Долгая дорога в ВТО

74
Выгода. Визит вице-президента США Джозефа Байдена возобновил разговоры о скором вступлении России в ВТО. Однако есть сомнение: так ли выгодно быть членом этой организации, как нас уверяют?

Джозеф Байден на встрече с российским руководством пообещал безусловную поддержку и даже помощь в переговорах с Грузией, а потом, на встрече со студентами МГУ, начал говорить, на каких условиях это произойдет. И вновь возникла иллюзия, что уж на этот-то раз у нас все получится. Убежденность Дмитрия Медведева, что Россия вступит в ВТО в 2011 году, которую он высказывал даже до встречи с американским вице-президентом, очень зара­зительна. Действительно, сколько можно переплачивать за иномарки?
Пожалуй, автомобили – самый наглядный пример выгод для потребителя от вступления в ВТО. Ожидается, что, если нас примут в «торговую семью народов», импортные пошлины на легковые машины упадут с 30% сначала до 25%, а потом и до 15% (в течение 7 лет после вступления в ВТО), порадовал на днях глава нашей делегации на переговорах с ВТО Максим Медведков. На столько же должны параллельно с введением пониженных пошлин подешеветь и иномарки в автосалонах, объясняют эксперты.
Если верить российскому президенту и другим официальным лицам, это более чем реально. «Я рассчитываю, что этот процесс (вступления в ВТО – «Ф.») наконец-то завершится в этом году. Все мои партнеры мне это обещали», – заявил Дмитрий Медведев, выступая на Всемирном экономическом форуме в Давосе в конце января 2011 года. По словам президента, за вступлением Москвы в ВТО последует присоединение РФ к ОЭСР. «Мы работаем над созданием общего экономического пространства с Евросоюзом, которое будет основано на принципах неделимой безопасности, свободы движения людей, капиталов и товаров, на единых технических стандартах», – обрисовал радостные перспективы Медведев.
О том, что к концу 2011 года Россия присоединится к ВТО, заявил в январе и глава ВТО Паскаль Лами, который впервые за 10 лет своего участия в переговорах чувствует, что они близки к развязке. О том же говорит и посол США в России Джон Байерли, уверяя, что вступление России в ВТО является одним из основных приоритетов администрации Барака Обамы. В реальность вступ­ления России в ВТО в 2011 году верят многие наши чиновники, рассчитывающие завершить присоединение к июню, а второе полугодие потратить на технические процедуры.

17 лет ожиданий. Заявку на вступление во Всемирную торговую организацию Россия подала еще в 1993 году, однако потом процесс погряз в многочисленных согласованиях. Весной 2010 года Дмитрий Медведев, выступая перед руководителями иностранных венчурных фондов, заявил, что России «надоело находиться в предбаннике, пытаясь вступить в эту организацию». И с сентября правительству был дан настоятельный наказ «штурмовать» ВТО. Этим оно и занялось.
В конце 2010 года мы добились прорыва, завершив двусторонние переговоры с такими ключевыми игроками, как ЕС и США. Правда, штурм без жертв не обошелся. Однако они оказались не столь кровавыми, как жаждали наши партнеры по переговорам.
Переговорщики от США больше всего настаивали на отказе от поддержки российского агропромышленного комплекса (АПК) государственными субсидиями. В итоге мы пошли на компромисс. Осенью глава Минсельхоза Елена Скрынник заявила, что до 2012 года гос­поддержка АПК останется на уровне $9 млрд в год, а потом будет сокращена до $4,4 млрд.
В ноябре 2010 года мы согласились, что сразу после присоединения к ВТО откажемся от платы, взимаемой с авиакомпаний за пролет над Сибирью. Роялти за беспосадочные полеты в Азию через территорию Сибири иностранные компании платят с 1970 года. Эти компенсации идут «Аэрофлоту» как национальному перевозчику. По неофициальным оценкам, они приносят около $400–500 млн в год. По словам главы представительства Евросоюза в Москве Фернандо Валенсуэлы, в самой идее взимать плату за пролет нет ничего предосудительного, однако, поскольку платят лишь европейские авиакомпании, транссибирские роялти считаются дискриминационными. В самом «Аэрофлоте» говорят, что проживут и без этих денег.
Пришлось нам пойти на компромисс и в вопросе об экспортных пошлинах на необработанную древесину. Повышать их в России начали с середины 2007 года, и к 1 января 2009 года они достигли 25% от таможенной стоимости, или не менее 15 евро за кубометр. Это очень злило финнов – больших любителей покупать наш лес. Они попытались давить на Россию, используя такие козыри, как вопрос платы за проезд российских грузовиков и разрешение на прокладку «Северного потока» в своей экономической зоне. Но добились лишь временного моратория на дальнейшее повышение пошлин. Сейчас же, чтобы вступить в ВТО, мы опять идем на компромисс. «Нам удалось согласовать ставки по разным типам леса. Предстоит снизить их с нынешнего уровня, но мы сохраним пошлины выше нуля, о котором шла речь в 2004 году», – рассказала глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, подписывая в декабре 2010 года меморандум о завершении двусторонних переговоров по вступлению РФ в ВТО. По мнению экспертов, в результате переговоров пошлины снизятся до 5–15% в зависимости от вида древесины.
Впрочем, все равно еще ряд важных вопросов не урегулирован. От нас требуют ослабить контроль за качеством ввозимых сельхозсырья и готового продовольствия и хотят обсуждать размер квот на импорт мяса в Россию. Как заявил в начале февраля Медведков, главной задачей является найти согласие между странами (США, страны ЕС, Бразилия и еще около 10 государств) «по условиям ввоза и по тому, какие страны какие квоты получат». «Здесь это самая непростая вещь, потому что группа стран выступает за отмену тарифных квот вообще, а другая – за их сохранение. Нам нужно найти консенсус по этому вопросу», – заметил он, добавив, что и с поддержкой сельского хозяйства еще не поставлена окончательная точка в переговорах.

Финансовый сектор: нервное ожидание. Отдельно следует отметить значение вступления России в ВТО для отечественного финансового сектора. В первую очередь это важно, потому что не решен вопрос, смогут ли иностранные банки и страховщики открывать у нас беспрепятственно филиалы. В 2006 году, когда в последний раз активизировался вопрос о вступлении России в ВТО (тогда, кстати, тоже обещали сделать это в перспективе одного года), запрет на филиалы удалось отстоять.
Важно это потому, что филиал представляет собой не отдельное юридическое лицо, а структурную единицу глобальной организации. Соответственно, в случае, например, банков из-за значительно большего капитала центральной организации филиал может позволить себе практически без ограничений выдавать кредиты (не нарушая нормативов на кредитование одного заемщика или группу связанных заемщиков). Несмотря на то что за последние годы российские кредитные организации (прежде всего с госучастием) значительно укрепили свои рыночные позиции, конкурировать даже с одним таким филиалом даже Сбербанку будет весьма затруднительно. Кроме того, возникает проблема надзора: для ЦБ будет весьма проблематично проверять центральный офис, находящийся за рубежом и работающий по законам другого государства.
Соответственно, сохранится ли договоренность о запрете на открытие филиалов банков и страховых компаний на современном этапе, непонятно. В 2006 году из-за запрета на открытие филиалов ЦБ пришлось пожертвовать частью возможности по ограничению доли иностранного капитала в финансовой системе. Для банков возможность ограничивать участие нерезидентов в кредитных организациях наступала после достижения планки в 50% от совокупного капитала банков. Однако при этом за точку отсчета этих 50% бралась ситуация на момент вступления России в ВТО – то есть иностранная доля в российских банках на момент вступления иностранной не считалась бы.
Но если в 2006 году доля иностранного капитала в российских банках едва превышала 12%, то сейчас она составляет 28%. И это значит, что возможность ограничивать иностранное участие в банковской системе будет возможно, когда доля нерезидентов в ней будет составлять 64%. То есть когда «драка», по сути, уже закончится.
Сами банкиры и страховщики, между тем, существенных изменений в связи со вступлением в ВТО не ожидают. «Российский страховой рынок – очень специфический и сложный сектор российской экономики, и, как мы видим, иностранцы не горят особенным желанием прийти на наш рынок. Практически все западные страховщики, которых интересовал российский страховой рынок, уже пришли. И почти все они обожглись на нем и не торопятся к новым вложениям в развитие бизнеса в РФ», – говорит генеральный директор страховой группы «Межрегионгарант» Евгений Потапов. Поэтому, по его словам, практичес­ки не имеет значения, получат иностранные компании право открывать здесь прямые филиалы или нет.
Банкиры тоже никакого коллапса не ожидают, даже если вопреки желанию Центробанка и уже сделанным договоренностям иностранные банки смогут открывать свои филиалы в России. Все, кто хотел прий­ти на российский рынок, уже пришли, говорят эксперты. Да, наши банки потеснят, поскольку они не имеют доступа к длинным пассивам, но ничего ужасного не случится.

За что боремся? По словам директора НП «Совета производителей энергии» Игоря Миронова, «в этом году переговоры о вступлении России в ВТО значительно продвинулись, и действительно возможно, что уже к лету этого года технические вопросы будут решены». Однако непонятно главное – нужно ли нам это пресловутое ВТО.
Среди плюсов от вступления во Всемирную торговую организацию Игорь Миронов отмечает отмену ограничений на международных рынках на товары российского экспорта. «Условия выхода на мировой рынок российских товаров все время ухудшаются – против России применяется более сотни мер дискриминационного характера. Скажем, отечественная сталь не допущена на рынок США. И так как Россия изолирована от участия в разработке меняющихся правил международной торговли, то ее интересы не учитываются. Россия не имеет доступа и к механизму разрешения торговых конфликтов», – поясняет начальник отдела денежных рынков Первого республиканского банка Игорь Шибанов.
Выгодно вступление в ВТО, прежде всего, предприятиям в металлургическом и нефтегазовом секторах, производителям удобрений, говорит аналитик «Инвесткафе» Антон Сафонов.
Плюсы от ВТО также, по словам эксперта, почувствуют российские потребители. Цены могут упасть за счет большого количества импортных товаров, а также за счет конкуренции – как между ними, так и между товарами зарубежного и отечественного производства. «Доля импортных товаров на прилавках российских магазинов достаточно высока, поэтому именно на них упадет цена. Отечественные производители также будут вынуждены снижать цены», – говорит Антон Сафонов.

Кто в минусе. Но есть в ВТО и несомненный негатив. Ведь если уйдут часть отечественных производителей, то рабочих мест, естественно, станет меньше и безработица вырастет. Также, например, в связи со вступлением в ВТО эксперты считают возможным рост тарифов на энергоносители.
Тяжело однозначно будут себя чувствовать аграрии. «У нас катастрофически низкая поддержка сектора государством, и, по недавним заявлениям Скрынник, она будет неуклонно уменьшаться. То есть вступление в ВТО – это, по сути, разорение мелких и средних фермерских хозяйств: демпинговые цены на импорт, отсутствие господдержки, высокая себестоимость выращивания некоторых сельхозкультур на территории РФ, разрушение производства мясной и молочной продукции», – отмечает аналитик «Инфины» Марина Шиповских. Все это может грозить нам стиранием границ продовольственной безопасности страны и, в конечном итоге, потерей экономического суверенитета. «В западных странах поддержка аграриев еще выше, чем в России, поэтому нам отказываться от нее, учитывая, какие перспективы есть у этого сектора, не стоит. По этому вопросу, скорее всего, еще будут идти ожесточенные дискуссии», – считает главный экономист Дойче банка Ярослав Лисоволик.
Работать по-старому после вступления в ВТО не смогут и отечественные автопроизводители, поскольку они не будут в состоянии соперничать по качеству с дешевеющим импортом. Правда, по словам начальника аналитического отдела ИК «Грандис Капитал» Дениса Барабанова, это пойдет им только на пользу. Уже много лет они защищены высокими пошлинами, однако ни о каком прорыве в отрасли говорить не приходится. Ярослав Лисоволик считает, что в связи со вступлением в ВТО наши автопроизводители будут создавать совместные предприятия с иностранцами. Владимир Путин уже предложил альянсу Renault – Nissan довес­ти свою долю в «Автовазе» до контрольной.
Могут настать тяжелые времена и для строителей. Опасность грозит, в частности, предприятиям, производящим стройматериалы, которые могут не выдержать конкуренции с западными аналогами. Несколько успокаивает только то, что, по мнению руководителя отдела исследований и стратегического консалтинга Cushman & Wakefield Дениса Соколова, часть клиентов потеряют только производители стройматериалов в приграничных территориях, а остальные не пострадают. «В стоимости материалов очень большое значение имеет транспортное плечо. Оно может достигать порядка 70%. То есть территория нашей необъятной родины не позволит им разориться при вступлении в ВТО», – говорит эксперт.
Более негативные прогнозы у начальника управления развития международного бизнеса Росевробанка Александра Архипова. По его мнению, от вступления в ВТО экспортеры не выиграют, так как в структуре нашего экспорта по-прежнему доминируют сырье, черная металлургия, продукция лесопромышленного комплекса. А банкирам, если ЦБ даст слабину, придется несладко. Даже при создании одним-двумя зарубежными банками своих филиалов в России они дадут серьезнейшую конкуренцию национальной банковской системе, что вызовет волну закрытия сотен мелких и средних банков, говорит Архипов.
Однако Игорь Шибанов успокаивает: из ВТО еще не вышла ни одна страна, и большинство страхов при ближайшем рассмотрении оказываются мнимыми. «Не следует бояться и массового проникновения западных тяжеловесов, например, в банковский сектор России. Не стоит беспокоиться за авиа- и автомобилестроение или за сельское хозяйство. Ведь условия доступа на рынок России никем не навязываются, а определяются в ходе переговоров», – говорит он. Единственная серьезная опасность, по его словам, заключается в том, что на мировом рынке Россия представлена отнюдь не высокотехнологичными товарами, а, главным образом, сырьем. «Поэтому у России и внутри ВТО могут сложиться прекрасные условия для процветания вечной сырьевой экономики. Однако автаркия никогда никого не спасала, и все будет зависеть от самой России. Нет другого пути к развитию высоких технологий как пути вместе со всем миром», – заключает он.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль