Проблема больших чисел

74
Превью. Период роста доходности и розничной активности в секторе НПФ закончился. Теперь доходность уже не та, а каждый пятый привлеченный клиент оказывается «пустышкой».

В ближайшие недели ФСФР должна опубликовать отчетность пенсионных фондов за 2010 год. По оценкам участников рынка, собственное имущество (суммарные активы) НПФов по итогам года должно превысить 900 млрд рублей. Фонды уже стали главной силой рынка доверительного управления – им принадлежит половина средств, находящихся в управлении у частных компаний. Сейчас НПФы получают от ПФР по итогам кампании 2009 года 64 млрд рублей (почти вдвое больше, чем годом ранее), благодаря чему общая сумма накоплений в их распоряжении превысит 200 млрд рублей.

Дорогие клиенты. Несмотря на эти достижения, наступивший год пока проходит для НПФов под знаком неуверенности. С одной стороны, розничные программы явно развиваются успешно. За 2010 год НПФы привлекли 3,9 млн новых клиентов, их общее число достигло 11 млн человек, и можно ожидать, что по итогам 2011 года вдвое превысит докризисные показатели. Многие НПФ привлекли более сотни тысяч новых клиентов: по неофициальным данным, это удалось почти десятку фондов.
В то же время год оказался рекордным и по количеству отказов в регистрации: ПФР «завернул» 870 тыс. договоров. «Проблема не нова, просто абсолютные цифры стали в два раза выше и режут глаз», – поясняет председатель совета Национальной ассоциации пенсионных фондов Константин Угрюмов.
Кроме риска скандалов по поводу мошенничества и обмана клиентов, чего боится каждый фонд, такая доля отказов означает, что каждый клиент обошелся НПФам в среднем на 20% дороже. Между тем, и без того затраты на привлечение одного клиента могут достигать 1500 рублей. То есть речь идет не только о том, что НПФы через год получат новые миллиарды рублей в управление, но и о том, что они уже в течение прошлого года заплатили за это сотни миллионов рублей живых денег, которые придется возвращать за счет доходов тех же будущих пенсионеров.
Скандалы по поводу фальшивых договоров случались и раньше. Эта проблема всплыла на поверхность в начале 2009 года, и в итоге виноватыми признали недобросовестных агентов: мол, те ради куска хлеба готовы пойти на что угодно. «Мы пришли к необходимости проводить 100-процентный прозвон новых клиентов. Это дорого, но без этого нельзя. Кроме того, обязательно требуем копию паспорта для сличения подписи, – рассказывает исполнительный директор НПФ «КИТ Финанс» Антон Шпилев. – Но мошенники изобретательны, и полностью от них не избавиться». Хотя, как утверждали представители ПФР, после своевременных крутых постановлений количество таких жалоб сократилось в десятки раз, очевидно, что проблема все-таки осталась. Тем не менее, количество подложных договоров участники рынка единодушно оценивают в «доли процента».
Основная причина отбраковки вытекает из самой процедуры перевода клиента из ПФР в НПФ: за год клиент может подать несколько заявлений, и действительным считается только последнее. Кроме того, как отмечает Антон Шпилев, в последние годы все чаще встречается ситуация, когда клиент не помнит, где находится его счет, и пишет заявление о переводе из ПФР, хотя уже давно перешел в один из НПФов. Часты отказы из-за ошибок ввода персональных данных, причем неточности могут быть не только со стороны НПФа, но и в базе ПФР. А поскольку стороннего доступа к ней нет, скорректировать их практически невозможно. «Мы работаем с ПФР, и нам еще предстоит разобраться в причинах и способах устранения проблемы», – говорит Константин Угрюмов.

Недоход. Розничная активность НПФ объясняется достаточно просто. До кризиса основу рынка составляли корпоративные программы добровольного пенсионного страхования: к октябрю 2008 года суммарный объем пенсионных резервов составлял 506,7 млрд руб­лей, тогда как накоплений в ведении НПФ было лишь на 39,9 млрд рублей. В кризис все поменялось: большинство корпоративных программ приостановилось, тогда как накопления от воли предприятий не зависят и регулярно «капают» на счет каждого работающего. А с запуском государственной программы софинансирования тенденция только усилилась: граждане понесли на накопительные счета дополнительные деньги, как только выяснилось, что государство автоматически удваивает размер пенсионных взносов.
Правда, сейчас восстанавливается рост и на рынке пенсионных резервов: наиболее крупные отчисления по корпоративным программам были в госкомпаниях, и они продолжаются, говорит Антон Шпилев. «Программа софинансирования внесла на рынок сумятицу, сделав обязательную систему частично добровольной, но компаниям работать по такой схеме невыгодно, – уверен он. – Ведь это инструмент управления персоналом, и зачастую в таких программах реализована отложенная передача прав, а работа по программе софинансирования – это сразу потерянные для компании деньги, и их нельзя использовать для удержания работника». Кроме того, по его словам, отнюдь не для всех сотрудников оказывается действенным стимулирование в размере 12 тыс. рублей в год, а больше госпрограмма не поддерживает.
Потому в 2011 году рост привлечения розничных клиентов может оказаться не столь значительным. Основным аргументом всегда была и остается доходность, а с точки зрения результатов управления 2010 год оказался не столь успешным, как предыдущий. В 2009 году доходность управления пенсионными накоплениями у подавляющего большинства фондов обогнала инфляцию, а 25 фондов (больше трети участников рэнкинга investfunds.ru) смогли предъявить нынешним и будущим клиентам результат, превышающий заветные для каждого инвестора 20% годовых. Прошлый год оказался не столь урожайным: по неофициальным данным, у 22 фондов, на которые приходится 49% всех пенсионных накоплений в НПФ, средневзвешенная доходность составила 10,7%. Это больше полученных ВЭБом 7,62% по расширенному портфелю и 8,17% по портфелю госбумаг, но разница не столь значительна, как хотелось бы клиентам.

За старые грехи. Снижение доходности в 2010 году может объясняться не только превратностями фондового рынка. Например, у 47 из 61 управляющей компании, работающей с пенсионными накоплениями, доходность за 2010 год оказалась больше упомянутых 10,7%, а целых 9 из них смогли заработать больше 20%. Не исключено, что на результат повлияла необходимость гасить убытки 2008 года. Дело в том, что в ходе кризиса возникла законодательная коллизия: с одной стороны, управляющие не отвечают за результаты инвестирования и не могут гарантировать доходность, с другой – закон требует обеспечения сохранности пенсионных средств. Это привело к банкротству нескольких несговорчивых управляющих компаний, остальные же смогли прийти к консенсусу с НПФами. Однако капиталы подавляющего большинства УК невелики, а значит, гасить эти долги можно только из новых доходов от управления. «Точных данных нет, но предположить такое возможно», – согласен Константин Угрюмов. «Непокрытый убыток на текущий момент остается у ряда фондов: потери составили 25–30% активов, за 2009 год их точно покрыть не удалось, и 2010 год тоже не дал такой возможности, – говорит Антон Шпилев. – У нашего фонда к началу кризиса портфель был небольшой, и мы смогли покрыть убытки из собственных средств, но для многих других остается только одна схема – рассчитывать на новый доход от инвестирования пенсионных активов».
Тем не менее, спада в привлечении розничных клиентов ожидать не стоит. «Розничное привлечение вряд ли пострадает: рынок корпоративных программ давно поделен, и участникам рынка не остается другого пути, кроме как увеличивать активность продаж, – считает Константин Угрюмов. – К тому же, люди понимают, что доходность в НПФе все равно выше, чем в ВЭБе, а надежность выше, чем в УК».

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль