Свободу честному ПО

64
Госзаказ. Хотя правительство страны заявило о грядущем переходе на свободное ПО и даже утвердило план перевода, на местах превалирует внедрение лицензионных решений.

Типовые программные решения не закрывают все потребности организаций, и руководству приходится заказывать доработку отдельных функций, а порой и целые модули. Однако практика показывает, что госучреждения прибегают к «индивидуальным» проектам чаще, чем бизнес. Это может быть обычная доработка модулей типового решения, где функционал перестраивается более чем на 50%, создание принципиально нового модуля на базе уже используемой учреждением СУБД или разработка решения на базе свободного программного обеспечения (СПО). По оценке начальника отдела управления проектами департамента бизнес-систем компании «Энвижн Груп» Андрея Нечаева, сектор доработанного программного обеспечения для госзаказчика сейчас составляет около 30% от общего рынка ПО. Константин Куличенко, генеральный директор компании Dev-House, оценивает объем этого рынка в 2010 году приблизительно в 6–7 млрд руб­лей. «Это очень приблизительная цифра, так как точные данные о реальных затратах на информатизацию государственных структур в целом попросту отсутствуют. Тем более нет таких данных по заказному ПО», – уточняет он.
Центр информационных исследований (чьим партнером выступает Dev-House) создал доработанные (кастомизированные) решения на базе системы управления базами данных заказчика по обработке неструктурированных данных для Государственной думы, правительства Московской области и ФГУП НИИ «Восход». «Создание на заказ подобного кастомизированного решения с необходимым функционалом в дополнение к существующей системе обошлось значительно дешевле, чем установка дополнительного типового модуля. Кроме того, в некоторых случаях, чтобы реализовать этот дополнительный функционал, требовалось сильно изменить основную систему, что означало большие расходы», – рассказывает Константин Куличенко.
Причин спроса на доработку несколько. Во-первых, автоматизация ведомств шла рывками, по указке сверху. Причем способ автоматизации зачастую выбирался не с точки зрения эффективности, а исходя из личной выгоды ответственных лиц. В результате отдельные участки автоматизировались решениями на разных платформах. Со временем назрела необходимость интеграции, которая и делается «под заказ». Кроме того, новые функции и регламенты изменяют бизнес-процессы, в таких случаях доработка функционала имеющихся систем необходима. «Тиражируемые решения выполняют преимущественно типовые учетные задачи и могут использоваться в госсекторе лишь в единичных случаях, например, для автоматизации документооборота или аналитики», – поясняет Николай Зезюлинский из «Форс». «В ведомствах строгая многоуровневая иерархия, и найти готовое решение, которое бы ей соответствовало, зачастую невозможно. Наконец, государственные органы работают с очень большими массивами информации, поэтому часто требуются специальные решения», – перечисляет доводы в пользу доработки Константин Куличенко.
Складывается ощущение, что порой доработка функционала для ведомств объясняется нежеланием заказчика оптимизировать процессы, например документооборот. Опыт исполнителей как раз позволяет оценить долю объективно необходимых и излишних манипуляций. 50/50, по мнению Андрея Нечаева. «”Излишние” манипуляции возникают, когда цель, ради которой система создавалась, подменяется целью бесконечной модернизации и доработки системы или другими мотивами», – уверен он. Результат подобных проектов один – откаты.
Еще один момент – учет альтернатив. Теоретически сначала определяются с выбором решения, а потом уже ищут исполнителя. На практике объявляются конкурсы на сочетание – описывается функционал, а дальше – кто как предложит его реализовать. И за какую сумму. Такой подход позволяет оптимизировать капитальные затраты, но не стоимость эксплуатации. А если предположить, что участники конкурса по каким-то причинам не предложили дешевую возможность, а CIO ведомства просто не в курсе ее существования, то минимизация инвестиций тоже оказывается спорной. «Кто-то может не знать о таких бесплатных СУБД, как Cassandra, на которой реализован Twitter или MongoDB», – приводит пример Андрей Нечаев.

Проприетарное ПО. Первый минус, который приходит в голову в сравнении с СПО, – необходимость платить за лицензии. Возможно, черт не так страшен, как его малюют. «Затраты на приобретение лицензий не превышают 15–20 % от всей стоимости проекта на заказную разработку, – уверяет Николай Зезюлинский. – Причем оплата лицензий на пользование СУБД осуществляется один раз. В дальнейшем при разработке любых решений на этой платформе оплачивается только труд программистов». И все-таки если учесть, что контракты с крупными ведомствами стоят миллионы долларов, то пятая часть инвестиций – не такая уж маленькая сумма. Также надо учитывать имеющуюся инфраструктуру. Имеет ли смысл отказываться от лицензионной платформы, если для перехода на СПО потребуются колоссальные деньги и время? «Функциональность СПО несопоставима с возможностями специализированных лицензионных программных продуктов – особенно там, где требуются обработка и хранение огромных массивов данных, – приводит еще один аргумент Николай Зезюлинский. – На основе СПО можно разработать некритичные для деятельности учреждения приложения».
Автоматизированная система аналитической отчетности государственной информационной системы миграционного учета в Федеральной миграционной службе РФ построена на платформе Oracle Business Intelligence. Один из важнейших блоков системы – подсистема аналитической отчетности и хранилище данных. К 2010 году назрела необходимость ее доработать – требовалось создать оптимизированное решение, обеспечивающее возможность обработки больших массивов данных, поступающих с определенной периодичностью из разнородных источников. «Проект стартовал в июле 2010 года, мы должны были расширить функциональные возможности системы за счет интеграции с дополнительными источниками данных», – рассказывает Николай Зезюлинский.

Свободный выбор. Международный опыт показывает, что госучреждения развитых стран тяготеют к СПО. Основной аргумент – независимость как защита государственных интересов. В применении к автоматизации многие развитые европейские страны уже успешно выполнили собственные программы, безусловным лидером процесса считаются Нидерланды. В России тоже много говорится о переходе госучреждений на СПО. Правительство декларировало независимость от зарубежной экспансии, соблюдение норм государственной безопасности. Программа перехода подписана Владимиром Путиным, какие-то мероприятия выполняются, но в целом в России переход на СПО пока носит не централизованный, а частный характер, когда способ автоматизации выбирается руководством отдельного ведомства самостоятельно. Например, московскому ГУВД требовалось перейти на электронный документооборот. Надо было обеспечить оперативное доведение документа до руководства и исполнителей, контроль над прохождением документа и исполнением поручений, оперативный поиск информации и предоставление отчетности. Заказчик проекта – комитет информационных технологий Москвы – решил обратиться к СПО, чтобы сэкономить на тиражировании. Кроме того, такое решение можно сертифицировать для обработки информации, содержащей государственную тайну. «Заказчик получил максимальную гибкость функционала, минимальные сроки внедрения, прозрачные алгоритмы с минимумом затрат», – говорит Андрей Нечаев.
Магистральный госоператор «Ростелеком» повысил с помощью СПО скорость предоставления и рентабельность услуг. Компания должна была принять и обработать 40 млн обращений граждан во время крупного телевизионного ток-шоу. Обращения должны были поступать со всей страны через call-центры, автоответчики, SMS-шлюз с надежностью 0,99999. Решение на СПО было разработано и установлено за 3 месяца. Альтернативой мог стать набор лицензионных продуктов. «Мы бы дольше заключали контракты и ждали поставок», – объясняет выбор Андрей Нечаев.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль