной записью».

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль